Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

ПРАВИЛО-1. Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и … и, да … да, ни … ни, или … или, либо … либо, то … то, не то … не то и др.

ПРИМЕР. В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен; важна одна лишь истина, перед которой равны все (Р. Роллан).

ИСКЛЮЧЕНИЕ. При двух или трех однородных членах с повторяющимся союзом и или ни запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (чаще всего — без пояснительных слов).

ПРИМЕРЫ. Огонь и воду и медные трубы. И смех и грех. И стар и млад. И так и этак. И холод и голод. Ни рыба ни мясо. Ни стать ни сесть. Ни то ни се. Ни тот ни другой. Ни себе ни людям.

ПРАВИЛО-2. При соединении однородных членов повторяющимися союзами запятая не ставится перед первым союзом, если с него начинается перечисление.

ПРИМЕР. Один и тот же человек редко бывает и великим, и хорошим (Томас Фуллер).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если первый союз стоит после начала перечисления, то перед ним запятая ставится.

СНОВА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Союз и может соединять однородные члены попарно. В этом случае запятая ставится между парными группами, но не внутри пар.

ПРИМЕР. Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным (Диоген).

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, ставя запятую там, где нужно.

Если бы не было речи (…) то не были бы известны (…) ни добро (…) ни зло (…) ни истина (…) ни ложь (…) ни удовлетворение (…) ни разочарование («Упанишады»). Чтобы пробить стену лбом (…) нужен (…) или большой разбег (…) или много лбов (А. Азольский). Мнение не бывает (…) ни истинным (…) ни ложным (…) а лишь полезным в жизни (…) или бесполезным (Шри Ауробиндо). И не было (…) и не будет (…) и теперь нет человека (…) который достоин только порицаний (…) или только похвалы (Будда). Люби душу твою (…) и утешай сердце твое (…) и удаляй от себя печаль (…) ибо печаль многих убила (…) а пользы в ней нет («Библия»). Они по знаку моему являются в нужде. // Зовут их: Как (…) и Почему (…) Кто (…) Что (…) Когда (…) и Где (…) (Киплинг). Есть две одинаково удобные позиции: либо верить во все (…) либо во всем сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать (Анри Пуанкаре). Не в силах нас (…) ни смех (…) ни грех // Свернуть с пути отважного (…) // Мы строим счастье сразу всех (…) // И нам плевать на каждого (И. М. Губерман). Чтобы жить честно (…) надо рваться (…) путаться (…) биться (…) ошибаться (…) начинать (…) и бросать (…) и опять начинать; а спокойствие — душевная подлость (Л. Н. Толстой). Веселись (…) юноша (…) в юности твоей (…) и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей (…) и ходи по путям сердца твоего (…) и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Екклезиаст).