Пособие по русскому языку с основами языкознания - Р.Е. Барабанов 2012


Культура речи

§1. Определение понятия «культура речи» и выделение его основных составляющих.

Культура речи - это способность владеть нормами устного и письменного языка (владение правилами произношения, ударения; правилами грамматики, словоупотреблением и т. п.).

Культура речи - это так же умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения, в соответствии с целью и содержанием текста.

Культуру речи невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Повысить качество своего языка - это значит повысить качество своей духовности. Культурная речь отображает и оказывает влияние на психику и индивидуальное развитие человека. Повышает степень его единства со своим внутренним миром и окружающими в целом. Речь, как частичка культуры - это язык в действии.

Каждый человек в структуре речи обладает активным и пассивным словарями. Под активным словарем мы понимаем такой словарь, которым пользуются для выражения своих мыслей; слова более или менее часто реализуемого запаса; слова, которыми владеют. Пассивный словарь - это такой словарь, куда входят очень многочисленные слова, которые понятны или о значении которых, более или менее точном, догадываются из контекста, но, многие из которых только тогда всплывают в сознании, когда их приходится читать или слышать от других. Активный и пассивный словарь - это лингвистические термины. Необходимо также сказать и о репродуктивном владении словом. Под репродуктивным владением словом мы понимаем такое, которое дает учащемуся возможность:

а) правильно употребить слово, выражая свою мысль в соответствии с лексической стороной языка;

б) найти для эквивалентов родного языка соответствующее иностранное слово, независимо от контекста;

в) правильно написать и произнести слово, а также образовать его грамматические формы.

Слова, относящиеся только к пассивному словарю, т. е. те, которыми нужно овладеть только рецептивно, учащиеся должны узнавать, руководствуясь контекстом. На основе этого должно достигаться понимание лексического значения слова. Репродуктивный и рецептивный - это методические термины.

Особенно важно отметить, что в нашем понимании термин «активный» не отождествляется с термином «разговорный», как это многие склонны делать. Во-первых, под активным словарем мы не имеем в виду такой словарь разговорной речи, который включает в себя всегда какие-то элементы, не входящие в состав литературного языка и имеющие в той или иной степени характер арго. Во-вторых, принимая во внимание стоящие перед учащимися задачи общего развития и расширения кругозора, их активный словарь должен быть шире, чем то, что принято называть словарем обиходной речи. Все это, однако, входит в структуру культуры речи.

Термин «культура речи» употребляется в широком и узком смысле понимания данного выражения. Когда мы говорим о термине «культура речи» в широком смысле, то этот термин имеет синоним «культура слуха»; в узком смысле под культурой речи конкретно понимают реакцию языковых средств и возможностей в условиях повседневного общения (как устного, так и письменного).

Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературным языком:

1. Правильность речи.

2. Речевое мастерство.

Правильность речи - это соблюдение всех литературных норм языка.

Языковая норма - это образец устойчивого лексико-грамматического материала или общепринятый обычай, которого должны придерживаться все говорящие и пишущие на данном языке. Оценки вариантов при этом весьма категоричны и определены: правильно/неправильно; по-русски/не по-русски; допустимо/недопустимо; допустимо и то, и другое. Пример: Иначе, инАче; твОрог, творОг.

Правильная речь является предметом школьного обучения русскому языку (наиболее последовательно в области грамматики и орфографии).

Речевое мастерство - это не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный и доходчивый (понятный). Оценки вариантов здесь менее категоричны.

Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень морально-нравственного развития человека, сознательную любовь к языку, а также культуру мышления.

Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений о создаваемых качествах признается литературный язык, в котором закрепляются и накапливаются культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей.

Засорение различными заимствованными словами родного языка считается нежелательным.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое культура речи? Какова её основная структура?

2. Какие две ступени освоения литературным языком вы знаете? Расскажите о них.

3. Что такое языковая норма?

§2. Современный русский литературный язык.

Литературный язык - это форма общенародного языка, понимаемая говорящими как образцовая. Для любого национального языка литературный язык - это более представительная его форма, которая играет ведущую роль среди других его разновидностей (просторечие, территориальные и социальные диалекты).

Литературный язык состоит из общенародных языковых элементов, прошедших культурную обработку. Именно в нем сосредоточены оптимальные формы выражения идей, мыслей и эмоций. В литературном языке сосредоточены обозначения понятий квинтэссенций национальной идиоматики.

Функциональное назначение литературного языка заключается в обслуживании основных сфер деятельности всего исторически сложившегося социального потока людей.

Между литературным языком и другими формами языка существует взаимосвязь. Литературный язык постоянно обогащается за счет пополнения простой речи. Развитие языка непосредственно связано с развитием культуры народа, с развитием художественной литературы.

