Русский язык: грамматика: 5 — 11 классы - М.В. Федорова 2011

Орфография
Орфограммы в корне слова

Если вы обнаружили, что вызвавшая затруднения орфограмма находится в корне слова, вам не надо определять часть речи, но необходимо вспомнить правила правописания гласных и согласных в корне.

     Правила правописания гласных

Если в корне есть безударная гласная, посмотрите:

1. Не является ли она гласной в корне с чередованием е//и?

     2. Не является ли она гласной в корнях -лож-//-лаг-?

3. Не является ли она гласной в корнях -рос-//-раст- //-ращ-?

     4. Не является ли она гласной в корнях -кос-//-кас-?

     5. Не является ли она гласной в корнях -гор-//-гар-?

     6. Не является ли она гласной в корнях -зар-//-зор-?

7. Не является ли она гласной в корнях -клон-//-клан-?

8. Не является ли она гласной в корнях -ровн-//-равн-?

     9. Не является ли она гласной в корнях -мок-//-мак-?

10. Не является ли она гласной в сочетании -ин-//-им-?

11. Будьте осторожны с корнями -чет-//-чит-, -сед-//-сид-.

12. Во всех остальных случаях безударную гласную в корне слова проверяйте, подбирая однокоренное слово или изменяя форму проверяемого слова так, чтобы гласная оказалась под ударением:

1 Развивать — 1) Усиливать. 2) Доводить до какой-нибудь степени духовной зрелости. 3) Доводить до какой-нибудь степени совершенства.

      13. Если гласная в корне стоит после шипящей:

14. Если гласная в корне слова непроверяемая, ее надо запомнить, а впервые встретившееся или забытое слово — проверить по словарю. (Орфограмма № 2)

По окончании 9-го класса вы должны помнить правописание таких словарных слов2:

2 В выделенных словах ошибки встречаются особенно часто.

     Правила правописания согласных

     Употребление и неупотребление Ь после согласных