Уникальные аффиксы в современном русском языке - Г.А. Воеводина 2007

Упражнения и контрольные работы
Упражнения

Рекомендуемые упражнения для практической части к главе 1

Упражнение 1. Проанализируйте слова и определите характер основы каждого слова: 1) непроизводная; 2) производная.

Авиатор, автобус, артист, бочка, букварь, бузина, булка, вершок, величина, венец, гребля, грабеж, гусыня, дважды, давний, дочка, домна, долгий, допрос.

Упражнение 2. Выделите слова с непроизводной основой. Слова с производной основой разделите на морфемы. При выполнении этого упражнения пользуйтесь «Школьным словообразовательным словарем русского языка», составленным А.Н. Тихоновым (М., 1996 и др. изд.).

Архитектор, атеист, аттестат, аффект, бабий, багряный, бодрый, больной, бомбят, бросив, бросивший, брошенный, бросить, брошу, газета, гостья, грабеж, граница, гуманист, густота, дважды, исстари, крепите, крепость, крепчать, крепче, острый, осыпь, отдых, охотный, сарафан, свежесть, смелость, таможня, таранить, таять, тройка, удаль, удой, улов, уход.

Упражнение 3. Выделите слова с производной основой, разделите их на морфемы.

Ангина, антрацит, арсенал, арфист, баклажан, байдарка, баррикада, белый, битва, борозда, ванна, вахта, ввоз, вдова, лисий, лисица, мелочь, место, метр, молот, осыпь, отвага, ответ, отец, предки, предметы, презрение, премия, уголь, удар, ужас, упор, улей.

Упражнение 4. Найдите слова со связанной основой (корнем). Выделите корни во всех остальных словах.

 Сдержанность, замкнутость, изысканность, скованность, недоверчивость; бочонок, волчонок, курчонок, барчонок, татарчонок; вежливый, тоскливый, крикливый, говорливый, шумливый; лисий, рыбий, птичий, волчий, козий; лужица, лисица, водица, девица, спица; ступа, елка, сумка, тряпка, стопка; крупица, кашица, сестрица, курица, улица; ломкий, звонкий, гадкий, робкий, гулкий; досягать, убегать, призывать, угонять, прижимать; укорять, бранить, выговаривать, упрекать, журить; достижение, дворовый, дверной, далекий, дачник; журчание, жуткий, жучок, жмурки; некрасивый, нелепый, неизменный, неисчислимый, нелестный; разбросать, развести, развесить, развертеть, разлучить.

Рекомендуемые упражнения для практической части к главе 2

Упражнение 5. Укажите современный и этимологический состав каждого слова. Определите характер исторических изменений в основах слов (I. Опрощение. II. Переразложение. III. Усложнение основы. IV. Историческое чередование).

Агитация, больница, вещий, вельможа, восторг, вощеный, выращенный, внушение, внимательный, горница, гостиница, дань, дача, дощатый, друзья, душно, жилище, забава, заем, зонтик, истина, кабачок, кормление, клубника, неделя, недоимка, область, обоз, обращение, окно, опенок, подушка, раздор, совет, трещать, узор, уничтожение, хижина.

Упражнение 6. Сделайте морфемный анализ слов с выделенной приставкой. Определите, какое значение придает слову эта приставка (собственно-лексическое, лексико-стилистическое, лексико-грамматическое, грамматическое).

Превосходная должность, пролетают самолеты, сделана модель, послушай музыку, пленка проявляется, присутствующие на занятиях, необходимая поддержка, собранный гербарий, раскинувшийся лагерь, закрытые ставни, измененный маршрут, отчаливший пароход, воспрянувшие духом, неспетая песня, отточенный карандаш, небольшой подстаканник.

Упражнение 7. Определите степень употребительности каждого выделенного аффикса (I. Продуктивный. II. Малопродуктивный. III. Непродуктивный. IV. Мертвый). Подберите еще несколько слов с этим же аффиксом.

Завернуть, подклеить, усач, корневище, пробежка, поводырь, строитель, подорожник, нисходить, восходить, обходить, битва, горка, преграда, крутизна, гордость.

Упражнение 8. Определите происхождение каждого выделенного аффикса в данных словах (I. Употреблялся как аффикс еще в древнерусском языке. II. Образовался из самостоятельного корня. III. Образовался в результате слияния нескольких морфем. IV. Заимствован из другого языка).

Лисица, низвергаться, барин, сиживал, белка, поднебесье, всходить, архинеудобный, преддверие, смолистая, хвоинка, заимствовать, учитель, расстройство, горошина, воздать.

Рекомендуемые упражнения для практической части к главе 3

Упражнение 9. Определите разновидность аффиксального (морфологического) способа образования. Для каждого слова укажите производящую основу.

