Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Тесты
Основные типы речи

Вариант 1

Задание 1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Новгород расположен на берегах полноводного Волхова. (2) Он как бы пропускает через себя клубящиеся мутно-жёлтые быстрые воды глубокой и древней реки. (3) Его кремль в беспрерывном движении. (4) Если смотреть на него из окна гостиницы, кажется, что Волхов стоит, а движется кремль, плывут по Волхову София,

часовня, башни... (5) А если сидеть в солнечный ветреный день в кремлёвском саду и смотреть на золотой купол Софии, — видишь, как отражаются в нём тени облаков, как непрерывно меняет свой тон золото купола.

(Д. Лихачёв)

1) Описание.

2) Повествование.

3) Рассуждение.

4) Повествование и рассуждение.

Ответ: 1

Текст представляет собой описание Новгородского кремля и реки Волхов.

Задание 2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Бывает, что взрослые, ласково обращаясь к маленькому ребёнку, тоном радостного узнавания спрашивают: «А это кто тут сидит? Это наш Андрюша!»; «А это кто пришёл? Это Таня пришла!». (2) На первый взгляд такие вопросы могут показаться странными: разве бабушка не видит, кто тут сидит или кто пришёл? (3) Это же её собственные внуки! (4) Зачем задавать такие глупые вопросы? (5) А между тем осознание их необходимости говорит о тонкой педагогической интуиции некоторых взрослых. (6) Задаются эти вопросы ради ребёнка. (7) Для него очень важен отклик взрослых на его присутствие или появление: «Я есть, я существую, меня заметили и узнали!»

(М. Осорина)

1) Описание.

2) Повествование.

3) Рассуждение.

4) Повествование и описание.

Ответ: 3

Признак рассуждения — вопросно-ответный способ изложения мысли.

Задание 3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) В обеденную пору Иван Фёдорович въехал в село Хортыще и немного оробел, когда стал приближаться к господскому дому. (2) Дом этот был длинный и не под очеретяною, как у многих окружных помещиков, но под деревянною крышею. (3) Два амбара во дворе тоже под деревянною крышею; ворота дубовые. (4) Иван Фёдорович похож был на того франта, который, заехав на бал, видит всех, куда ни оглянется, одетых щеголеватее его. (5) Из почтения он остановил возок возле амбара и подошёл пешком к крыльцу.

(Н. Гоголь)

1) Повествование и описание.

2) Повествование и рассуждение.

3) Рассуждение.

4) Описание.

Ответ: 1

1-е и 5-е предложения — повествование; 2 — 4-е — описание.

Задание 4. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) В 1762 г. в результате дворцового переворота на российский престол взошла императрица Екатерина II. (2) Поддержку ей оказали гвардейские офицеры во главе с братьями Орловыми. (3) Один из братьев, Григорий, был фаворитом императрицы. (4) В 1768 г. зодчий А. Ринальди получил от Екатерины заказ на постройку «здания благодарности» — дворца для царского фаворита графа Григория Григорьевича Орлова.

(В. Дмитриев)

1) Рассуждение.

2) Описание.

3) Рассуждение и описание.

4) Повествование.

Ответ: 4

Повествование — последовательность событий, разворачивающихся во времени. Глаголы передают динамику событий.

Задание 5. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Сколько чуши в последние годы подаётся в качестве незыблемой истины! (2) Сколько дров наломано! (3) Взять хотя бы тему отцов и детей. (4) Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как — хлоп! — взялись за них же, за родителей. (5) «Воспитание ребёнка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить...» (6) Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты... (7) А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.

(И. Медведева)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование.

4) Описание и повествование.

Ответ: 2

Признаки рассуждения — риторические восклицания, цитирование.

Задание 6. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Стояли жаркие, безветренные июньские дни. (2) Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие берёзовые и липовые листы. (3) Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щёлкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печёт. (4) По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением.

(Л. Толстой)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование.

4) Описание и рассуждение.

Ответ: 1

Признаки описания — использование имён прилагательных, глаголы несовершенного вида передают действия описываемых предметов.

Задание 7. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Петербург. (2) Сенатская площадь. (3) Сюда 7 августа 1782 года после полудня сходился народ на открытие памятника Петру I. (4) Наконец на главной трибуне у здания Сената появилась императрица. (5) Ударил артиллерийский салют, и покрывало упало. (6) Перед глазами зрителей появился один из самых удивительных скульптурных монументов XVIII столетия: всадник на скале, властной рукой поднявший на дыбы коня. (7) Этот всадник воплощает идею величия, мудрости и решительности Петра I как государственного деятеля, преобразователя страны и полководца. (8) Вот почему каждая деталь памятника играет свою важную роль: скала — символ трудностей, которые преодолевала Россия; растоптанная змея олицетворяет поверженное зло, зависть и козни врагов Петра I.

