БИОЛОГИЯ Том 2 - руководство по общей биологии - 2004

11. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ

11.3. Экологические исследования

Экологические исследования можно разделить на изучение либо множества организмов, населяющих данную территорию (экология сообществ, или синэкология), либо конкретного вида (аутэкология). В обоих случаях необходимо прежде всего ознакомиться с уже накопленными по выбранной теме данными и обсудить их, а затем четко определить цели, природу и рамки работы. Любое исследование направлено на разрешение неясных вопросов и(или) проверку гипотез.

Работа должна ставить перед собой как общие, так и частные (специфические) цели. Например:

1) удовлетворение научного любопытства;

2) развитие способности планировать исследования, формулировать гипотезы и разрабатывать экспериментальные методики;

3) развитие способности определять нерешенные вопросы и методы сбора качественных и количественных данных для их решения;

4) развитие навыков использования технических средств, включая аппаратуру и таблицы для идентификации организмов;

5) поиск оптимального способа регистрации данных;

6) развитие способности применять накопленные знания для интерпретации новых данных;

7) развитие критического взгляда на собранные ранее данные, проверка их достоверности и логичности сделанных на их основе выводов;

8) развитие способности обмениваться биологической информацией с помощью таблиц, графиков, записей и т. п.;

9) развитие в обществе бережного отношения к природе и понимания важности ее охраны;

10) углубление знаний об отношениях организмов между собой и средой их обитания, а также динамических вопросов экологии данного сообщества. Этот перечень можно продолжить, включив в него еще множество специфических задач (разд. 11.5).

11.3.1. Отчет об исследовании

Независимо от того, насколько удачно исследование и ценны собранные данные, результаты не принесут особой пользы другим исследователям, если не будут представлены в виде отчета, который должен выглядеть следующим образом.

1. Введение: включает обоснование выбора темы, проблемы, гипотезы и цели (что и зачем вы хотели сделать).

2. Метод: описание того, что вы делали, когда, где и каким способом, включая практически важные сведения о технических средствах и ходе работы в полевых и лабораторных условиях.

3. Результаты и наблюдения: конкретные цифры и данные, включая таблицы, графики, схемы и прочие формы сжатого и точного представления накопленного научного материала.

4. Обсуждение результатов: анализ полученных данных (по возможности количественный) на фоне того, что уже было известно ранее, и попытка сделать из этого определенные выводы.

5. Обсуждение правомерности выводов: критическая оценка использованных методов и источников возможных ошибок, а также предложения, касающиеся дальнейших исследований данной проблемы.

6. Список использованных публикаций.