БИОЛОГИЯ Том 1 - руководство по общей биологии - 2004
5. КЛЕТКИ
5.6. Электронная микроскопия
5.6.3. Принцип действия и ограничения электронного микроскопа
Электронные микроскопы появились в 1930-х годах и вошли в повсеместное употребление в 1950-х.
На рис. 5.6 изображен современный трансмиссионный (просвечивающий) электронный микроскоп, а на рис. 5.7 показан путь электронного пучка в этом микроскопе. В трансмиссионном электронном микроскопе электроны, прежде чем сформируется изображение, проходят сквозь образец. Такой электронный микроскоп был сконструирован первым.

Рис. 5.6. Современный трансмиссионный электронный микроскоп.

Рис. 5.7. Траектория пучка электронов в трансмиссионном электронном микроскопе.
Электронный микроскоп перевернут «вверх дном» по сравнению со световым микроскопом. Излучение подается на образец сверху, а изображение формируется внизу. Принцип действия электронного микроскопа в сущности тот же, что и светового микроскопа. Электронный пучок направляется конденсорными линзами на образец, а полученное изображение затем увеличивается с помощью других линз. В табл. 5.3 суммированы некоторые сходства и различия между световым и электронным микроскопами. В верхней части колонны электронного микроскопа находится источник электронов — вольфрамовая нить накала, сходная с той, какая имеется в обычной электрической лампочке. На нее подаётся высокое напряжение (например, 50 000 В), и нить накала излучает поток электронов. Электромагниты фокусируют электронный пучок. Внутри колонны создается глубокий вакуум. Это необходимо для того, чтобы сократить до минимума рассеивание электронов из-за столкновения их с частицами воздуха. Для изучения в электронном микроскопе можно использовать только очень тонкие срезы или частицы, так как более крупными объектами электронный пучок почти полностью поглощается. Части объекта, отличающиеся относительно более высокой плотностью, поглощают электроны и потому на сформировавшемся изображении кажутся более темными. Для окрашивания образца с целью увеличения контраста используют тяжелые металлы, такие как свинец и уран.
Таблица 5.3. Сравнение светового и электронного микроскопов
| Трансмиссионный электронный микроскоп | Световой микроскоп | |
| Излучение | Электроны | Свет | 
| Длина волны | -0,005 нм | 400-700 нм | 
| Максимальное разрешение на практике | 0,5 нм | 200 нм | 
| Максимально полезное увеличение | х250 000 (на экране) | х1500 | 
| Линзы | Электромагнитные | Стеклянные | 
| Объект | Неживой, обезвоженный, относительно маленький или тонкий | Живой или неживой | 
| Удерживается на маленькой медной сетке в вакууме | Обычно лежит на предметном стекле | |
| Распространенные красители. | Содержат тяжелые металлы, которые отражают электроны | Цветные красители | 
| Изображение | Черно-белое | Обычно цветное | 
Электроны невидимы для человеческого глаза, поэтому они направляются на флуоресцирующий экран, который воспроизводит видимое (черно-белое) изображение. Чтобы получить фотоснимок, экран убирают и направляют электроны непосредственно на фотопленку. Полученный в электронном микроскопе фотоснимок называется электронной микрофотографией.
Преимущество:
1) высокое разрешение (0,5 нм на практике)
Недостатки:
1) подготовленный к исследованию материал должен быть мертвым, так как в процессе наблюдения он находится в вакууме;
2) трудно быть уверенным, что объект воспроизводит живую клетку во всех ее деталях, поскольку фиксация и окрашивание исследуемого материала могут изменить или повредить ее структуру;
3) дорого стоит и сам электронный микроскоп и его обслуживание;
4) подготовка материала для работы с микроскопом отнимает много времени и требует высокой квалификации персонала;
5) исследуемые образцы под действием пучка электронов постепенно разрушаются. Поэтому, если требуется детальное изучение образца, необходимо его фотографировать.