Язык художественной литературы воплощает лучшие достижения национальной речевой культуры, достоинства русского национального народа. Для литературного языка характерна его письменная фиксация и нормированность.

Языковая норма является обязательной для всего культурного слоя населения. Языковая норма должна быть кодифицированной. Кодификация - это закрепление литературной нормы в грамматике и его нормированных словарях.

Норма языка является общепринятой и общепонятной. Именно это свойство, в сущности, и делает его литературным. Литературному языку присуще всеобъемлющие функционально-речевые системы.

Стилистическая дифференциация средств выражения изучается разделом стилистики. Данный процесс можно отнести к эффекту дихотомии - последовательному делению целого на две части. Таким образом, литературный язык представляет собой дихотомическую систему, объединяющую книжную и бытовую речь.

В рамках единого литературного языка книжная и разговорная речь противопоставлены друг другу. Обе эти сферы обеспечивают социально-культурное назначение языка. Эта важнейшая функция языка, как сообщение и воздействие влияют на сознание человека.

Далее необходимо перейти к понятию диахронический план - это изучение языка в его историческом аспекте. В противовес этому термину, существует понятие синхронический план - срез языка в его современном формате.

Функционирование языка осуществляется в письменной и устной форме. Удельный вес устной речи в современном литературном языке возрастает, как и степень воздействия письменной речи на устную. При этом стили книжной речи имеют письменную модификацию.

Язык художественной литературы воплощается преимущественно в письменной форме, и только некоторые жанры в художественной литературе осуществляются в устной речи (фельетоны). Составной частью устной и письменной речи является публичная речь. Публичная речь связана со стилями и разговорной речью. «Нижний пласт» разговорной речи - это литературное просторечье, которое состоит преимущественно из лексико-семантических и фразеологических единиц, причем эти единицы в литературном языке со специальными целями стилизованы.

Литературное просторечие - это допускаемые стилизацией, особенностями жанра, контекстами, речевыми ситуациями стилистически разнородных средств.

Достоинство литературного языка определяется богатством готовых возможностей выражать разнообразные оттенки.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое литературный язык? Из чего он состоит?

2. Каково функциональное назначение литературного языка?

3. Что такое кодификация?

4. Что такое дихотомия?

5. Что из себя представляют диахронический и синхронический планы?

6. Что относят к «нижнему пласту» литературной речи?

7. Что называют литературным просторечием?

§3. Языковые средства, мешающие литературному языку.

Прежде, чем переходить к языковым средствам, мешающим развитию литературного языка, нужно определиться с тем, что же такое речь. Речь, как одна из составных частей языка совмещает гносеологические (знание языка), филологические, психологические аспекты; она обращена к философии, педагогике, риторике, к сфере собственно-личностного осмысления и интерпретирования. Язык при этом очеловечивается, становится полноценной культурологической ценностью.

При изучении данного материала, начать необходимо с рассмотрения понятия орфоэпия. Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правильное литературное произношение и устанавливает орфоэпические нормы. Литературному произношению противопоставляются диалектологическое и просторечное произношение.

Диалектологическое произношение объясняется влиянием северорусских и южнорусских диалектов.

Просторечие - это слово, грамматическая форма или оборот устной речи, который употребляется в бытовом языке и даже в литературном в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи.

Кроме того, просторечием является непринужденная речь, содержащая слова, выходящие за пределы литературной нормы. Просторечие, как сниженная эмоционально окрашенная форма действительности входит в состав литературного языка. Просторечная лексика отличается от общеупотребительной речи своей структурой и лексической нагрузкой.

Просторечие - совокупность слов, употребляющихся в литературном языке для какой-то стилистической окраски, чаще всего грубоватой, того или иного предмета. Например, карачун - так говорят о внезапной смерти. Другой вариант просторечного выражения: опустить нос на квинту.

Характерной особенностью просторечия является её употребление в речи всего народа - носителя языка. Именно этим она принципиально отличается от областной диалектной лексики.

Ещё одним языковым средством является профессионализм - речь, свойственная той или иной профессиональной группе. Профессионализмы обычно выступают как просторечные эквиваленты соответствующих терминов. По происхождению профессионализмы обычно являются результатом метафорического перехода значения слов бытовой лексики на уровень терминологических понятий.

° Контрольные вопросы!

1. Чем занимается такой раздел языкознания как орфоэпия?

2. Что такое просторечие?

3. Дайте определение понятию «непринужденная речь».

4. Назовите характерную особенность просторечия.

5. Какое языковое средство помимо просторечия выступает его эквивалентом?

