Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2018
Диагностическая работа № 2
Вариант 4
Часть 1
Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2)<...> в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) От результатов экспертизы архитектурного наследия зависит, будет ли город сохранён и отреставрирован или же будет реконструирован и застроен современными зданиями.
2) При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.
3) Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.
4) Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.
5) Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.
Ответ: 14 <или> 41
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Между тем
Вопреки этому,
Вероятно,
Ведь
Однако
Ответ: ведь
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова вопрос. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Вопрос, -а, м.
1) Словесное обращение, требующее ответа. Задать в.
2) Та или иная задача, требующая решения, проблема. Поднять в.
3) Дело, зависящее от чего-н. В. чести.
4) разг. Нечто неясное, до конца неизвестное. Поедем мы туда или нет — это ещё большой в.
Ответ: 2
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
зАняли
намЕрение
осведомИться
бАнты
углубИть
Ответ: осведомиться
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Вместо обычного гудка, который слышит абонемент, набравший номер, мобильный оператор предлагает слушать мелодию — рингтон.
Задачи эстетического воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью.
Микеланджело создал статую Давида из цельного куска мрамора.
В честь праздника Настенька надела нарядное новое платьице с бантиками на плечах.
Известно, что каратиноиды — особые красящие вещества — придают цвет пищевым продуктам.
Ответ: абонент
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
шесть вишен
(правая) туфля
Наивысшее наслаждение
здоровые дёсны
Четырёхстами людьми
Ответ: четырьмястами
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
Грамматические ошибки
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение в построении сложного предложения
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
Предложения
1) Охваченный в тот период «революционными» настроениями, Блок с особым вниманием присматривался к Клюеву и Есенину.
2) Спор о Серебряном веке вылился как в затяжные культурологические дискуссии на Западе, так и в нашей стране.
3) Вчитываясь в рассказы Чехова, можно за видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения.
4) Семейный конфликт в комедии «Лес» отражает огромные сдвиги, происходившие в русской жизни той эпохи.
5) Вопреки прогнозов синоптиков, погода в сентябре стояла тёплая и сухая.
6) Я спросил у старшего брата, что могу ли я взять его конструктор.
7) Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.
8) Опомнившись и схватив рюкзак, ноги понесли Сергея прочь от этой тёмной улочки.
9) Жуковский принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогает их жёнам.
Ответ: 58692
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заж..галка
приподн..мать
зак..ляться
бл..стеть
сув..ренитет
Ответ: закаляться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..мета, пр..мудрый
под..скал, с..грал
о..дирал, по..стелил
бе..вкусен, ..жать (в ладони)
пр..ступил (к делу), пр..рвать (молчание)
Ответ: подыскал, сыграл
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заносч..вый
щавел..вый
забол..вать
мешоч.. к
коч..вали
Ответ: заносчивый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
посе..нный
колебл..шься
движ.. мый
расстро..вшись
ненавид..мый
Ответ: колеблешься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В годы Великой Отечественной войны появилось (не)мало поэм, но наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.
Основой сюжета становится далеко (не)новое в литературе столкновение сильной личности и толпы.
«Порой важнее (не)что сказано, а как сказано!» — этой фразой Игорь завершил наш спор.
Дверь оказалась (не)заперта, и я осторожно вошёл в дом.
(Не)брившийся почти неделю, со взъерошенными волосами, осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.
Ответ: немало
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Струя свежего воздуха пробежала (по)моему лицу, и я открыл глаза: в окне застыло (тёмно)серое небо.
Этот город — такой большой, хвастливо чистый — неуютен, (как)будто он создан не для людей, а (на)показ.
Выйти из саней было нельзя: снегу навалило (пол)аршина; я (на)силу дождался, когда мы подъедем к постоялому двору.
Что(бы) меня не сочли слабым, я, (не)смотря на крайнюю усталость, не решался попросить о передышке.
Яков вошёл в зал, я решил поступить так(же) — оказалось, там собралось (не)мало народу.
Ответ: чтобы, несмотря (на)
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Омары уже были прода(1)ы, и теперь старик мог спокойно стоять хоть до вечера, с величестве(2)ой повадкой поглядывать вокруг, рисуясь своей глиня(3)ой трубкой и красным беретом, спуще(4)ым на одно ухо.
Ответ: 24 <или> 42
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Горького интересует не столько социальный аспект противостояния героев сколько их неготовность реально осмыслить своё положение.
2) Течение времени в платоновском «Котловане» то почти останавливается то стремительно но ненадолго ускоряется.
