Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Методы исследования восприятия звуковых единиц
При исследовании восприятия нас интересует в первую очередь, какие из акустических характеристик звуковых единиц важны для человека, говорящего на данном языке (для носителя языка), а какие — нет. Таким образом, мы исследуем не сами звуковые единицы, а реакции на них, т. е. оценку свойств этих единиц носителями языка. Конечно, мы говорим не о сознательной оценке (было бы бессмысленно спрашивать, например, человека, говорящего по-русски, одинаковы или нет гласные в словах чай и сад, а если неодинаковы, то чем они различаются: каждый конкретный ответ зависел бы и от способности нашего испытуемого к тонким слуховым наблюдениям, и от его умения отвлечься от графической формы слова, наконец, от его психологической подготовленности к размышлениям на эту тему).
Здесь фонетиста интересуют механизмы восприятия, т. е. те навыки, которые существуют у любого носителя данного языка, в нашем случае — русского. Эти навыки, механизмы образуются в процессе обучения языку и обеспечивают наряду с артикулятор-ными механизмами использование языка как средства общения. При исследовании механизмов восприятия существенны два момента — во-первых, свойства предъявляемых в опытах звуковых единиц, во-вторых, способ «извлечения» сведений из испытуемых. Так, если мы предъявим испытуемым уже упомянутые два слова (чай и сад), то они опознают их как разные слова; если из магнитной записи этих слов мы сотрем конечные согласные, то наши испытуемые узнают и разные слоги — ча и са. Как же оценят наши испытуемые гласные, если мы уберем, сотрем и начальные согласные из оставшихся слогов? Полученные таким образом гласные могут быть опознаны нашими испытуемыми только за счет их собственных характеристик, ибо никакой «подсказки» в виде соседних согласных испытуемые получить не могут. Именно в этом случае мы и можем исследовать роль различных акустических характеристик для восприятия.
В качестве единиц, используемых в таких опытах, могут быть взяты или отдельные звуки (или даже части звуков), или целые последовательности звуков. Для того чтобы предъявить отдельный звук или часть звука, нужно выделить его из слова, в составе которого он произнесен: ведь произносимые отдельно, изолированно, звуки очень сильно отличаются от тех, которые произносятся в составе звукосочетания или слова. Для такого выделения служат специальные приборы, которые позволяют из магнитной записи слова или фразы воспроизводить участки нужной нам продолжительности, взятые из нужного нам места в записи. Это дает возможность услышать звучание безударного гласного, звучащего вне слова, в составе которого он был произнесен, звучание взрывного согласного без следующего за ним гласного и т. д.
Второй проблемой, как мы уже говорили, является способ получения сведений о том, как наши испытуемые воспринимают услышанные ими звуки. Предположим, что мы предлагаем им прослушать два гласных — один выделенный из слова чай, другой — из слова сад. Для того чтобы узнать, одинаковы ли эти гласные для воспринимающих их слушателей — носителей русского языка, — мы можем попросить испытуемых то, что они слышат, обозначить любым доступным для них способом (транскрипция, буквы алфавита и т. д.). Разное обозначение этих звуков всеми или большинством испытуемых будет свидетельствовать о том, что акустические различия между этими двумя гласными существенны для восприятия. Однако обозначение этих гласных одинаковым знаком необязательно означает, что они не различаются испытуемыми — возможно испытуемые не могут (не умеют) воспользоваться транскрипционными знаками и не видят в привычной графике способа отметить слышимое различие. Для того чтобы упростить задачу, звуки в эксперименте предъявляются попарно, и слушающие должны только обозначить знаком-г-(плюс)' то, что гласные в паре звучат одинаково, а знаком — (минус) то, что они слышат разные звуки.
Опыты, в которых исследуется восприятие акустических свойств звуковых единиц, очень разнообразны и по задачам, и по условиям.
Значение акустических характеристик звуков для их восприятия широко исследуется на материале так называемой синтезированной речи. Специальные приборы (синтезаторы речи) могут создавать рече-подобные звуки, акустические характеристики которых экспериментатор может изменять по своему усмотрению в широких пределах. Это дает возможность проследить, как изменение той или иной акустической характеристики влияет на восприятие данного речеподобного стимула носителем языка. Например, еще в 50-е годы нашего столетия при изучении фонетических свойств словесного ударения использовались синтезированные слова. Так, синтезированное слово муку воспринималось испытуемыми как муку, если длительность' первого гласного была больше, чем длительность второго, и как муку, если экспериментатор увеличивал длительность второго гласного. Увеличение же интенсивности одного из гласных при их равной длительности не воспринималось испытуемыми как признак ударности этого гласного.
Особая роль исследований восприятия объясняется тем, что оно обусловлено теми функциональными характеристиками звуковых единиц, которые свойственны родному языку испытуемого, и тем самым является непосредственным отражением фонемных отношений в речевом поведении носителей языка.
Основные выводы
1. Объективные свойства звуковых колебаний — их частота, интенсивность и время существования — оцениваются человеком как вы сот а, громкость и длительность слышимого им звука. Собственные характеристики каждого звука речи являются результатом взаимодействия колебаний, порождаемых источником звука, и колебаний, определяющихся резонансными характеристиками речевого тракта.
2. При образовании звуков речи источники звука могут быть следующие: голосовой (периодические колебания голосовых связок), импульсный (выравнивание внутриротового и атмосферного давления при резком раскрытии смычки) и турбулентный (завихрения воздушной струи в месте сужения артикуляционного тракта). Резонансные свойства речевого тракта зависят от конфигурации надгортанных полостей, т. е. от артикуляции, характерной для того или иного звука. Усиления частотных составляющих, связанные с резонансными характеристиками речевого тракта, называют формантами. Эти усиления формируют акустические свойства звуков. По частоте формант звуки различаются между собой. Для описания свойств гласного звука достаточно определить частоту первой и второй форманты (FI и FII).
3. Электроакустическая аппаратура, используемая при исследовании звуковых колебаний предназначена или для регистрации общей картины колебательного движения (осциллографическая запись), или для анализа частотных составляющих звуков (спектрографическая запись).
4. Установленная в фонетических исследованиях связь между акустическими и артикуляционными характеристиками дает возможность по спектральным данным судить о тех или иных артикуляционных особенностях: изменение частоты FI свидетельствует об изменении открытости-закрытости, изменение частоты FII — об изменении ряда; понижение FI и FII может быть обусловлено и лабиализованностыо звука.
5. Для фонетического анализа наиболее важны приборы, позволяющие проследить изменения частоты формант во времени.
6. Для звукового строя языка важны не все акустические свойства фонетических единиц, а только те, которые существенны при восприятии их человеком. Изучение восприятия — один из важнейших аспектов экспериментально-фонетического, анализа. При этом исследуется восприятие как естественных звуковых единиц, так и синтезированных речеподобных последовательностей. Синтез речи позволяет более объективно судить о роли тех или иных акустических свойств единиц при их восприятии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бондарко Л. В. Осциллографический анализ речи. Изд-во ЛГУ, 1965.
Сапожков М. А. Речевой сигнал в кибернетике и связи. М., Связьиздат, 1963.
Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.
Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. М., «Связь», 1968.