ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016
Часть 2
Глава I. Имя существительное продолжение
8. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных
Даны слова:
Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш.
• Обсудите в паре (группе), что общего у этих слов.
• Теперь обсудите, чем они различаются.
• Сформулируйте основной вопрос урока.
Сравните свою формулировку с авторской (стр. 137).
Упражнение 173.
Прочитай имена существительные. На какие две группы их можно разделить? • Спиши в два столбика. Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком? Один или два признака укажешь?
Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пу́стошь*, ключ.
• Какую закономерность ты заметил в написании этих существительных? Сформулируй правило самостоятельно. Как ты обозначишь эту орфограмму? • Можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой — лом, столб? Почему? Объясни.
1. • Изобрази это правило в виде схемы, удобной для запоминания.
2. В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях:
1) для обозначения мягкости согласного звука на письме;
2) как разделительный;
3) как показатель определённой грамматической формы слова (например, формы рода).
Как ты думаешь, какой из трёх случаев подходит для объяснения, почему пишется мягкий знак в существительных ночь, тишь, рожь и т. п.? Объясни свою точку зрения.
3. Как ты будешь действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву ь в конце существительных после букв шипящих?
Ответ:
Существительные без мягкого знака в конце слова:
Душ, страж, муж, нож, плюш, камыш, плач, ключ.
Существительные с мягким знаком в конце слова:
Ночь, ложь, дочь, мышь, рожь, тишь, сушь, пустошь.
Существительные первой группы — мужского рода, а существительные второй группы — женского рода.
Упражнение 174.
Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода.
Дичь, сельдь, раздолье, польза, стулья, топь, ширь, чушь, полночь, соловьи, дрожь.
• Обозначь орфограммы.
Ответ:
1) Сельдь, польза, топь, ширь.
2) Раздолье, стулья, соловьи.
3) Дичь, чушь, полночь, дрожь.
Упражнение 175.
Прочитай имена существительные. Запиши транскрипцию каждого слова. Какая ещё знакомая тебе орфограмма есть в конце всех слов?
Корж, рожь, морж, стриж, дрожь, чиж, мираж.
Образец записи: [корш] — корж, нет коржа; корж (м. р.).
• Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения?
Ответ:
[Корш] — корж, нет коржа; корж (м. р.).
[Рош] — рожь, нет ржи; рожь (ж. р.).
[Морш] — морж, нет моржа; морж (м. р.).
[Стр’иш] — стриж, нет стрижа; стриж (м. р.).
[Дрош] — дрожь, нет дрожи; дрожь (ж. р.).
[Ч’иш] — чиж, нет чижа; чиж (м. р.).
[М’ираш] — мираж, нет миража; мираж (м. р.).
Упражнение 176.
Спиши, расставь недостающие знаки препинания. Вставь, где это нужно, букву ь. Обозначь орфограмму.
1. Экипаж_* стоял его окружали чёрные фигуры. 2. Тибул перешагнул через барьер и стал на карнизе. Его плащ_ развевался, как знамя. 3. Силач_ отступил в изумлении и сжал кулаки. (Ю. Олеша) 4. Дремлет чуткий камыш_, тиш_—безлюдье вокруг. (И. Никитин) 5. Этот плач_3 не могла выносить Травка и, заслышав его3, вылезала из ямы в ноч_ и в полноч_. (М. Пришвин) 6. (Так ты же ещё малыш_) рассмеялся Владик. (А. Гайдар)
Ответ:
1. Экипаж стоял, его окружали черные фигуры.
2. Тибул перешагнул через барьер и стал на карнизе. Его плащ развевался, как знамя.
3. Силач отступил в изумлении и сжал кулаки.
4. Дремлет чуткий камыш, тишь—безлюдье вокруг.
5. Этот плач не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь.
6. «Так ты же еще малыш», — рассмеялся Владик.
Плач — (что?), н. ф. плач, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в В. п., второст. член предложения.
Упражнение 177.
Диктант с подготовкой. Вставь, где это нужно, букву ь, обозначь орфограмму.
Клич_ ( ), шалаш_ ( ), реч_ ( ), голыш_ ( ), печ_ ( ), луч_ ( ), дрож_ ( ), брош_ ( ), матч_ ( ), гореч_ ( ), палач_ ( ), гараж_ ( ), карандаш_ ( ).
• Закрой учебник, напиши слова под диктовку в два столбика. Обозначь орфограмму.
с ь ... ...
без ь ... ...
• Открой учебник, проверь написанное.
Ответ:
Клич, шалаш, речь, голыш, печь, луч, дрожь, брошь, матч, горечь, палач, гараж, карандаш.
