БИОЛОГИЯ Том 3 - руководство по общей биологии - 2004

26. ЭВОЛЮЦИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Слово «эволюция» означает изменение чего-либо или кого-либо во времени. Одна из самых убедительных биологических теорий утверждает, что живые существа возникли в процессе эволюции из относительно простых химических соединений. Изучение эволюции служит отправной точкой для исследования природы самой жизни, ее происхождения, огромного разнообразия живых существ и принципиального сходства, лежащего в основе их структуры и функций.

В этой главе мы попытаемся изложить многочисленные теории возникновения жизни и возможные способы видообразования. В изучении истории жизни всегда проявлялась склонность к доктринерству. Доктринерство можно определить как сознательные попытки внедрения слепой приверженности к какому-либо убеждению или учению. Подобный подход не только далек от научного, но и нечестен в интеллектуальном плане, и мы постараемся избежать его в данной книге.

В настоящей главе будут кратко изложены наиболее распространенные теории происхождения жизни, с тем чтобы учащиеся получили представление о существовании разных точек зрения на это событие. Большая часть данных, на которых основываются эти теории, умозрительны, так как воспроизвести сколько-нибудь наглядно процессы, происходившие при возникновении жизни, невозможно. Это относится как к научным, так и к теологическим построениям. Однако одна теория, теория эволюции, все больше воспринимается не как некая отдельная теория, а как совокупность ряда научных гипотез, каждая из которых поддается проверке (см. приложение 2.1).

Научные данные, отобранные таким образом, чтобы создать связную картину процессов, лежащих в основе происхождения живых организмов и их разнообразия, будут представлены в этой главе и в гл. 27. Необходимость отбора уже делает картину не совсем объективной; впрочем, это касается изложения любой другой проблемы, относится ли она к истории, естественным наукам или метафизике. Однако, подчеркивая ограничения, присущие фактическим данным и принимаемым допущениям, авторы старались придать представленной в этой книге картине ту степень объективности и гипотетичности, которая должна быть свойственна доброкачественному научному обзору. Следует подчеркнуть, что собранные в этой главе данные и сделанные на их основе выводы соответствуют сегодняшним взглядам. Эти взгляды постоянно пересматриваются, и их достоверность ограничена уровнем наших знаний в каждый данный момент

26.1. Теории возникновения жизни

Теории, касающиеся возникновения Земли, да и всей Вселенной, разнообразны и далеко недостоверны. Она могла возникнуть из сгустка нейтронов в результате «Большого взрыва», родиться в одной из черных дыр или же была создана Творцом. Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении Вселенной. В свою очередь сторонники теологических теорий не обязательно отвергают гипотезу ученых о том, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснимые на основе законов природы.

Из главных теорий возникновения жизни на Земле следует упомянуть следующие:

1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм);

2) жизнь возникала многократно из неживой материи в процессе самопроизвольного зарождения;

3) жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);

4) жизнь была занесена на нашу планету извне (панспермия);

5) жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся законам химии и физики (биохимическая эволюция).

Далее мы посвятим каждой из этих теорий небольшой раздел.

26.1.1. Креационизм

Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; такого взгляда придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В 1650 г. архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что бог начал творить мир 1 октября 4004 г. до н. э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра созданием человека. Ашер получил эту дату, сложив возрасты всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, от Адама до Христа («кто кого родил»). С точки зрения арифметики это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, судя по археологическим данным, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия (1:1—26), вызвало и продолжает вызывать споры. Все христиане признают, что Библия — это завет Господа людям, однако по вопросу о продолжительности «дня», упоминающегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней, каждый продолжительностью по 24 часа. Они отвергают любые другие точки зрения и целиком полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение. Другие христиане не относятся к Библии как к научному труду и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей всех времен форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Для них описание сотворения живых существ скорее относится к ответу на вопрос «почему?», а не «каким образом?». Если наука в поисках истины широко использует наблюдение и эксперимент, то богословие постигает истину через божественное откровение и веру.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою... познаем, что вещи устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (послание к евреям, 11:1,3).

Вера признает вещи, которым нет доказательств в научном смысле слова. Это означает, что логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают друг друга. Для ученого научная истина всегда содержит элемент гипотезы, предварительности, но для верующего теологическая истина абсолютна.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и потому недоступный наблюдению; этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного творения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не сможет ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.