3) В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел утвердить идею человечности и самоценности жизни и непреложность традиционных нравственных ценностей.
4) Природа в лирике Н. Заболоцкого жива и бесконечно многообразна изменчива и противоречива.
5) В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали внутри станцию и велось строительство её верхнего деревянного этажа.
Ответ: 14 <или> 41
16. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Большинство читателей и критиков (1) опубликованных глав романа «Герой нашего времени» (2) восприняли Печорина как героя отрицательного. Император Николай I (3) знакомясь с первой частью произведения (4) решил, что «героем наших дней» будет непритязательный и честный Максим Максимыч.
Ответ: 34 <или> 43
17. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У этого человека наблюдалось постоянное стремление окружить себя оболочкой, создать себе (1) так сказать (2) футляр. Действительность раздражала его, и (3) может быть (4) для того, чтоб оправдать своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое.
Ответ: 1234 <или> другая последовательность этих цифр
18. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отечество есть тот таинственный живой организм (1) очертания (2) которого (3) ты не можешь отчётливо для себя определить и при этом непрерывно чувствуешь его прикосновение к себе (4) ибо ты связан с этим организмом неразрывной связью.
Ответ: 14 <или> 41
19. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звёзды безмятежно сияли на тёмно-голубом своде (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди, думавшие (4) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (5) мне стало смешно.
Ответ: 12345 <или> другая последовательность этих цифр
Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него тоже в неё садились. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову прийти не могло, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)И Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы.
(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.
(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит — упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.
(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...
(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.
(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, у птицы перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.
(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность. (49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
(51)И поэтому люди бывают счастливы.
(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(по Л. И. Лиходееву*)
* Леонид Израилевич Лиходеев (1921 — 1994) — русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.
2) Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит — не способны сделать открытие.
3) Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.
4) В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.
5) Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.
Ответ: 34 <или> 43
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 19 — 21 представлено повествование.
2) Предложения 23 — 25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.
3) В предложениях 38 — 41 представлено описание.
4) Предложения 47 — 50 содержат следствие того, о чём говорится в предложениях 45 — 46.
5) В предложениях 52 — 54 представлено повествование.
Ответ: 24 <или> 42
22. Из предложений 1 — 4 выпишите фразеологизм.
Ответ: в голову прийти; прийти в голову
23. Среди предложений 1 — 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 3
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
24. «Л. И. Лиходеев в представленном тексте ведёт непринуждённый разговор с читателем о таком важном человеческом качестве, как умение удивляться. Авторская речь в данном фрагменте подвижная, естественная, она меняет форму и краски, оттого возникает ощущение присутствия автора, ощущение живой устной беседы.
Этот эмоциональный фон на протяжении всего текста поддерживается целым набором средств художественной выразительности. В синтаксисе это, например, (А) ... (предложения 10, 32), а также такой приём, как (Б) ... (предложения 45 — 46, 47 — 49). А на лексическом уровне — (В) ... ("эка невидаль", "болтают") и такой троп, как (Г) ... (великую тайну природы, волшебный ковёр-самолёт, прекрасные сказки)».
Список терминов
1) эпитеты
2) антонимы
3) неполные предложения
4) разговорная лексика
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) метонимия
9) анафора
Ответ: 3941
А |
Б |
В |
Г |
Часть 2
Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответ. Варианты 3 и 4
Основные проблемы |
Позиция автора |
1. Проблема неравнодушного отношения к жизни, умения человека удивляться. (Какую роль играет неравнодушное отношение к жизни, умение удивляться в науке и творчестве? Какое место оно занимает в общем прогрессе человечества? Как взаимосвязаны умение удивляться и способность сделать открытие?) |
1. Все открытия — от научных до творческих — происходят от неравнодушия человека, от его умения удивляться. Если человек не умеет удивляться, он ничего не сможет создать в жизни. Удивление важно в любой сфере человеческой жизни. |
2. Проблема взаимосвязи способности удивляться и полноты жизни человека. (Какое место занимает умение удивляться в жизни конкретного человека? Можно ли ощутить полноту жизни без способности удивляться?) |
2. Без умения удивляться жизнь скучна, мир воспринимается однобоко, без полноты красок; человек без этого умения обрекает свою жизнь на скучное, безрадостное, бесполезное существование, где нет мечты, лишает себя прекрасного, возможности развития |
3. Проблема равнодушного отношения к жизни, неумения человека удивляться. (К чему ведёт равнодушие человека, неумение и нежелание удивляться?) |
3. Равнодушные люди, которые не умеют удивляться, не могут ощутить полноту жизни; их жалко, за них стыдно. |