Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2020
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания сжатого изложения |
Баллы |
ИК1 |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1 |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему |
1 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста |
3 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста |
2 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 — ИК3 |
7 |
Часть 2 (задания 2 — 8)
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Часть 3 (задание 9)
Ответ на задание 9.1(сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям
Таблица 3
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) |
Баллы |
C1K1 |
Наличие обоснованного ответа |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
|
С1К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
|
С1К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С1К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 — С1К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки (С1К2 — С1К4, ГК1—ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Таблица 4
№ |
Критерии оценивания сочинения—рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) |
Баллы |
|
С2К1 |
Понимание смысла фрагмента текста |
||
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет |
2 |
||
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 |
||
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
||
С1К2 |
Наличие примеров-иллюстраций |
||
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента |
3 |
||
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента |
2 |
||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-иллюстрацию(-и) не из прочитанного текста |
1 |
||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть |
0 |
||
С2К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
||
С2К4 |
Композиционная стройность работы |
||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям C2K1— С2К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С2К2 —С2К4.
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Таблица 5
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
|
С3К1 |
Толкование значения слова |
||
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
||
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его |
1 |
||
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
||
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
||
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
||
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта |
1 |
||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
||
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
||
С3К4 |
Композиционная стройность работы |
||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 — С3К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки (С3К2 — С3К4, ГК1 — ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Таблица 6
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 — ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1 — ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70 — 139 слов, то по каждому из критериев ГК1 — ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГКЗ — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 — ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1 — ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
— если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 6;
— если в работе 70 — 139 слов, то по каждому из критериев ГК1 — ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
— если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 — ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 33.
Оглавление
Предисловие
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа № 1. Вариант 1
Диагностическая работа № 1. Вариант 2
Диагностическая работа № 2. Вариант 3
Диагностическая работа № 2. Вариант 4
Диагностическая работа № 3. Вариант 5
Диагностическая работа № 3. Вариант 6
Тексты для прослушивания
Диагностическая работа № 1
Диагностическая работа № 2
Диагностическая работа № 3
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1 (задание 1)
Информация о тексте для сжатого изложения
Часть 2 (задания 2—8)
Ответы к заданиям 2—8
Часть 3 (задание 9)