(Е. Глушкина)

1) Повествование и описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование и рассуждение.

4) Повествование, описание и рассуждение.

Ответ: 4

1 — 5-е предложения — повествование; 6-е — описание; 7 — 8-е — рассуждение.

Задание 8. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Многие матери маленьких детей говорят о том, что их дети не любят, когда мама заметно меняет свою внешность: переодевается в новый наряд, красится. (2) Так, одному мальчику мама продемонстрировала своё новое платье, надетое к приходу гостей. (3) Он внимательно посмотрел на неё, горько заплакал, а потом принёс её старый халат, в котором она всегда ходила дома, и стал совать ей в руки, чтобы она его надела. (4) Он хотел видеть свою настоящую маму, а не переодетую чужой тётей.

(5) Мать для ребёнка — ось, на которой держится его мир, и важнейший ориентир, который должен быть всегда опознаваем, а потому должен обладать постоянными признаками. (6) Кстати, авторитарные вожди, ощущая себя родительскими фигурами, хорошо понимали детские черты в психологии подвластных им народов. (7) Поэтому они старались ни при каких обстоятельствах не менять свой внешний облик, оставаясь символами постоянства основ государственной жизни.

(М. Осорина)

1) Повествование и описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование и рассуждение.

4) Описание и повествование.

Ответ: 3

1-е, 4 — 7-е предложения — рассуждение; 2 — 3-е — повествование (рассказ о конкретном событии).

Задание 9. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Тоска по подвигу свойственна человеку. (2) «Если мы будем рассчитывать, что всё само образуется без нас, некому будет помочь Богу», — пишет Григорий Померанц. (3) «Нельзя быть поэтом в душе, как нельзя быть сапожником в душе», — жёстко сказала Марина Цветаева. (4) Оруэлл через десять лет — каких лет! — ответил страшнее: «Быть человеком в душе нельзя. (5) Быть человеком можно только в реальности».

(В. Харченко)

1) Повествование.

2) Рассуждение.

3) Описание и рассуждение.

4) Описание.

Ответ: 2

Рассуждение строится с помощью сопоставления цитат.

Задание 10. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) В один из последних дней сентября морской ветер быстро и безостановочно гнал по небу тяжёлые, тёмные тучи. (2) Дождь шёл ливнем. (3) Непогода и грязь задерживали жителей Петербурга по домам, и потому к ночи улицы города сделались совершенно пусты. (4) Нева с шумом катила свои чёрные волны, выступая из берегов с чрезвычайною быстротою, а часто повторяющиеся со стен Петропавловской крепости и Адмиралтейства пушечные выстрелы — предостерегающие сигналы, установленные ещё Петром Великим, — оповещали обитателей столицы об опасности, угрожавшей им от наводнения.

(Е. Карпович)

1) Описание.

2) Рассуждение и повествование.

3) Повествование.

4) Описание и рассуждение.

Ответ: 1

Описание наводнения в Петербурге строится с помощью прилагательных и глаголов несовершенного вида.

Вариант 2

Задание 1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) В Ленинграде мне как-то встретился шофёр такси. (2) Я спешил на вокзал, и, может быть, поэтому он принял меня за приезжего. (3) Всю дорогу он рассказывал мне историю Ленинграда, домов, мимо которых мы проезжали. (4) Он не успевал рассказать всё, что хотел, и только мотал головой, как от зубной боли, от всего невысказанного...

(Д. Лихачёв)

1) Повествование и описание.

2) Рассуждение и повествование.

3) Повествование.

4) Описание и рассуждение.

Ответ: 3

Повествование — рассказ о событии. Глаголы передают динамику события.

Задание 2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Лодка поворотила и стала огибать выдавшийся берег. (2) Вдруг гребцы опустили вёсла и недвижно уставили очи. (3) Остановился и пан Данило: страх и холод прорезался в казацкие жилы.

(4) Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из неё высохший мертвец. (5) Борода до пояса; на пальцах когти длинные, ещё длиннее самих пальцев. (6) Тихо поднял он руки вверх. (7) Лицо всё задрожало у него и покривилось. (8) Страшную муку, видно, терпел он. (9) «Душно мне! душно!» — простонал он диким, нечеловечьим голосом. (10) Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю.

(Н. Гоголь)

1) Описание.

2) Рассуждение и повествование.

3) Повествование и описание.

4) Описание и рассуждение.