Упражнение 178.
• Продолжи тематические группы имён существительных. • Обозначь орфограмму.
1) Названия профессий: врач_ ( ), ...
2) Названия птиц и животных: сыч_ ( ), мыш_ ( ), ...
3) Названия продуктов питания: корж_ ( ), лаваш_ ( ) ...
• Укажи склонение существительных.
Ответ:
1) Названия профессий: врач (2-е скл.).
2) Названия птиц и животных: сыч (2-е скл.), мышь (3-е скл.).
3) Названия продуктов питания: корж (2-е скл.), лаваш (2-е скл.).
Упражнение 179.
• Узнай слова по толкованию их значений. Запиши слова, обозначь орфограмму.
1. Детская игрушка в форме шара. 2. Картина природы. 3. Старинное оружие удлинённой формы с заострённым концом. 4. Густая непрозрачная акварельная краска. 5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала. 6. Старинная русская медная монета в полкопейки. 7. Округлый сосуд с ручкой для зачерпывания воды. 8. Женское украшение, которое прикалывают на груди, на воротнике. 9. Жаркая, сухая пора. 10. Мелкие монеты.
• Укажи склонение существительных. Составь и запиши три предложения с любыми из этих слов.
Ответ:
1. Детская игрушка в форме шара — мяч (2-е скл.).
2. Картина природы — пейзаж (2-е скл.).
3. Старинное оружие удлиненной формы с заостренным концом — меч (2-е скл.).
4. Густая непрозрачная акварельная краска — гуашь (3-е скл.).
5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала — тираж (2-е скл.).
6. Старинная русская медная монета в полкопейки — грош (2-е скл.).
7. Округлый сосуд с ручкой для зачерпывания воды — ковш (2-е скл.).
8. Женское украшение, которое прикалывают на груди, на воротнике — брошь (3-е скл.).
9. Жаркая, сухая пора — сушь (3-е скл.).
10. Мелкие монеты — мелочь (3-е скл.).
Упражнение 180.
Прочитай слова, записанные в виде транскрипции. Запиши эти слова. Обозначь в них известные тебе орфограммы.
[дрош], [стр’иш], [мыш], [брош], [пл’аш], [гав— рош], [в’эщ’], [п’эч’], [кл’уч’], [суш], [роскаш], [помащ’]
• Напиши, к какому склонению относится каждое существительное.
Ответ:
Дрожь (3-е скл.), стриж (2-е скл.), мышь (3-е скл.), брошь (3-е скл.), пляж (2-е скл.), гаврош (2-е скл.), вещь (3-е скл.), печь (3-е скл.), ключ (2-е скл.), сушь (3-е скл.), роскошь (3-е скл.), помощь (3-е скл.).
Упражнение 181.
Какое слово зашифровано в каждой группе рисунков? Запиши эти слова, обозначь орфограмму, укажи склонение.
• Составь предложения с каждым словом в разных значениях.
Ответ:
Ключ (2-е скл.), мышь (3-е скл.), тушь (3-е скл.).
Упражнение 182.
Подбери и запиши как можно больше однокоренных слов разных частей речи к данным словам. Обозначь в них корень и известные тебе орфограммы.
Бородач, ... Сторожить, ...
Врачевать, ... Тихий, ...
Глупость, ... Переночевать, ...
Сила, ...
• Укажи склонение имён существительных.
Ответ:
Упражнение 183.
Выборочный диктант. • Послушай предложения (их прочтёт учитель). Постарайся на слух определить, в каких словах есть орфограмма „Буква ь после букв шипящих в именах существительных". По какому признаку ты будешь это определять? • Запиши эти слова, обозначь орфограмму.
1) Что за звук в полумраке вечернем?
Бог весть, —
То кулик простонал или сыч.
Расставанье в нём есть, и страданье
в нём есть,
И далёкий неведомый клич.
(А. Фет)
2) В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
(Н. Заболоцкий)
3) И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда тетерев-косач, приветствуя солнце, присел у вершины ёлки и завёл долгую, похожую на журчанье ручейка песню.
(М. Пришвин)
4) Грозно вынул
страшный страж Свой
чернильный карандаш,
Вывел адрес без помарки...
(В. Маяковский)
• Укажи склонение существительных, которые ты выписал. • Ещё раз послушай тексты под номерами 1, 2 и 3. Выпиши только слова, в которых есть орфограммы „Разделительный ь" и „Буква ь для обозначения мягкости согласных на письме". Обозначь эти орфограммы в словах.
Ответ:
1) Сыч (2-е скл.), клич (2-е скл.).