Варенье, варка, повар, вожак, грабли, гребля, зрелище, невежа, создатель, сумрак, крутизна, трясина, никчемный, никчемушный, ничегонеделание, немогузнайка, отсебятина, исследование, изморось, потусторонний, сиюминутный, сногсшибательный, опуститься, задарма, задаром, замужем, заправду, зачастую, замуж, изредка, изначала, издалече, полноте, покуда, покудова, трусцой, распояской, стремглав, спросонков.

Упражнение 10. Сделайте словообразовательный анализ следующих слов.

Вабанк, протоиерей, протодьякон, архангел, архиерей, доподлинный, излишний, изустный, конгениальный, позапрошлый, колобродить, брависсимо, престиссимо, пианиссимо, фортиссимо, изнутри, издали, исстари, издревле, исполу, исподлобья, исподтишка, исподнизу, спросонья, разг., спросонок, украдкой, красться, промеж, противу, поныне.

Упражнение 11. Выделите словообразовательные аффиксы в следующих словах.

Усидчивый, бедокурить, христарадничать, усыновить, треножить, свильнуть, сгрустнуть, взгрустнуть, присвоить, возгореть, вживить, вострить, кухарить, акклиматизировать, молебствовать, жестикулировать, импортировать, впервинку, исподволь, назади, напрямик, напрямки, напоследок, напрямую, на последях, наземь, позавчера, послезавтра, пускай, пущай, эхма.

Упражнение 12. Определите части речи следующих слов, сделайте их словообразовательный анализ.

Экспортировать, эмигрировать, иммигрировать, петлять, путлять, пальпировать, чертыхаться, двойственный, тройчатый, годовалый, вольготный, гречневый, ячневый, гвоздильный, имморальный, одинарный, раскосый, подслепый, подслеповатый, нарочитый, заведомый, априори, апостериори, опосля, обочь, оземь, оплечь, обыдёнкой, обыденный, позади, пополам, понаслышке.

Упражнение 13. Определите словообразовательные типы следующих слов, укажите значение производных слов.

Сухопарый, круглый, крупчатый, сородич, соотчич, трухлый, трухлявый, зяблевый, памятливый, счастливый, особливый, обыкновенный, маниакальный, надобный, одинаковый, трапецеидальный, купейный, линейчатый, горделивый, болезненный, гераниевый, леденистый, костюмерный, всяческий, одаль, одинёхонек, одинёшенек, вскоре, втихаря, вгорячах.

Упражнение 14. Проанализируйте слова. Какое значение имеют словообразовательные аффиксы?

Обыденный, знахарь, конус, кузен, жулик, жульё, мозгляк, дублет, дуплет, целкач, целкаш, полынья, околица, послед, испольщина, триада, триместр, триоль, трельяж, триглиф, триод, триплекс, триптих, трёшка, трёшница, трёшник, двойчатка, вовремя, вовнутрь, посему, поодаль, посолонь, впроголодь, спросонков, живьём, нынче, пешедралом.

Упражнение 15. Объедините следующие слова в отдельные словообразовательные типы. Определите модели образования слов.

Запьянцовский, крупитчатый, мизерабельный, мизерный, жестяницкий, мозглявый, мучнистый, можжевеловый, врачебный, езжалый, подсудимый, пернатый, белобрысый, белокурый, кудластый, белёсый, жалостливый, двоюродный, впотьмах, впредь, вперёд, одиножды, откудова, однова, отколе, отколь, покамест, полностью, почти, почитай, заутра, занапрасно.

Упражнение 16. Постройте фрагменты словообразовательных гнезд со следующими словами.

Двухгодичный, двухдневный, двухгодовалый, интеллектуальный, добычливый, ордынский, обыденный, благоухать, ворковать, чаевничать, плесневеть, плаксивый, индеветь, медвяный, мельтешить, мелькать, отмель, втихомолку, вперебой, впервой, взаперти, впервые, всерьёз, вслед, взашей, воочию, воистину, вовсю, вперегонки, вспять, возможно, врознь, давеча, далече, дарма, древле.

 Упражнение 17. Объедините следующие слова в отдельные словообразовательные типы. Какое значение в каждой группе слов имеют омонимичные словообразовательные суффиксы?

1. Медвежачий, лебяжий, павлиний, портняжий, девчачий, кусачий, заутренний, корноухий, всамделишний, завсегдашний, одинокий, игрецкий, персидский, троякий, остатний, лопоухий, страдальческий, ихний.

2. Лежень, оборотень, плетень, вровень, сухмень, зудень, перстень, дурень (прост.).

 3. Косяком, порожняком, голяком, молчком, силком, труском, прямиком, рядышком.