Основы стилистики и культуры речи - Плещенко Т.П., Федотова Н.В. 1999

Примечания

1 Значимость стилистики как теоретической базы культуры речи неоднократно подчеркивали Г.О. Винокур и В.В. Виноградов, заложившие основы научной культуры речи, опираясь именно на функциональный подход. Функционально-стилистическую направленность имеют и современные разработки проблем культуры речи (см., например, исследования Л.И. Скворцова, В.Г. Костомарова, А.Н. Васильевой и др.).

2 Парадигмы, содержащие все три члена, исключительно редки, чаще в языке встречаются парадигмы из двух членов.

3 Определение стиля дается в работах: Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики// ВЯ. 1955. № 1. С. 73; Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 261; Сиротинина О.Б. Стилистика как наука о функционировании языка// Основные понятий и категории лингвостилистики. Пермь, 1982. С. 12; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 49; и др.

4 Здесь и далее термины "литературно-художественный стиль", "художесгвенный стиль", а также "стиль художестьенной литературы" ,"художественная речь", "язык художественной литературы" употребляются как синонимы.

5 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С. 798.

6Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 6; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 22.

7 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 148.

8 Со спецификой подстилей и жанровых разновидностей функциональных стилей, особенностями употребления в них языковых средств целесообразно знакомить студентов на практических занятиях. Здесь же рассматриваются лишь общие принципы функционально-стилевой дифференциации.

9 Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 19—20.

10 Причину проникновения элементов официально-делового стиля, например, в повседневный речевой обиход можно объяснить широким массовым овладением этим стилем.

11 Часто вызывают затруднения начальные реквизиты заявления: как оформить наименование заявителя (автора) документа — в форме родительного падежа без предлога или с предлогом (Мельникова Ф.И. или от Мельникова Ф.И.)? С точки зрения нормы кодифицированного литературного языка (КЛЯ) допустимы оба варианта. В первом случае подчеркивается принадлежность документа (чье заявление?); во втором — адресующий характер документа и вопрос ставится с целью выяснения, от кого документ — от Мельникова Ф.И. Однако в настоящее время более частым является первый вариант — без предлога.

Могут возникнуть и другие вопросы: как писать слово заявление — с прописной (большой) или строчной (маленькой) буквы, следует ли после слова заявление ставить точку. Традиция признает и те и другие варианты. Точку можно ставить, потому что после слова заявление заканчивается предложение, точку можно не ставить, потому что слово заявление вынесено в отдельную графу, в середину строки, т.е. оно — своеобразная рубрика. А общеизвестно, что в рубрикациях знаки препинания не ставятся. Предпочтение чаще всего отдается второму варианту — слово Заявление пишется с прописной (большой) буквы, без точки.

12 С оформлением других деловых бумаг и документов можно ознакомиться в кн.: Николаенко Г.И. Изучение деловой документации в школе: Пособие для учащихся. Мн., 1987.

13 См. параграф "Дифференциация функциональных стилей" в данном пособии.

14 Русский язык: Энциклопедия. / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979. С. 349.

15 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 169. 42

16 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 79—80.

17 Кожина М.Н. Стилистика высокого языка. С. 199.

18 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Он же. Литературно-критические статьи. М., 1986.

19 Элементы структуры художественного произведения и их стилевая оформленность подробно рассматриваются в кн.: Васильева А.Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов. М., 1981. С. 146—147; Она же. Художественная речь. М., 1983.

20 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 207.

21 На 54 словоупотребления приходится 11 глаголов (20%), т.е. каждое пятое слово — глагол.

22 На материале литературы XIX в. (произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. А.П. Чехова) эти приемы изобразительного синтаксиса рассматриваются в ст.: Иванчикова Е.А. Об изобразительных возможностях синтаксических средств в художественном тексте. // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. М., 1981., С. 92—110.

23 В связи с этим нельзя не сказать о некоторой условности часто употребляемых (в том числе и авторами настоящего пособия) терминов "норма" и "отклонение", "отступление" от норм КЛЯ по отношению к художественной речи. Называемые нами "отклонения от нормы", "нарушения литературной нормы", "отступления от норм КЛЯ" становятся в художественном произведении (в языке художественной литературы), на наш взгляд, не чем иным, как художественными средствами изобразительности, если употребляются они со специальным стилистическим заданием и в соответствии с определенной целевой установкой автора.

24 Виноградов В.В. Литературный язык и язык художественной литературы. // Вопр. языкознания. 1955. № 4. С. 4.

25 Для данной разновидности в лингвистике нет единого терминологического обозначения: разговорный, разговорно-бытовой, разговорно-обиходный стиль. Как синонимичный им употребляется также термин "разговорная речь".