2) Врач (2-е скл.), грач (2-е скл.).
3) Луч (2-е скл.), косач (2-е скл.).
4) Страж (2-е скл.), карандаш (2-е скл.).
Упражнение 184.
• Напиши небольшое сочинение — пейзажную зарисовку на тему „Летняя ночь". Используй в нём слова с изучаемой орфограммой: тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь и др.
Ключевые слова темы:
имя существительное
три склонения
род
окончание
ь после шипящих
Ответ:
Летняя ночь, душная полночь, крик сыча, в лесной глуши, в ночной тиши, шорох камыша, дрожь листвы.
Упражнения для работы дома.
1. Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика:
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Аромат, калитка, лень, мужчина, Вася, одежда, иней, дочь, перрон, правило, исповедь, природа, горечь, предмет, Валера, счастье, синь, огонь, вещь.
• Выдели окончания.
Ответ:
1-е скл.:
Калитка, мужчина, Вася, одежда, природа, Валера.
2-е скл.:
Аромат, иней, перрон, правило, предмет, счастье, огонь.
3-е скл.:
Лень, дочь, исповедь, горечь, синь, вещь.
2. Самодиктант. Напиши по 10 существительных 1, 2 и 3-го склонения. Укажи род и выдели окончание каждого существительного.
Ответ:
Самодиктант.
3. Выпиши в один столбик склоняемые имена существительные, выдели окончания и укажи род и склонение. В другой столбик выпиши несклоняемые существительные, укажи род.
Серебро, поле, кофе, пальто, яблоко, небо, самбо*, дерево, чувство, какао, драже, турне*, море, фойе*.
• Составь и запиши словосочетания несклоняемое
Ответ:
Склоняемые имена существительные:
Серебро (ср. р., 2-е скл.), поле (ср. р., 2-е скл.), яблоко (ср. р., 2-е скл.), небо (ср. р., 2-е скл.), дерево (ср. р., 2-е скл.), чувство (ср. р., 2-е скл.), море (ср. р., 2-е скл.).
Несклоняемые имена существительные:
Кофе (м. р.), пальто (ср. р.), самбо (ср. р.), какао (ср. р.), драже (ср. р.), турне (ср. р.), фойе (ср. р.).
4. Прочитай текст. • Что нового для себя ты узнал?
Название монеты „копейка“ произошло от слова „копьё“: в старину на этой монете был изображён всадник с копьём. Существительное „рубль“ исторически родственно глаголу „рубить“: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.
(В. Иванов, З. Потиха)
• Выпиши существительные, которые выделены жирным шрифтом, и разбери их как часть речи. Образец см. в упр. 165 в части 1.
Ответ:
(От) слова — (от чего?), н. ф. слово, сущ., неодуш., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в Р. п., второст. член предложения.
(На) монете — (на чем?), н. ф. монета, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в Пр. п., второст. член предложения.
(С) копьем — (с чем?), н. ф. копье, сущ., неодуш., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в Тв. п., второст. член предложения.
5. Спиши имена существительные в два столбика:
ь пишется ь не пишется
Обруч_, дич_, саквояж_, плащ_, теч_, ма— лыш_, тягач_, гуаш_, тираж_, чиж_, рож_, глуш_, кирпич_, плач_, мелоч_, гуляш_, ро— скош_, престиж*_, смерч_.
Обозначь орфограмму. • Напиши, какого склонения каждое существительное.
Ответ:
ь пишется:
Дичь (3-е скл.), течь (3-е скл.), гуашь (3-е скл.), рожь (3-е скл.), глушь (3-е скл.), мелочь (3-е скл.), роскошь (3-е скл.).
ь не пишется:
Обруч (2-е скл.), саквояж (2-е скл.), плащ (2-е скл.), малыш (2-е скл.), тягач (2-е скл.), тираж (2-е скл.), чиж (2-е скл.), кирпич (2-е скл.), плач (2-е скл.), гуляш (2-е скл.), престиж (2-е скл.), смерч (2-е скл.).
6. Самодиктант. Запиши 6 слов с разделительным ь, 6 слов с ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме и 6 существительных мужского и женского рода на шипящий. • Обозначь в этих словах орфограмму—букву ь. Это будут три разные орфограммы или одна и та же? • В 1-й и 2-й группе слов напиши, какие это части речи.
Ответ:
Самодиктант.
7. Узнай слова по толкованию их значений. Напиши слова, обозначь орфограмму.
1. Сильный человек. 2. Овощной суп со свёклой. 3. Тёмное время суток. 4. Родник. 5. Предмет круглой формы, с которым выступают гимнастки. 6. Место на берегу моря, реки или озера, где люди загорают, отдыхают. 7. Чёрная птица с большим клювом. 8. Человек, чья профессия — лечить людей.
