МЕДИЦИНСКАЯ БОТАНИКА - А.Г. Сербин - 2003

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Введение

1. Сформулируйте цели и задачи медицинской ботаники.

2. Как связана медицинская ботаника с профессионально ориентированными дисциплинами?

3. Какое воплощение получают знания и навыки по медицинской ботанике в практической деятельности провизора, клинического провизора, провизора- косметолога?

4. Назовите и охарактеризуйте основные разделы ботаники.

5. Охарактеризуйте значение растений и положение в системе живых организмов.

6. Какие признаки присущи живым организмам? Особенности их проявления у растений.

Растительная клетка

1. Дайте современное определение клетки. В чем различие клеток прокариот и эукариот?

2. Кем основана клеточная теория? Каковы ее главные положения?

3. Что такое протопласт, из чего он состоит?

4. Каковы структура, химический состав, физические и биологические свойства цитоплазмы?

5. Охарактеризуйте строение, химический состав и функции ядра.

6. Что является носителем наследственности в растительных и животных клетках?

7. Назовите типы и разновидности пластид, их значение.

8. В чем особенности строения, состава и функции хлоропластов?

9. Какое практическое использование находят пигменты пластид?

10. Что представляет собой биологическая взаимосвязь пластид? Приведите примеры взаимопревращений пластид.

11. Каковы структура, химический состав и функции митохондрий?

12. В чем особенности строения и состава рибосом, каковы их функции?

13. Где локализуются в клетке прорибосомы, рибосомы и полирибосомы?

14. Назовите эндомембранные структуры цитоплазмы.

15. В чем отличия строения и функции гранулярного и агранулярного эндоплазматического ретикулума?

16. Из каких мембранных структур состоит комплекс Гольджи, какую роль он играет в растительной клетке?

17. Какие компоненты протопласта принимают участие в образовании клеточной оболочки?

18. Опишите последовательность и суть процессов появления, роста и утолщения клеточной оболочки.

19. Какой химический состав первичной и вторичной оболочек?

20. Появление каких веществ в составе оболочек вызывает вторичные изменения? Какие названия носят эти изменения и какие свойства приобретает оболочка?

21. Что такое поры клеточной оболочки, какими они бывают, какова их роль?

22. Приведите примеры типов поровости клеточной оболочки механических и проводящих тканей.

23. Приведите примеры внутренних и внешних утолщений оболочки, которые учитываются как систематические и диагностические признаки.

24. На какие группы делятся клеточные включения по физико-химическим признакам и роли?

25. Укажите резервные вещества клетки и их энергетическую ценность.

26. Какие виды крахмала существуют в растениях, в чем их различие и роль?

27. В каком виде и где в клетке резервируется крахмал?

28. Какое строение имеют крахмальные зерна, в чем их диагностическое значение?

29. Какова химическая природа инулина, где и в каком виде он накапливается в клетке? Какие качественные реакции можно использовать для его выявления?

30. Какой резервный полисахарид и в каком состоянии накапливают грибные клетки?

31. В каком виде и где в клетке резервируется простой белок?

32. Чем отличаются сложные алейроновые зерна от простых?

33. В каком виде и где находятся запасные жиры клетки?

34. На чем основана диагностическая значимость структурированных клеточных включений?

35. Приведите качественные микрореакции на запасные включения.

36. Как образуются и какой вид имеют развитые вакуоли растительных клеток? Какова их роль?

37. Охарактеризуйте химический состав клеточного сока.

38. Укажите группы биологически активных соединений, которые используются в медицине.

Растительные ткани

1. Дайте толкование термину «настоящая ткань».

2. Что представляют собой «ложные ткани»? Каким группам организмов они присущи?

3. На какие разновидности делятся ткани по морфологическим признакам?

4. Укажите ткани, которые выполняют защитную функцию.

5. Какие ткани обеспечивают обмен веществ?

6. Охарактеризуйте образовательные ткани, укажите их локализацию в органах растений.

7. Чем обусловлено наличие большого количества рибосом в меристематических клетках?