26 Разговорный стиль не следует отождествлять с устной формой речи. Устная речь, как справедливо отмечает О.Б. Сиротинина, "делится на разговорную и неразговорную. Неразговорная устная речь в свою очередь может быть разделена по принципу стилевой принадлежности на научную (научная дискуссия, в какой-то мере к ней может быть отнесена речь учителя при объяснении нового материала и речь школьника во время развернутого ответа по какой-либо теме), публицистическую (публичная лекция, выступление на собрании), деловую (речь в судебном процессе, деловые переговоры диспетчера с пилотом, машинистом и т.д.), художественную (устные рассказы, анекдоты)" (Русская разговорная речь. М., 1983. С. 16). Для неразговорной устной речи характерны особенности книжных стилей с отдельными отклонениями от норм последних за счет устной формы.

27 Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избр. труды. М., 1959. С. 58.

28 Термин "культура речи" некоторыми исследователями понимается, во-первых, как качество речи (качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность) и, во-вторых, как наука о качестве речи (наука о качестве пользования языком). При этом часто наблюдается такая близость этих значений, что вне широкого контекста их бывает трудно разграничивать, например: критерии культуры речи (критерии культурной речи и критерии науки о культуре речи). См. об этом в кн.: Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

29 Русский язык: Энциклопедия. С. 119-120.

30 Головин Б.Н. Основы культуры речи.

31 Васильева А.Н. Основы культуры речи. С. 7. 80

32 Список литературы дан в конце пособия.

33 Головин Б.Н. Основы культуры речи. С. 265.

34 Подробнее см.: Васильева А.Н. Основы культуры речи. С. 9—10.

35 Подробнее см.: Жураускi A.I. Двухмоуе i шматмоуе у гiсторыi Белаpyci. // Пытаннi бiлiнгвiзму i узаемадзеяння моу. Мн., 1982. С. 40.

36 Михневич А.Е. О некоторых теоретических вопросах культуры речи билингва. // Русский язык в Белоруссии. Мн., 1985. С. 164—165.

37 Конвергенция — схождение, уподобление элементов языка.

38 Русский язык в Белоруссии. С. 10.

39 Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания. // Вопр. языкознания. 1964. № 3. С. 9.

40 Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи// Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С. 259-260.

41 Русский язык: Энциклопедия. С. 163.

42 Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. С. 8.

43 Актуальные проблемы культуры речи. М, 1970. С. 53.

44 Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980. С. 30.

45 Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения. // Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 15.

46 Подробнее см.: Ицкович В.А. Языковая норма. М., 1968.

47 Эти формы находятся сейчас на переходном этапе между четвертой и пятой позицией (см. схему 1).

48 Лексические варианты отличаются от словообразовательных, словоизменительных и синтаксических тем, что не составляют парадигмы ряда слов, объединенных общностью грамматического значения. Их общность только функционально-стилистическая.

49 Все допускаемые в речи ошибки, естественно, невозможно отразить ни в какой классификации. Главное — это общие принципы

классификации.

50 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. С. 271. 11 Ицкович В.А. Норма и ее кодификация. // Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 13-14.

52 Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. С. 34.

53 Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка: Грамматика и варианты. М., 1980. С. 3.

54 Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. С. 32.

55 Югов А. Думы о русском слове. М., 1972. С. 114-115.

56 Головин Б.Н. Основы культуры речи. С. 41

57 Подробнее см.: Щерба Л.В. О разных стилях произношения и идеальном фонетическом составе слов; Он же. К вопросу о русской орфоэпии. // Избр. работы по русскому языку. М., 1957; Панов М.В. История русского литературного произношения: XVIII— XX вв. М., 1990. С. 27-28, 45-46.

58 Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Фразеология. / Под ред. П.П. Шубы. Мн., 1998. С. 93-121.

59 Русский язык в Белоруссии. С. 113

60 Подробнее см.: Кунцевич Л.П. Акцентуация. // Русский язык в Белоруссии. С. 115.

61 Описание основных типов грамматических вариантов дано в словаре: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976.

62 См. перечень таких слов и примеры их литературного употребления в кн.: Основы культуры речи: Хрестоматия. / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984. С. 80-83; Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX в. М., 1954. С. 87-92.

63 Этим и объясняется несовпадение нормативных предписаний в различных словарях, справочниках и грамматиках

64 Перечень слов, которые могут употребляться с окончанием в предложном падеже, см. в кн.: Русская грамматика: В 2 тт. М., 1980. Т. 1. С. 488.

65 Сюда относятся существительные с флексией -и(-ы) в именительном падеже множественного числа.

66 См.: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка; Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка и др.

61 Подробнее об образовании и употреблении глагольных форм см.: Русская грамматика. Т. 1; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. С. 218-222; Он же. Практическая стилистика русского языка. С. 195-220; Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Мн., 1986. С 253-270.

68 Русская грамматика. Т. 2; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке; Он же. Практическая стилистика русского языка; Демиденко Л.П. Речевые ошибки и др.