§4. Нормы литературного языка.

По мере изучения литературного языка нельзя не упомянуть и о такой форме его проявления, как стихотворение и стих. Стих - это стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

- художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

- строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).

Особую роль в стихосложении имеют паузы: грамматические и логические. Но помимо этого в стихах имеются дополнительные паузы в отличие от прозы, такие как строковые паузы, люфтпаузы и цезура - дополнительная пауза, делящая стих пополам. Проза (от лат. prosa) — это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм всегда опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).

В прозе ритмический рисунок зависит от мысли и не повторяется во времени. В стихах же все диаметрально наоборот. Необходимо сказать, что стих, как таковой, это одна строчка. Стихотворение же - это целостное авторское произведение.

Возвращаясь к структурной модели стихосложения, необходимо упомянуть стопы. Стопа́ — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

1. Хорей: — U —> ÚU - двусложный, ударение падает на первый слог.

2. Ямб: U —> UÚ - двусложный, ударение падает на второй слог.

3. Дактиль: —UU —> ÚUU - трехсложный, ударение падает на первый слог.

4. Амфибрахий: U—U ^ UÚU - трехсложный, ударение падает на второй слог.

5. Анапест: UU— —> UUÚ - трехсложный, ударение падает на третий слог.

Когда же в тексте встречаются два безударных слога на стыке друг с другом - это пиррихий.

В противоположном случае, когда встречаются два ударных слога подряд - это спондей. Спондей, как таковой, утяжеляет сам стиль произведения, придавая ему как бы материальную весомость.

При стихосложении нужно учитывать и тип рифмовки. Обязательной рифмовкой является два трехстишья и два катрена (четверостишья). Они образуют собой сонет. Сонет(итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы),

Возвращаясь к цезуре, важно отметить, что она в пятистопном размере ставится после второй и третьей стопы, позволяя осознать картину описываемых событий. Отличительной чертой и функциональным звеном при этом является вольный ямб - в каждой строке он определяет разное количество стоп. Имеется наличие многочисленных цезур, приближающих произведение (обычно, басню) к обыденной (бытовой) речи.

Помимо вольного ямба, нужно вспомнить и разностопный ямб - когда стопы в каждой последующей строке чередуются.

Говоря о стихосложении, невозможно не сказать и о речевом периоде. Речевой период - это развитие авторской мысли по восходящей, а потом по нисходящей. Этим обуславливается манера прочтения стихотворения. Она также зависит и от понимания подтекста. Подтекст - это наработка автора и скрытый смысл произведения. Составляющей подтекста произведения, дающей полное изображение того, о чем говорится в тексте, является кинолента видений. В стихотворениях часто может встречаться инверсия - перестановка слов. На фоне этого, ударение при прямом порядке слов будет падать на существительное, а при обратном - на прилагательное.

Сверхзадача произведения при всем при этом должна быть действенной, меняющей человека, его мировоззрение, вселяющей веру. Тогда будет протекать развитие души, а душа - это тонкая материя, проявление того, что нами движет в обычной жизни.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое стихотворение?

2. Чем стих отличается от стихотворения?

3. Какие паузы существуют? Приведите примеры.

4. Дайте определение понятию «проза».

5. Какие пять стоп распространены в русском языке?

6. Чем отличаются каждая из стоп друг от друга?

7. Что такое пиррихий?

8. Что собой представляет спондей?

9. Что такое сонет?

10. Каково определение вольного ямба?

11. Что такое речевой период?

12. Что такое подтекст?

13. Определите понятие «кинолента видений».

14. Каким образом падает ударение при прямом и обратном порядке слов?

15. Каково определение понятия «душа»?

§5. Художественные тропы, употребляемые в литературном языке.

Тропа (от греч. tropos - оборот). Весьма многие слова и целые обороты речи часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т. е. не для выражения, обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: «человек улыбается, - плачет, - умывается», все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: «утро улыбается», «сердце плачет», «земля умывается», глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Следовательно, все слова и обороты, употребляемые в переносном значении, и называются тропами (изобразительными средствами речи). Разберем каждый более подробно.

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание) - это иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа. Общеизвестны старинные аллегории: крест - вера, весы - правосудие, обух - скупость, якорь - надежда, лев - сила. Аллегоричны персонажи сказок, басен: они выражают строго определенное свойство, лишены многозначности и загадочности. В аллегории внешний, предметный слой образа, как и в олицетворении, играет иллюстративную роль, смысл аллегории однозначен. Например, волк (в басне) - аллегория агрессивности, а лиса - воплощение хитрости, алчности и лживости.

