БИОЛОГИЯ Том 3 - руководство по общей биологии - 2004

26. ЭВОЛЮЦИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

26.8. Эволюция человека

26.8.2. Каменные орудия

Увеличение размеров головного мозга у Homo habilis, освобождение его рук от участия в локомоции и их способность крепко удерживать предметы в нужном положении привели к созданию каменных орудий. Homo habilis (буквально — «человек умелый»), вероятно, вначале использовал палки и гальку, как это делают современные шимпанзе и гориллы. Шимпанзе сдирают с ветки листья, прежде чем просунуть ее в термитник. Когда термиты облепят ветку, они вытаскивают ее и объедают насекомых. Самые первые артефакты, созданные человеком, были выделаны Homohabilis (2 млн. лет назад); это были ручные рубила, обработанные камни, служившие молотками, и скребла, изготовленные из лавы или кварца и использовавшиеся, в частности, для свежевания туш. Более поздние артефакты, создававшиеся Homo егесtus (1,5 млн. лет назад), требовали большего умения, как, например, удерживаемый в руке топор с двумя режущими краями. Однако более замысловатые орудия из кремня, кости и дерева появились лишь в верхнем палеолите (35 тыс. лет назад). Физическая способность производить орудия труда требует очень точной координации движений рук и глаз. Такие виды биологической активности должны опираться на знания, необходимые для того, чтобы выбрать соответствующие материалы, и суметь поделиться своими навыками с другими, а также чтобы пользоваться этими орудиями; все это относится к так называемой культурной компоненте развития человека (рис. 26.20).

Рис. 26.20. Набор орудий труда кроманьонца из верхнего палеолита. Поместив кремнёвое ядро на каменную наковальню, от него откалывали длинные довольно плоские куски, используя в качестве молотка гальку, а в качестве бородка — отросток оленьего рога. Затем эти сколы обрабатывали, превращая их в различные орудия. 1 — скребло с заостренным концом; 2 — резец для гравирования; 3 — микросверло; 4 — наконечник для дротика; 5—8 — рыболовные крючки. (По S. Tomkins, 1984, The origins of Mankind, Cambridge University Press.)

Прогресс в дизайне, выделывании и использовании орудий, начиная с гальки, применявшейся 2,5 млн. лет назад, и до ручных топоров, появившихся 0,2 млн. лет назад, кажется невероятно медленным, если сравнивать его с технологическими достижениями человечества за последние 100 лет. С 1890 г. мы прошли путь от первого самолета до посылки людей на Марс, справились с помощью прививок и антибиотиков с большинством инфекционных болезней, научились пересаживать органы и создавать искусственные конечности и органы, достигли небывалых высот в информатике, расширили возможности наших органов чувств с помощью электронных микроскопов и радиотелескопов, научились использовать ядерную энергию и потенциальные возможности биотехнологии. Эти быстрые технологические успехи не связаны с увеличением размеров головного мозга — они стали возможны в результате успехов в науке и развитии, опирающемся на знания и умения, передаваемые нам предшествующими поколениями. Ребенок, выращенный животными в полной изоляции от людей (как легендарный Тарзан), обладал бы не большими познаниями в технике, чем наши предки-гоминиды. Только в результате воспитания и обучения, т. е. передачи культуры, люди способны к экспоненциальному технологическому продвижению вперед, наблюдаемому за последние 100 лет.