69 Указанные вопросы рациональнее рассматривать, анализируя фактический материал на практических занятиях.

70 Необходимо иметь в виду, что одного этого фактора для употребления сказуемого во множественном числе недостаточно. При таком подлежащем сказуемое может употребляться как в единственном, так и во множественном числе.

71 Подробно о правилах координации сказуемого и подлежащего см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка; Он же. Справочник по правописанию и литературной правке; Русская грамматика. Т. 2.

72 О факторах, определяющих выбор формы единственного или множественного числа сказуемого в указанных случаях, см.: Русская грамматика. Т. 2. С. 244-245; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка; Он же. Справочник по правописанию и литературной правке.

73 Бельчиков Ю. Л., Панюшева М. С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник. М., 1969.С. 3; Вишнякова О.В. Паронимия в современном русском языке. М., 1984. С. 4; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. С. 272; и др.

74 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. С. 313; Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 35; Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. Тбилиси, 1981.

Такой же точки зрения придерживаются и авторы данного пособия.

75 Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. С. 222.

76 Розентааь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. С. 29.

77 Там же. С. 28

78 Супрун А.Е. Лекции по лингвистике. Мн., 1980. С. 99. 142

79 Главные направления грамматической сочетаемости даны в толковых словарях.

80 Слова с яркой стилистической окраской имеют строго определенную, ограниченную сочетаемость, что позволяет рассматривать стилистическую сочетаемость как разновидность лексической, обусловленной внутренними, семантическими соотношениями и взаимосвязями слов (Белъчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М., 1988. Гл. 2).

81 Русский язык: Энциклопедия. С. 210.

82 Русские писатели о языке: Хрестоматия. Л., 1964. С. 47.

83 См. характеристику данных стилей в настоящем пособии.

84 А.С. Пушкин, говоря о том, что "язык неистощим в соединении слов", очевидно, имел в виду прежде всего художественную речь.

85 Алогизм в лингвистике определяется следующим образом: "Алогизм (от греч. а-----не-, без- + logismos — разум, рассуждение). Нечто нелогичное, противоречащее логике" (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 20).

86Cм. характеристику научного стиля в данном пособии.

87 Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев — Одесса, 1984. С. 104.

88Подробнее см.: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1986. С. 138—142.

89 Считается, что в русском языке приблизительно 10% слов заимствовано из других языков и количество заимствований (особенно из английского языка) заметно увеличивается.

90 Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986. С. 75. 178

91 Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 166-172. 180

92 Югов А. Думы о русском слове. С. 57-58.

93 Штампы следует отличать от клише (франц. cliche), готовых оборотов, используемых в речи в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

94 Головин Б.Н. Как говорить правильно, М., 1988, С. 106.

95 Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи // Русский язык в школе. 1981. № 3.С. 76-87.

96 В издаваемый Институтом русского языка АН СССР многотомный "Словарь русских народных говоров" предполагается включить больше слов.

97 Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М. 1969. С. 91.

98 Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 145.

99 Подробнее см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. С. 151-166, 179-193, 199-220, а также учебники и учебные пособия по современному русскому языку.

100 Подробнее см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. С. 350—368.

101 Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М. — Л., 1930. С. 157.

102 Русский язык: Энциклопедия. С. 96.

103 Андроников И. Слово написанное и сказанное. // Лит. газ. 1961.

104 См. о речевых штампах главу "Чистота речи" в данном пособии.

105 Подробнее см.:

106 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч.: В 10 т. М.-Л., 1952. Т. 7. С. 240. 202

107 Подробнее см.: Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 709. 204

108 В. Маяковский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1973. Т. 3. С. 291.

109Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 269.

110 Средства словесной образности рассматриваются в пособиях по современному русскому языку и введению в литературоведение. См. также: Русский язык: Энциклопедия.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов; Ос нее Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1976. С. 110-115; Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 220-252.

111 Подробнее см.: Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. М* 1987. С. 207-221.

112 Подробнее о выразительных возможностях местоимения и глагола см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965; Ефимов А.И. Стилистика русского языка; Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.

113 См. об этом в словарях лингвистических терминов, а также в кн.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Гл. 25

114 Поэтому в некоторых случаях, очевидно, было бы точнее говорить о семантико-синтаксических средствах выразительности.

115 Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 241.

116 Определить, является ли ненормативное употребление языковых средств стилистическим приемом или речевой ошибкой, можно лишь на основании речевой ситуации, контекста высказывания и целевой установки автора.

117 Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 115. 224

118 Головин Б.Н. Как говорить правильно. С. 154.

119 Головин Б.Н. Основы культуры речи. С. 231-248.

120 Ильяш М.И. Основы культуры речи. С. 157.

121 Голован Б.Н. Как говорить правильно. С. 153.

122 Интересный пример немотивированного употребления канцеляризмов в разговорно-бытовой речи приводит К. Чуковский в книге "Живой как жизнь". С. 112-113.