Метафора (от греч. metaphora — перенесение) - один из основных тропов художественной (литературной) речи, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании сходства, наличия признака, позволяющего их сблизить. Например, «идет дождь», «мобильная сеть», «тяжелый характер», «напиток здоровья». Метафора, конечно, не простое сравнение: она уже требует от человека догадки, самостоятельного додумывания, работы воображения. Когда мы говорим, что «лодка рассекает поверхность зеркальной водной глади», - это наглядное сравнение. Но когда говорим более кратко «зеркало воды» - это уже метафора, а эпитет «зеркальная гладь» - метафорический эпитет, употребляемый в переносном значении.

Олицетворение (прозопопея, персонификация) - как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, условно выражаясь, оживляем предмет. Сообщение (передача) неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Например, «седая чародейка» - зима.

Метонимия (от греч. metonymia - переименование) - это троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, например, между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т. д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Примеры:

1. Причина вместо следствия: «огонь истребил деревню»;

2. Орудие вместо действия: «какое бойкое перо!»;

3. Автор - произведение: «читаю Тютчева»;

4. Владелец - собственность: «сосед горит!»;

5. Материал - вещь: «весь шкаф занят серебром»;

6. Содержащее - содержимое: «я две тарелки съел».

Литота (от греч. litotes — простота) - троп, изображающий намеренное преуменьшение. Например, «мальчик с пальчик». Второе название литоты - мейосис.Противоположность литоте - гипербола.

Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении. Пример: «море любви», «океан счастья».

Синекдоха (от греч. synekdoche - соотнесение) - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между: а) частью и целым; б) единственным и множественным числом; в) определенным и неопределенным понятиями; г) между родом и видом. Имеется также антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным. Пример: «он настоящий Чичиков (прохвост)» и т. п.

Перифраз (от греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп, сутью которого является замена одного слова описательным выражением, передающим смысл этого слова. Например, «светило науки» - Ньютон, «царь зверей» - лев.

Ирония (от греч. eironeia - притворство) - это троп, в основе которого заложено намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Например, глуповатому говорят: «умница!»; шаловливому ребенку: «скромный мальчик!» В структуре иронии необходимо отдельно выделить сарказм (от греч. sarkazo - рвать мясо) - высшая степень иронии: язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. Пример: «хоть ты в душе и палач, но я вижу, что ты хороший человек!». Как это не покажется странным, в конструкции сарказма тоже выделяют особую часть, которая называется инвектива (от позднелат. invectivaoratio - бранная речь) - это резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; она, как было сказано выше, является разновидностью сатиры.

В данном пособии мы намеренно не затрагиваем тему стилистических фигур художественного языка, поскольку, во-первых, они изучаются в курсе литературы и литературоведения и являются необходимым атрибутом стихосложения, употребляясь в обыденной речи крайне редко, а во-вторых, их множественное число не позволило бы охватить всю широту существующих понятий в рамках представленного курса культуры речи.

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое тропа в литературном языке?

2. Сколько на данный момент выделяют художественных троп? Перечислите их.

3. Что такое аллегория?

4. Как называется основной троп литературной речи? Подробно расскажите о нем.

5. Какой из тропов, наряду с аллегорией, основывается на метафоре?

6. Что такое метонимия?

7. Как вы скажите, что такое мейосис и какой троп ему противоположен?

8. Что такое синекдоха?

9. Расскажите о перифразе.

10. Дайте определение иронии и назовите все структурные единицы, содержащиеся в этом тропе.

§6. Изобразительно-выразительные средства литературной речи.

Рассмотрим общие средства выразительности:

1. Многозначные слова - слова, имеющие несколько смысловых значений.

2. Слова в переносном значении - слова во вторичном (производном) значении слова, связанном с основным, главным значением отношениями метонимической,метафорической зависимости или какими-либо ассоциативными признаками.

3. Архаизмы - устаревшие слова.

4. Неологизмы - новые слова.

5. Авторские неологизмы - слова, придуманные автором.

6. Термины - слова или словосочетания, точно и однозначно именующие понятие и его соотношение с другими понятиями в переделах специальной сферы.

7. Стилистически окрашенная лексика - это лексические единицы (однозначные слова или отдельные значения многозначных слов), характеризующиеся способностью вызывать особое стилистическое впечатление вне контекста

8. Оценочная лексика - слова, указывающие на оценку человека или предмета по внешнему виду, характеру, поведению и т. д.

9. Синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

10. Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

11. Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

12. Паронимы - слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения.

13. Вводные слова - слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

14. Ряды однородных членов - несколько слов предложения, относящихся или зависящих от одного и того же слова, отвечающих на один и тот же вопрос и являющихся одной частью речи.