8. Дайте определение первичной покровной ткани — эпидермы.

9. Из каких гистологических элементов состоит эпидерма?

10. Каковы особенности базисных эпидермальных клеток?

11. Какие диагностические признаки эпидермы могут указать на принадлежность растения к классу одно- или двудольных покрытосеменных?

12. Охарактеризуйте строение и функции устьичного аппарата.

13. Назовите типы устьичных аппаратов семенных растений.

14. Приведите определения, классификационные группы трихом и примеры лекарственных растений, которые имеют опушение.

15. Сформулируйте понятия «перидерма», «корка». В чем состоит особенность их строения?

16. Какова структура и принцип функционирования чечевичек?

17. Чем различаются между собою чешуйчатая и кольчатая корки?

18. Дайте классификацию и характеристику выделительных тканей.

19. Назовите структуры, которые обеспечивают внешнюю и внутреннюю секреции.

20. Какую функцию выполняют и где находятся нектарники и осмофоры?

21. Что представляет собой процесс гуттации?

22. В чем состоит принципиальное различие между лизигенными и схизогенными вместилищами?

23. Как классифицируются млечники в зависимости от строения и образования?

24. В чем заключается особенность строения клеток механических тканей?

25. Дайте определение колленхимы, укажите и охарактеризуйте отличия видов колленхимы.

26. В чем состоит существенное отличие склеренхимы от колленхимы?

27. Какие признаки присуши склереидам, в каких органах и частях растения они встречаются чаще всего?

28. Дайте характеристику древесинных и лубяных волокон. Отметьте их народнохозяйственное значение.

29. Где размещаются коровые и периваскулярные волокна?

30. Охарактеризуйте два противоположные тока веществ (восходящий и нисходящий) у растений.

31. Какие типы сосудов вы знаете?

32. Что представляют собой трахеиды?

33. Какую функцию выполняют клетки-спутницы?

34. Дайте определение ксилемы и флоэмы. Назовите элементы этих комплексных тканей.

35. Назовите виды сосудисто-волокнистых пучков. Какие из них присущи однодольным?

36. Перечислите группы основных тканей, их особенности и функции.

Вегетативные органы

Корень

1. Какие группы растений имеют корни? Какие функции выполняют корни?

2. На какие зоны делится корень? Охарактеризуйте их.

3. Назовите ткани и их системы при первичном строении корня.

4. Какую функцию выполняет эпиблема?

5. Охарактеризуйте состав первичной коры: экзодерму, мезодерму и эндодерму.

6. По каким признакам первичного анатомического строения корня можно установить принадлежность растения к классу одно- или двудольных?

7. Появление какой ткани предопределяет вторичное анатомическое строение корня?

8. В чем состоит отличие строения корней деревянистых растений от травянистых?

9. Охарактеризуйте анатомические особенности корнеплодов монокамбиального и поликамбиального типов.

Стебель

1. Назовите анатомические диагностические признаки стебля, по которым можно установить принадлежность травянистого растения к классу однодольных.

2. На примере стебля ржи охарактеризуйте специфичность анатомического строения соломины злаков.

3. Опишите характерные признаки корневищ однодольных растений.

4. Охарактеризуйте последовательность формирования анатомического строения в стеблях двудольных растений.

5. Дайте характеристику типам анатомического строения стеблей травянистых двудольных растений.

6. В чем заключается схожесть и отличие анатомического строения корневищ двудольных с их стеблем и корнем?

7. Каковы различия в непучковом строении стеблей травянистых и древес! 1ых двудольных?

8. Назовите отличительные особенности строения стеблей деревянистых двудольных и хвойных растений.

Лист

1. Какие типы анатомического строения листьев вы знаете? В чем их отличия?

2. Что представляют собой жилки листа?

3. По каким анатомическим признакам листа можно установить принадлежность растения к экологическим группам: гидро-, гигро-, мезо- и ксерофитам?

4. Перечислите основные при знаки анатомического строения листа, которые используются при микроскопической диагностике и идентификации растения или растительного сырья