Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Предисловие

Это учебное пособие предназначено для студентов, изучающих современный русский язык как основной предмет, и посвящено описанию звукового строя современного русско­го языка. Знание особенностей звукового оформления различ­ных единиц языка — морфем, слов, предложений — необходимо по нескольким причинам. Правильное владение всем богатством зву­ковых средств родной речи возможно лишь в том случае, если мы знакомы со свойствами звуковой материи языка. Изучение звуковой системы языка помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его. Наконец, немаловажно и то, что при изучении звуковой системы языка мы выявляем закономерности, очень важ­ные и для других уровней языка.

Фактические сведения об организации звуковой материи языка имеются сейчас в достаточном для их систематического опи­сания количестве. Это произошло в связи с усилившимся в по­следние десятилетия интересом к изучению звуковой стороны язы­ка. Лингвисты изучают фонетику русского языка и для теоретиче­ского осмысления процессов, происходящих в языке, и для нахож­дения более совершенных методов преподавания русского языка. Врачи исследуют звуковой строй русского языка в целях нахож­дения путей для обучения речи людей с пораженным слухом, а так­же с некоторыми заболеваниями мозга. Знание звукового строя рус­ского языка необходимо и при диагностике некоторых заболеваний. Физиологи и психологи изучают звуковой строй русского языка и его особенности, стремясь объяснить сложную работу мозга, которая позволяет говорящему и слушающему человеку пользоваться таким совершенным средством общения, каким является звучащая речь. Инженеры-связисты, акустики исследуют звуки речи для того, чтобы наилучшим образом передавать их по каналам связи, чтобы создать наиболее благоприятные условия

для восприятия речи по телефону, по радио, в аудиториях. Даже математики занимаются сейчас ис­следованиями звучащей речи: строгое и логическое описание тех процессов, которые выявляются в результате пользования речью, оказывается важной и сложной математической задачей. Их реше­ние необходимо для обеспечения общения человека с машиной при помощи звучащей речи.

Однако именно благодаря столь широкому интересу к одной проблеме специалистов разного профиля и возникают трудности использования полученных данных.

Специальные задачи, специфическая для каждого из направлений методика исследования и даже терминология — все это осложняет чтение таких работ и их использование в практике обучения рус­скому языку.

В содержание учебного пособия введены главы, посвященные изложению основных сведений, касающихся методов анализа звуча­щей речи и разъяснения некоторых специальных терминов. Основной материал книги почерпнут из исследований по русской фонетике, проведенных в Лаборатории экспериментальной фонетики имени Л. В. Щербы Ленинградского университета.

Автор выражает глубокую благодарность' своему учителю Л. Р. 3 и н д е р у, без участия которого эти исследования и данное пособие были бы вообще невозможны, а также и сотрудникам Ла­боратории, чья помощь в работе и в процессе подготовки этой книги велика. Автор считает своим приятным долгом высказать слова бла­годарности членам кафедры русского языка Саратовского государ­ственного университета им. Н. Г. Чернышевского, ее руководителю доктору филологических наук О. Б. Сиротининой и доктору филологических наук Г. Г. П о л и щ у к, а также члену-корреспон­денту АН СССР Р. И. А в а н е с о в у, ознакомившимся с пособием в рукописи .и высказавшим ряд ценных и интересных замечаний и соображений по его совершенствованию.

Автор выражает надежду, что это учебное пособие поможет студентам-филологам глубже разобраться в закономерностях звуко­вого строя современного русского языка, а некоторым покажет и путь их дальнейшей научной и методической деятельности.