Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Предисловие
Это учебное пособие предназначено для студентов, изучающих современный русский язык как основной предмет, и посвящено описанию звукового строя современного русского языка. Знание особенностей звукового оформления различных единиц языка — морфем, слов, предложений — необходимо по нескольким причинам. Правильное владение всем богатством звуковых средств родной речи возможно лишь в том случае, если мы знакомы со свойствами звуковой материи языка. Изучение звуковой системы языка помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его. Наконец, немаловажно и то, что при изучении звуковой системы языка мы выявляем закономерности, очень важные и для других уровней языка.
Фактические сведения об организации звуковой материи языка имеются сейчас в достаточном для их систематического описания количестве. Это произошло в связи с усилившимся в последние десятилетия интересом к изучению звуковой стороны языка. Лингвисты изучают фонетику русского языка и для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке, и для нахождения более совершенных методов преподавания русского языка. Врачи исследуют звуковой строй русского языка в целях нахождения путей для обучения речи людей с пораженным слухом, а также с некоторыми заболеваниями мозга. Знание звукового строя русского языка необходимо и при диагностике некоторых заболеваний. Физиологи и психологи изучают звуковой строй русского языка и его особенности, стремясь объяснить сложную работу мозга, которая позволяет говорящему и слушающему человеку пользоваться таким совершенным средством общения, каким является звучащая речь. Инженеры-связисты, акустики исследуют звуки речи для того, чтобы наилучшим образом передавать их по каналам связи, чтобы создать наиболее благоприятные условия
для восприятия речи по телефону, по радио, в аудиториях. Даже математики занимаются сейчас исследованиями звучащей речи: строгое и логическое описание тех процессов, которые выявляются в результате пользования речью, оказывается важной и сложной математической задачей. Их решение необходимо для обеспечения общения человека с машиной при помощи звучащей речи.
Однако именно благодаря столь широкому интересу к одной проблеме специалистов разного профиля и возникают трудности использования полученных данных.
Специальные задачи, специфическая для каждого из направлений методика исследования и даже терминология — все это осложняет чтение таких работ и их использование в практике обучения русскому языку.
В содержание учебного пособия введены главы, посвященные изложению основных сведений, касающихся методов анализа звучащей речи и разъяснения некоторых специальных терминов. Основной материал книги почерпнут из исследований по русской фонетике, проведенных в Лаборатории экспериментальной фонетики имени Л. В. Щербы Ленинградского университета.
Автор выражает глубокую благодарность' своему учителю Л. Р. 3 и н д е р у, без участия которого эти исследования и данное пособие были бы вообще невозможны, а также и сотрудникам Лаборатории, чья помощь в работе и в процессе подготовки этой книги велика. Автор считает своим приятным долгом высказать слова благодарности членам кафедры русского языка Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, ее руководителю доктору филологических наук О. Б. Сиротининой и доктору филологических наук Г. Г. П о л и щ у к, а также члену-корреспонденту АН СССР Р. И. А в а н е с о в у, ознакомившимся с пособием в рукописи .и высказавшим ряд ценных и интересных замечаний и соображений по его совершенствованию.
Автор выражает надежду, что это учебное пособие поможет студентам-филологам глубже разобраться в закономерностях звукового строя современного русского языка, а некоторым покажет и путь их дальнейшей научной и методической деятельности.