ГДЗ Русский язык - 5 класс - Т. А. Ладыженская 2016
Язык и общение
9
Найдите в любом параграфе учебника: теоретические сведения; материал для самостоятельных наблюдений; определения и правила для заучивания, выделив в них две части: а) правило, определение; б) примеры; задания игрового и занимательного характера; задания по речевому этикету; задания на разборы: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Для того чтобы усвоить содержание учебных текстов (правил, определений и т. д.), вы обратитесь к приёмам изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста.
В учебнике русского языка вы читаете не только тексты, в которых излагаются теоретические сведения (правила, определения).
В каждом параграфе есть и тексты с заданиями. Эти тексты введены для того, чтобы вы овладели самыми различными языковыми и речевыми умениями.
Памятка
Приёмы изучающего чтения
Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
Определите его тему (то, о чём говорится в тексте).
Посмотрите абзацные и шрифтовые выделения в тексте.
Выделите непонятные слова, объясните их значение.
Прочитайте ещё раз весь текст или только трудные для вас части.
Уточните, что нового для себя вы узнали.
Проверьте, как вы усвоили прочитанное: приведите свои примеры и объясните их; перескажите текст.
Ответ 1
Теоретические сведения:
На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также случать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
Материал для самостоятельных наблюдений:
Рассмотрите рисунки. На каком из них показано устное общение, а на каком - письменное?
Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:
а) правило - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы являются точками применения правил
Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:
а) правило - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы являются точками применения правил
Определение - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.
б) примеры - Если вам что-то не понятно, можно спросить так:
Скажите, пожалуйста, что означает слова ... .
Извините, я не понял(а), как выполнять задание ... .
Объясните, пожалуйста, как обозначать ... .
Задания игрового и занимательного характера:
Выполните игровое задание на слушание. 1) Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на две команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте свое мнение. Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.
Задания по речевому этикету: Почему в данных предложениях мысль выражена неясно? Выразите её точнее. В побудительное предложение включите обращение и "вежливое" слово пожалуйста.
Задания на разборы: фонетический - своя, рассвет; морфемный - сынишкой, упустишь; морфологический - устал, будил; синтаксический - Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям; пунктуационный - Рыба видит приманку, а не крючок.
Ответ 2
Теоретические сведения:
Глаголы - это слова, которые обозначают действия (бежать, радоваться, думать и др.).
Действия могут совершаться в разное время: в настоящем, прошедшем и будущем, поэтому глаголы изменяются по временам (в настоящем времени - говорю, в прошедшем времени - говорил, поговорил, в будущем времени - поговорю, буду говорить).
Действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому глаголы изменяются по лицам и числам (1 -е лицо - я говорю, мы говорим, 2-е лицо - ты говоришь, вы говорите, 3-е лицо - он говорит, они говорят).
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам (ж. р., ед. ч. - я говорила; м. р., ед. ч. - он говорил; мн. ч. - вы говорили).
Материал для самостоятельных наблюдений:
Сопоставьте данные темы сочинений. Определите, какая из них самая широкая. Почему? Подберите заголовки ко второй теме. Запишите их.
Как я провёл летние каникулы.
Один из дней моих каникул.
Последние дни летнего отдыха.
Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:
а) правило: Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь. определение: Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные.
б) примеры:
Если вам что-то непонятно, можно спросить так:
Скажите, пожалуйста, что означает слово ... .
Извините, я не понял(а), как выполнять задание ... .
Объясните, пожалуйста, как обозначать ... .
Задания игрового и занимательного характера:
Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на три команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т. д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд-соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескажет текст и убедительнее оценит пересказ.
Задания по речевому этикету:
Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Задания по речевому этикету:
Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Задания на разборы:
фонетический: смотрю1, бьёт1; морфемный: ёршики2, жирный2; морфологический: играют3, облаках3; синтаксический: Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст4. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям4.; пунктуационный: Олень глядел на меня и не спешил убегать5.