• Выдели окончания и укажи склонение существительных. • Напиши транскрипцию 4, 6 и 8-го слова.
Ответ:
1. Сильный человек — силач (2-е скл.).
2. Овощной суп со свеклой — борщ (2-е скл.).
3. Темное время суток — ночь (3-е скл.).
4. Родник — ключ (2-е скл.).
5. Предмет круглой формы, с которым выступают гимнастки — обруч (2-е скл.).
6. Место на берегу моря, реки или озера, где люди загорают, отдыхают — пляж (2-е скл.).
7. Черная птица с большим клювом — грач (2-е скл.).
8. Человек, чья профессия — лечить людей — врач (2-е скл.).
1. Закончи предложения.
Склонение — это...
К 1-му склонению относятся имена существительные ... Например, ...
Ко 2-му склонению относятся имена существительные ... Например, ...
К 3-му склонению относятся имена существительные ... Например, ...
Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно ...
Существительные кино, кофе, метро ... У них нет ...
Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных ... пишется, а существительных ... не пишется.
Ответ:
Склонение — это постоянный признак имени существительного.
К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием -о, -е.
К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно определить род и выделить окончание.
Существительные кино, кофе, метро несклоняемые. У них нет окончания.
Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода пишется, а существительных мужского рода — не пишется.
2. Спиши имена существительные, выдели окончания, укажи род и склонение.
Колесо, ограда, полотенце, Дима, власть, дядя, воля, речь, конец, тишь, затишье, совесть, кино, стекло.
• У какого существительного ты не смог выделить окончание и определить склонение? Почему?
Ответ:
Колесо (ср. р., 2-е скл.), ограда (ж. р., 1-е скл.), полотенце (ср. р., 2-е скл.), Дима (м. р., 1-е скл.), власть (ж. р., 3-е скл.), дядя (м. р., 1-е скл.), воля (ж. р., 1-е скл.), речь (ж. р., 3-е скл.), конец (м. р., 2-е скл.), тишь (ж. р., 3-е скл.), затишье (ср. р., 2-е скл.), совесть (ж. р., 3-е скл.), кино (ср. р., нескл.), стекло (ср. р., 2-е скл.).
3. Просклоняй существительное звезда в единственном и множественном числе, выдели окончания.
Ответ:
Им. п. звезда, звезды.
Р. п. звезды, звезд.
Д. п. звезде, звездам.
В. п. звезду, звезды.
Тв. п. звездой, звездами.
Пр. п. о звезде, о звездах.
4. • Где ученик допустил ошибки, определяя склонение имён существительных? Почему?
а) На площади, по степи, в апреле, в Ярославле, из-за лени — 3-е склонение.
б) Село, кораблик, Виталик, Витя, тополь — 2-е склонение.
Ответ:
а) В апреле, в Ярославле — 2-е скл.
б) Витя — 1-е скл.
5. • Ученица считает, что слова в печи, в тетрадке, с тростью — 3-го склонения, а слова на ветви, на площадке — 1-го склонения. Что девочка не умеет делать? Определи склонение этих существительных.
Ответ:
В печи — 3-е скл.
В тетрадке — 1-е скл.
С тростью — 3-е скл.
На ветви — 3-е скл.
На площадке — 1-е скл.
6. Подчеркни слова, которые относятся ко 2-му склонению.
Прорубь, волдырь, тополь, тюль, трость, рояль, шампунь, капель.
Ответ:
Волдырь, тополь, тюль, рояль, шампунь.
7. Спиши слова в два столбика, вставь, где это нужно, букву ь. • Обозначь орфограмму.
Грач_, полноч_, пейзаж_, этаж_, гуаш_, туш_, меч_, вещ_, рож_, мощ_, корж_, ковш_, суш_, немощ_, борщ_, печ_, ноч_.
• В каком падеже стоят все эти существительные? • Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Ответ:
С мягким знаком:
Полночь, гуашь, тушь, вещь, рожь, мощь, сушь, немощь, печь, ночь.
Без мягкого знака:
Грач, пейзаж, этаж, меч, корж, ковш, борщ.
8. Подбери и напиши 5 слов с разделительным ь, 5 слов с ь для обозначения мягкости согласных на письме и 5 существительных, в которых буква ь в конце слова после букв шипящих указывает на женский род.
Ответ:
Коньки, раздолье, вьюга, лью, семья.
Конь, лунь, лень, прорубь, огонь.
Дочь, печь, вещь, ночь, мышь.