БИОЛОГИЯ Том 2 - руководство по общей биологии - 2004

17. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ У ЖИВОТНЫХ

17.8. Врожденное поведение

17.8.10. Альтруистическое поведение

Один из аспектов общественного поведения, до сих пор не вполне понятный, состоит в том, что некоторые особи затрачивают свое время и энергию на заботу о сородичах. Этот феномен называется альтруизмом и в своих крайних проявлениях означает действия на благо других с ущербом или даже непосредственным риском для себя самого.

Если речь идет о спаривании и заботе о потомстве, то альтруизм вполне объясним, поскольку совершенно очевидно, что дело касается передачи генов следующим поколениям и сохранения вида в целом. Например, самка павиана не отпускает от себя детенышей почти шесть лет, а большинство птиц выкармливают и защищают своих птенцов, пока те не смогут сами добывать пищу. Не столь очевидно другое — почему некоторые помогают не только собственному потомству, а, скажем, предупреждают об опасности любых членов группы или растят чужих детенышей.

Кое-что в этом плане проясняет поведение эусоциальных насекомых, для которых характерна кастовая система, например муравьев, некоторых ос и пчел. Здесь связанные с разделением труда и основанные на социальной иерархии преимущества для вида очевидны, однако непонятно, как в ходе эволюционной истории возникла такая организация.

Стерильные самки общественных насекомых по определению не дают потомства, но жертвуют жизнями ради братьев и сестер. Данные хромосомного анализа пчелиной матки, трутней и рабочих пчел показывают, что сестры (матка и рабочие) ближе друг к другу генетически, чем мать к своим детям. Объясняется это тем, что фертильная матка, как и рабочие особи, диплоидна, а трутень (самец) — гаплоиден. Следовательно, помогая размножаться собственной матери, рабочие фактически эффективнее увеличивают присутствие в популяции своих генов (у сестер), чем производя собственное потомство. Таким образом, переход к стерильности и альтруизму большинства особей не приводит к утрате важных для выживания вида наследственных признаков (в том числе чисто альтруистических), а для передачи их следующему поколению вполне достаточно одной сестры — матки.

Альтруистическое поведение широко распространено среди приматов и варьирует от совместной защиты от врага (у мартышковых) через взаимный груминг (уход за шерстью) и тенденцию делиться пищей (у человекообразных обезьян) до готовности пожертвовать жизнью за семью, «Бога, царя и отечество» (у людей). Масштабы альтруизма, по-видимому, коррелируют с генетической близостью особей, т. е. он сильнее всего проявляется среди родичей — родителей и потомства, братьев и сестер (сибсов), обладающих относительно высоким процентом общих аллелей. Следовательно, адаптивным результатом такого поведения должно стать повышение в популяции частоты аллелей, общих для «донора» и «реципиента» альтруистических действий. Такое поведение называется отбором родичей и сохраняется в поколениях, поскольку способствует выживанию и размножению носителей генов альтруизма даже в том случае, когда эти особи играют роль чистых его «реципиентов».

Для ситуаций, когда альтруизм охватывает не только родичей, но и практически всех представителей своего вида, постулирован такой же механизм. В принципе, любой биологический вид начинается с изменений в популяции, распространяющихся посредством установления родственных связей, следовательно, гены альтруизма будут сохраняться и после того, как часть их носителей пожертвует собой ради выживания остальных. Однако исходная корреляция его проявления со степенью родства должна сохраниться. Этот вывод подкрепляется полевыми наблюдениями: альтруистические действия гораздо чаще наблюдаются у животных, которые держатся стабильными семейными группами (например, зебры), чем у животных, которые образуют гигантские стада смешанного состава (например, гну).

Сходные примеры альтруистического поведения характерны и для человеческого общества, причем альтруизм в целом: заметнее проявляется среди близких родственников с большой долей общих аллелей.