Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2020


Диагностическая работа № 1. Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст (см. стр. 43) и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Таблица 1.1 Диагностическая работа № 1

№ абзаца

Микротема

1

Изобретательность основана на умении творчески мыслить и видеть суть любой ситуации.

2

Человек проявляет изобретательность не только при решении технических задач, но и в обычной жизни.

3

Для развития изобретательности необходимо копить знания, развивать умения, учиться ставить верную цель, тренировать ум.

Часть 2

Ответами к заданиям 2 — 8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)О торфе в последнее время начали много говорить в связи с подземными пожарами. (2)Торфяные пожары, которые практически нельзя потушить, характерны для второй половины лета, когда в результате длительной засухи верхний слой торфа просыхает до относительной влажности 25 — 100 %. (3)Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна: можно провалиться в прогоревший торф. (4)Признаками подземного пожара являются характерный запах гари, дым, сочащийся местами из почвы, горячая земля. (5)Специалисты не рекомендуют самостоятельно тушить торфяной пожар, лучше обойти его стороной, двигаясь против ветра, чтобы дым не затруднял ориентирование.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) начали (предложение 1)

2) пожары характерны (предложение 2)

3) провалиться (предложение 3)

4) являются запах, дым (предложение 4)

5) дым не затруднял (предложение 5)

Ответ: 25 <или> 52

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Уже более недели (1) господин жил в городе (2) разъезжая по вечеринкам (3) и обедам (4) и таким образом проводя (5) как говорится (6) очень приятно время. Наконец он решился перенести свои визиты за город (7) и навестить помещиков Манилова и Собакевича (8) которым дал слово. Может быть (9) к сему побудило его дело более серьёзное.

Ответ: 25689 <или> любая другая последовательность этих цифр

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «обиженно произнёс», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: произнёс с обидой; с обидой произнёс

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) беспокойный (сон) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) англо-русский (словарь) — сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

3) купленные (вещи) — в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.

4) блестящая (победа) — написание безударной гласной в корне зависит от ударения.

5) сплошь (заросли травой) — на конце наречий после шипящих пишется Ь.

Ответ: 15 <или> 51

Прочитайте текст и выполните задания 6 — 9.

(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на противоположном берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми склонами, шли сады и огороды. (4)Тропинка была довольно хорошая, и шестилетний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.

(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комками. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.

(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уставились на собаку. (11)Собака тоже перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.

(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана с трубкой, про которого он читал какую-то книжку. (13)Но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14)Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.

(15)Конечно, могло случиться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.

— (17)Чик, я боюсь, — тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.

— (18)По-моему, она бешеная, — сказал Оник.

(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».

— (21)У бешеной должна быть красная слюна, — сказал Чик.

— (22)Бешеные бегут к воде, — сказал Оник, — а она видишь куда пришла?

— (23)Глупости, — сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд.

(24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками, с виду весьма уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней и всё шире открывается красная зубастая пропасть рта.

«(29)Она похожа на старого капитана, — упрямо повторял про себя Чик. — (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».

(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.

— (35)Ну, давай, Оник, пошевеливайся! — сказал Чик.

(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.

— (39)Молодец, Лёсик, это смелый поступок, — сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.

(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.

— (43)Возьми у Соньки корзинку, — сердито сказал Чик, обращаясь к Онику.

— (44)3а что? — спросил обиженно Оник.

(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил.

(46) Оник понял его намёк, но не принял его за уважительную причину.

(47) Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести. (48) Сам он изо всех сил старался выглядеть смело, более храбрым, чем был на самом деле. (49)И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен. (52)Немного подумав, он сказал:

— (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.

— (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, — вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.

(По Ф. А. Искандеру)*

* Фазиль Абдулович Искандер (1929 — 2016) — известный российский прозаик, переводчик и поэт, автор цикла повестей «Детство Чика».

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Собака с костью в пасти сидела посередине тропы и не позволяла ребятам продолжить движение к мосту через речку.

2) Чик, обсудив с Оником собаку, мешавшую им идти вдоль берега по тропе, согласился с тем, что она бешеная.

3) Если бы Чик встретил такую страшную собаку один, без ребят, он не стал бы рисковать и проходить в непосредственной близости от неё.

4) Вторым из ребят, после Чика, мимо собаки прошёл Оник.

5) Чик обычно старался выглядеть более смелым, чем был на самом деле.

Ответ: 35 <или> 53

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Собака тоже перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.

2) Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.

3) Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней, и всё шире открывает красная пропасть рта.

4) И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость.

5) Чик, я не струсил, просто я осторожный.

Ответ: 34 <или> 43

8. Лексический анализ.

В предложениях 31 — 49 найдите синонимы к слову храбро. Напишите один из этих синонимов.

Ответ: мужественно; смело

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Степановича Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живёт».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова храбрость?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое храбрость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.