Русский язык: грамматика: 5 — 11 классы - М.В. Федорова 2011
Орфография
Орфограммы в корне слова
Если вы обнаружили, что вызвавшая затруднения орфограмма находится в корне слова, вам не надо определять часть речи, но необходимо вспомнить правила правописания гласных и согласных в корне.
Правила правописания гласных
Если в корне есть безударная гласная, посмотрите:
1. Не является ли она гласной в корне с чередованием е//и?
2. Не является ли она гласной в корнях -лож-//-лаг-?
3. Не является ли она гласной в корнях -рос-//-раст- //-ращ-?
4. Не является ли она гласной в корнях -кос-//-кас-?
5. Не является ли она гласной в корнях -гор-//-гар-?
6. Не является ли она гласной в корнях -зар-//-зор-?
7. Не является ли она гласной в корнях -клон-//-клан-?
8. Не является ли она гласной в корнях -ровн-//-равн-?
9. Не является ли она гласной в корнях -мок-//-мак-?
10. Не является ли она гласной в сочетании -ин-//-им-?
11. Будьте осторожны с корнями -чет-//-чит-, -сед-//-сид-.
12. Во всех остальных случаях безударную гласную в корне слова проверяйте, подбирая однокоренное слово или изменяя форму проверяемого слова так, чтобы гласная оказалась под ударением:
1 Развивать — 1) Усиливать. 2) Доводить до какой-нибудь степени духовной зрелости. 3) Доводить до какой-нибудь степени совершенства.
13. Если гласная в корне стоит после шипящей:
14. Если гласная в корне слова непроверяемая, ее надо запомнить, а впервые встретившееся или забытое слово — проверить по словарю. (Орфограмма № 2)
По окончании 9-го класса вы должны помнить правописание таких словарных слов2:
2 В выделенных словах ошибки встречаются особенно часто.
Правила правописания согласных
Употребление и неупотребление Ь после согласных