Ответ: 3

1 — 4-е, 6 — 10-е предложения — повествование; 5-е предложение — описание.

Задание 3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлении!) в отрывке?

(1) Убранство вестибюля Зимнего дворца очень скромно. (2) Зато великолепно оформлена Парадная лестница, занимающая всю высоту дворца в его центральной части. (3) От средней площадки лестница расходится в две стороны, а с верхней площадки можно попасть на обходную галерею, отделённую 14 пышными коринфскими колоннами. (4) Карниз украшен скульптурными медальонами и иероглифами, стены покрыты молочно-белой краской, потолочный свод расписан в технике гризайль мастером Дж. Б. Скотти, а пол выложен серыми и белыми мраморными плитами.

(В. Дмитриев)

1) Рассуждение и повествование.

2) Описание и повествование.

3) Описание и рассуждение.

4) Описание.

Ответ: 4

Описание Парадной лестницы Зимнего дворца, перечисление деталей интерьера, активно используются имена прилагательные.

Задание 4. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Конечно, «малой» родиной может быть и большой город, вернее какой-то милый сердцу район города. (2) У Булата Окуджавы — это старый Арбат, у Юрия Нагибина — Армянский переулок.

(3) Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. (4) Потому что «малая» родина — это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. (5) Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. (6) Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности.

(В. Распутин)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование.

4) Описание и повествование

Ответ: 2

Рассуждение-размышление над содержанием понятия «малая родина».

Задание 5. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (2) Да потому что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало. (3) Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (4) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

(Д. Лихачёв)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование.

4) Повествование и описание.

Ответ: 2

Признаки рассуждения — вопросно-ответная форма изложения, обращение к читателю (постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу).

Задание 6. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Котёнок проснулся и обнаружил у себя хвост. (2) Это было для него большим открытием, и потому он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем — бросился его ловить.

(3) И, глядя на весёлую, самозабвенную возню котёнка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот куцый хвостик.

(Ф. Кривин)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование и описание.

4) Повествование и рассуждение.

Ответ: 4

1 — 2-е предложения — повествование; 3-е — рассуждение.

Задание 7. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) В светлой горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

(2) Приезжий сбросил на лавку шинель, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провёл бледной худой рукой по голове — седые волосы его слегка курчавились, красивое удлинённое лицо с тёмными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. (3) В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

— Эй, кто там!

(И. Бунин)

1) Описание.

2) Описание и рассуждение.

3) Описание и повествование.

4) Повествование и рассуждение.

Ответ: 3

1-е предложение — описание; 2-е — повествование и описание; 3-е — повествование.

Задание 8. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб-эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали флигель-адъютантство и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользовавшейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал свою связь с невестой, отдал небольшое имение своё сестре и уехал в монастырь, с намерением поступить в него монахом.

(Л. Толстой)

1) Повествование.

2) Рассуждение.

3) Описание и рассуждение.

4) Описание.

Ответ: 1

Повествование строится с помощью глаголов совершенного вида, которые передают последовательность событий.

Задание 9. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Многим представляется, что синица названа так по цвету её оперения. (2) Может быть, «синица» значит

«синяя птичка»? (3) А вы видали когда-нибудь живую синицу? (4) «Большая синица ростом с домашнего воробья, — написано в энциклопедическом словаре. — (5) Верхняя сторона её тела желтовато-зелёного цвета, переходящего местами в серый. (6) Нижняя сторона — жёлтая. (7) Шапочка на голове, бока шеи, горло и продольная широкая полоса, идущая по нижней стороне тела, — чёрные. (8) Щёки — белые. (9) Клюв — чёрный». (10) Спрашивается: где же здесь синий цвет?

(По Л. Успенскому)

1) Повествование.

2) Рассуждение.

3) Рассуждение и описание.

4) Описание.

Ответ: 3

1 — 3-е и 10-е предложения — рассуждение; 4 — 9-е — описание оперения синицы.

Задание 10. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в отрывке?

(1) Всегда ли лицо выражает настроение и мысли человека?

(2) Думаю, что всегда. (3) Если человека хорошо знаешь, прочитаешь по лицу даже то, что он пытается скрыть. (4) Если мало знаешь собеседника, ещё больше ценишь ту информацию, которую излучает лицо. (5) Эпитеты в следующих характеристиках рождены наблюдением за лицами: притворная ласковость, напускное радушие.

(В. Харченко)

1) Описание.

2) Рассуждение.

3) Повествование и рассуждение.

4) Повествование и описание.

Ответ: 2

Рассуждение — весь фрагмент представляет собой вопросно-ответное единство