Биохимия человека Том 1 - Марри Р. 1993

Биомолекулы и биохимические методы
Введение

Эта глава состоит из пяти основных разделов. В первом разделе рассматриваются состав организма и основные классы молекул, из которых он построен. Об этих молекулах будет идти речь на протяжении всей книги.

Основной структурной и функциональной единицей биологических систем является клетка. Именно в клетках протекает большинство химических реакций. Поэтому во втором разделе приведена краткая характеристика компонентов клетки и способов их выделения; значительная часть этой книги будет посвящена детальному описанию функций этих компонентов.

Задача третьего раздела вытекает из того обстоятельства, что биохимия является экспериментальной наукой. Очень важно понимать и уметь оценивать различные экспериментальные подходы и методы, используемые в биохимии, чтобы ее изучение не свелось к простому зазубриванию. Кроме того, биохимия — это не застывший свод непреложных знаний, а постоянно развивающаяся наука. Как и в других областях биомедицинских знаний, ее успехи в значительной степени зависят от новых экспериментальных подходов и прогресса в технологии.

В четвертом разделе кратко суммированы достижения биохимии. Общий взгляд на всю эту науку в целом позволит читателю лучше ориентироваться в представленном материале.

Таблица 2.1. Приблизительный элементный состав организма человека (в процентах к сухому весу)1)

Элемент

%

Элемент

%

Углерод

50

Калий

1

Кислород

20

Сера

0,8

Водород

10

Натрий

0,4

Азот

8,5

Хлор

0,4

Кальций

4

Магний

0,1

Фосфор

2,5

Железо

0,01



Марганец

0,001



Иод

0,00005

1) Из работы West Е. S., Todd W. R.: Textbook of Biochemistry, 3rd ed. Macmillan, 1961, с любезного разрешения.

Наконец, задача пятого раздела — показать, насколько ограничены наши знания во многих областях биохимии; это, в частности, касается процессов развития организма, дифференцировки тканей, функционирования мозга, причин возникновения рака и других болезней человека. Возможно, это обстоятельство возбудит у читателей желание внести свою лепту в развитие упомянутых областей исследования.