15. Фразеологизмы - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

16. Афоризмы - это меткая мысль, которая имеет четкую лексическую и смысловую основу.

17. Цитаты - дословные выдержки из какого-либо текста.

18. Примеры - наглядное обращение к практической конформации.

19. Пословицы и поговорки - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Общие средства выразительности используются для придания тексту яркости, авторитетности, живости; служат логическому выделению подробностей, важных для автора (говорящего). Но помимо общих средств выразительности существуют и специальные.

Специальные средства выразительности:

1. Тропы - это слова, употребленные в переносном значении, несущие эстетическую нагрузку в тексте. Они помогают кратко передать сложное содержание. Такой текст нагляден, зрим.

Тропы:

Эпитет - это образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. Эпитет вбирает в себя содержание целой ситуации, его смысл требует пояснения.

Сравнение - это сопоставление лексических признаков слов на основе какой-либо общей черты.

Метафора - это перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства.

Олицетворение (развернутая метафора) - это перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится, как о человеческих существах.

Метонимия - это троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями.

Синекдоха - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями.

Перифраз - троп, сутью которого является замена одного слова описательным выражением, передающим смысл этого слова.

Ирония - так же, как и метафора, одновременно вызывает сразу два значения, прямое и переносное. Игра двух значений и создает нужный эффект - насмешку.

Парадокс - это утверждение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое. Парадокс придает речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее. Парадокс должен быть четок, краток, афористичен, логически завершен.

Гипербола - преувеличение.

Литота - приуменьшение.

2. Риторические фигуры - это особые формы высказываний, в которых с помощью лексических и грамматических средств увеличивается выразительность текста и речи.

Антитеза - противопоставление.

Градация - это риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов в порядке возрастания или убывания их значений.

Повтор. Он бывает двух видов: лексический и морфемный.

Анафора - это единоначатье. Анафора - разновидность повтора, когда одно и то же слово или несколько слов повторяются вначале нескольких фраз, следующих одна за другой.

Эпифора - это повтор заключительных элементов последовательных фраз. Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций; особое устройство следующих друг за другом фраз с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

Риторическое восклицание - законченное утверждение.

Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, обращенная в прострацию. Гипофора - это вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на него.

Ведение чужой речи - передача высказывания третьих лиц.

° Контрольные вопросы!

1. Что относится к общим средствам выразительности? Дайте определения всем имеющимся понятиям.

2. Для чего используются общие средства выразительности?

3. Что относится к специальным средствам выразительности? Расскажите о них.

4. Какие литературные средства в себя включают тропы, а какие риторические фигуры? Дайте им определения.

§7. Ударение.

На данный момент в речевом потоке выделяется несколько видов ударения: фразовое, тактовое, словесное и фонетическое.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу. Пример: клУбы - клубЫ, дЫры - дырЫ, рУки - рукИ. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Словесное ударение также называют смысловым.

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными, большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (вЫход, выхОдит, выходИть).

Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (Орган - оргАн) и отдельных форм различных слов (мОю - моЮ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хАос - хаОс) или придает слову стилистическую окраску (молодЕц - мОлодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огорОд, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т. д.), или переходит с одной части слова на другую (гОрод, -а, -ов и т. д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купИте - кУпите, нОги - ногИ и т. п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение. Например, твОрог и творОг, Иначе и инАче, Обух и обУх и т. п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [На зиму], [За город].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например, дрЕвнерусский. К таким словам относятся слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолЁтостроение);

2) сложносокращенные (гОстелецентр);

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трАнсатлантический, пОслеоктябрьский);

4) некоторые иноязычные слова (пОстскриптум, пОстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например, БрожУ ли я | вдоль Улиц шумных, | вхожу ль | во многолЮдный храм, | сижу ль | меж Юношей безумных, | я предаЮсь | моим мечтАм (А. С. Пушкин). Функция данного ударения: дает сигнал повышения или понижения тона межфразы.

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов, дает сигнал конца фразы. Пример: СнЕг идет! Снег идЁт? Тактовое и фразовое ударение ещё называют логическим.

Фонетическое ударение. Оно армирует речь, являясь силовым, динамическим, постоянным, неподвижным, не разноместным. Функция, которую выполняет данное ударение - различение омофонов в контексте фразы. Пример: порОг — порОк — парОк.

° Контрольные вопросы!

1. Какие типы ударений различают в речевом (словесном) потоке?

2. Что такое словесное ударение? Приведите примеры.

3. Какие существуют виды ударений помимо основного?

4. Объясните, что такое тактовое ударение?

5. Чем отличается фразовое ударение от тактового?

6. Расскажите о фонетическом ударении.