МЕДИЦИНСКАЯ БОТАНИКА - А.Г. Сербин - 2003

РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЯ, ФИТОЦЕНОЛОГИЯ, ФИТОГЕОГРАФИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает экология растений?

2. На какие группы делятся факторы окружающей среды?

3. Назовите и охарактеризуйте основные абиогенные факторы.

4. Какие основные группы растений по отношению к увлажненности местообитания выделяются? Укажите морфолого-анатомические признаки растений каждой группы.

5. Как влияет температура на развитие и морфолого-анатомические особенности растений? Приведите примеры термофилов и криофилов.

6. Какие группы растений по отношению к интенсивности освещения вам известны? Приведите примеры представителей этих групп.

7. Что такое фотопериодизм?

8. Как влияет химический состав воздуха на жизнедеятельность растений?

9. Как приспосабливаются растения к движению воздуха? Приведите примеры положительного действия ветра.

10. Опишите влияние эдафических факторов на развитие растений.

11. Укажите основные экологические группы растений по отношению к составу почвы.

12. В чем заключается влияние рельефа на растительность?

13. Какие факторы внешней среды относятся к биотическим факторам?

14. Охарактеризуйте на примерах проявления зоогенных факторов.

15. Как подразделяются фитогенные факторы в зависимости от характера взаимовоздействия растений?

16. Охарактеризуйте антропогенный фактор.

17. Что такое интродукция? Каково ее влияние на флору и ландшафт?

18. Какое значение имеют геологические и исторические факторы?

19. В чем выражается взаимосвязь и взаимовлияние экологических факторов?

Элементы фитоценологии

1. Что изучает фитоценология?

2. Назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие фитоценологии.

3. Дайте определения понятий: «фитоценоз», «биоценоз», «биогеоценоз». Приведите примеры фитоценозов.

4. Какие признаки характеризуют строение и структуру фитоценозов?

5. Охарактеризуйте надземную и подземную ярусность в травянистом сообществе. Приведите пример многоярусного фитоценоза.

6. Какие культурные фитоценозы вам известны?

7. Приведите примеры смены аспекта фитоценоза.

8. Что подразумевается под подвижностью фитоценоза?

9. Приведите примеры лекарственных растений, доминирующих в определенных фитоценозах — в лесу, на лугах, болотах, в поле, саду.

10. В чем заключается экономическое значение фитоценозов?

11. Дайте детальную классификацию фитоценозов.

12. Сформулируйте понятия: «ассоциация», «группа ассоциаций».

13. Какой вид называется доминирующим?

14. Что объединяет формация? Приведите примеры формаций и группы формаций.

15. Перечислите типы растительности Земли.

16. Сформулируйте понятие «агрофитоценоз». Приведите примеры простых и сложных агрофитоценозов.

Элементы фитогеографии

1. Что изучает ботаническая география?

2. Сформулируйте понятие «ареал», укажите типы ареалов.

3. Что представляет собой явление эндемизма и космополитизма?

4. Назовите несколько ареалов, разных по форме и видам.

5. Сформулируйте понятия: «флора», «растительность», «ландшафт».

6. Перечислите типы биомов — растительного покрова Земли.

7. Какому фактору принадлежит главенствующая роль в формировании растительного покрова?

8. Охарактеризуйте влажные тропические леса. Приведите примеры растений.

9. Чем отличается листопадный тропический лес от влажного? Приведите примеры растений листопадных лесов.

10. Охарактеризуйте климатические условия и растительность субтропических лесов.

11. В каких странах встречаются жестколистные леса?

12. Приведите примеры растительности степи, прерий и пампасоЕ.

13. Почему луга носят азональный характер? Какие типы лугов вам известны?

14. Охарактеризуйте климатические условия и виды пустынь. Назовите растения холодных арктических и высокогорных пустынь.

15. Укажите климатические области, которые занимают летнезеленые смешанные леса. Какие лекарственные растения им присущи?

16. Перечислите морфолого-физиологические особенности растений в зимнезеленых хвойных лесах.

17. Чем обусловлено специфическое морфологическое строение растений тундры?

18. Что такое блуждающий тип растительности?

19. Приведите примеры растительности сфагновых болот.

20. Какой ученый впервые определил границы флористических царств? Изменяются ли эти границы и почему?

21. Перечислите флористические области Земли.

22. Какие семейства преобладают в Голарктической области? Приведите примеры лекарственных растений.

23. Назовите климатические условия и растительность, которые присущи Палеотропической области.

24. Перечислите эндемики Неотропической области.

25. Где находится Капская область и какие семейства в ней преобладают?

26. Какими видами знаменита Австралийская область?

27. Какая область представлена лишайниками и болотной растительностью?

28. Как влияетчеловек на географическое распространение растений?

29. Назовите районы земного шара, наиболее одаренные разнообразной растительностью.

30. Сформулируйте понятия: «интродукция», «акклиматизация» и «натурализация».

31. Назовите родину жизненно важных растений: картофеля, кукурузы, пшеницы, ржи, гороха, горчицы, риса, томатов, огурцов, хлопка, капусты, моркови, абрикоса, миндаля, кофе и рицины.

Охрана растительного мира

1. Приведите примеры: «исчезающих видов», «редко встречающихся видов» и «охраняемых видов».

2. Перечислите организации и учреждения, которые регламентируют и контролируют природоохранную деятельность государств и международного сообщества.

3. Какие сведения о растениях заносятся в Красную книгу государств?

4. Приведите примеры растений, входящих в Красную книгу мира, являющихся редчайшими и требующими особой охраны?

5. Какие нормативные документы, направленные на охрану окружающей среды, вам известны?

6. Какие мероприятия, проводимые организациями, учреждениями и гражданами, способствуют охране и воспроизведению редких, ценных, исчезающих и реликтовых видов?