Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Методы исследования восприятия звуковых единиц

При исследовании восприятия нас интересует в пер­вую очередь, какие из акустических характеристик звуковых единиц важны для человека, говорящего на данном языке (для носителя языка), а какие — нет. Таким образом, мы исследуем не сами звуковые еди­ницы, а реакции на них, т. е. оценку свойств этих единиц носителями языка. Конечно, мы говорим не о сознательной оценке (было бы бессмысленно спраши­вать, например, человека, говорящего по-русски, одина­ковы или нет гласные в словах чай и сад, а если неоди­наковы, то чем они различаются: каждый конкретный ответ зависел бы и от способности нашего испытуемого к тонким слуховым наблюдениям, и от его умения от­влечься от графической формы слова, наконец, от его психологической подготовленности к размышлениям на эту тему).

Здесь фонетиста интересуют механизмы вос­приятия, т. е. те навыки, которые существуют у лю­бого носителя данного языка, в нашем случае — рус­ского. Эти навыки, механизмы образуются в процессе обучения языку и обеспечивают наряду с артикулятор-ными механизмами использование языка как средства общения. При исследовании механизмов восприятия су­щественны два момента — во-первых, свойства предъ­являемых в опытах звуковых единиц, во-вторых, способ «извлечения» сведений из испытуемых. Так, если мы предъявим испытуемым уже упомянутые два слова (чай и сад), то они опознают их как разные слова; если из магнитной записи этих слов мы сотрем конечные со­гласные, то наши испытуемые узнают и разные слоги — ча и са. Как же оценят наши испытуемые гласные, если мы уберем, сотрем и начальные согласные из оставших­ся слогов? Полученные таким образом гласные могут быть опознаны нашими испытуемыми только за счет их собственных характеристик, ибо никакой «подсказки» в виде соседних согласных испытуемые получить не мо­гут. Именно в этом случае мы и можем исследовать роль различных акустических характеристик для вос­приятия.

В качестве единиц, используемых в таких опытах, могут быть взяты или отдельные звуки (или даже части звуков), или целые последовательности звуков. Для того чтобы предъявить отдельный звук или часть звука, нужно выделить его из слова, в составе которого он произнесен: ведь произносимые отдельно, изолирован­но, звуки очень сильно отличаются от тех, которые про­износятся в составе звукосочетания или слова. Для та­кого выделения служат специальные приборы, которые позволяют из магнитной записи слова или фразы вос­производить участки нужной нам продолжительности, взятые из нужного нам места в записи. Это дает воз­можность услышать звучание безударного гласного, звучащего вне слова, в составе которого он был произ­несен, звучание взрывного согласного без следующего за ним гласного и т. д.

Второй проблемой, как мы уже говорили, является способ получения сведений о том, как наши испыту­емые воспринимают услышанные ими звуки. Предполо­жим, что мы предлагаем им прослушать два гласных — один выделенный из слова чай, другой — из слова сад. Для того чтобы узнать, одинаковы ли эти гласные для воспринимающих их слушателей — носителей русского языка, — мы можем попросить испытуемых то, что они слышат, обозначить любым доступным для них спосо­бом (транскрипция, буквы алфавита и т. д.). Разное обозначение этих звуков всеми или большинством ис­пытуемых будет свидетельствовать о том, что акустиче­ские различия между этими двумя гласными сущест­венны для восприятия. Однако обозначение этих глас­ных одинаковым знаком необязательно означает, что они не различаются испытуемыми — возможно испытуемые не могут (не умеют) воспользоваться транскрипцион­ными знаками и не видят в привычной графике способа отметить слышимое различие. Для того чтобы упро­стить задачу, звуки в эксперименте предъявляются по­парно, и слушающие должны только обозначить знаком-г-(плюс)' то, что гласные в паре звучат одина­ково, а знаком — (минус) то, что они слышат разные звуки.

Опыты, в которых исследуется восприятие акустиче­ских свойств звуковых единиц, очень разнообразны и по задачам, и по условиям.

Значение акустических характеристик звуков для их восприятия широко исследуется на материале так называемой синтезированной речи. Специальные при­боры (синтезаторы речи) могут создавать рече-подобные звуки, акустические характеристики которых экспериментатор может изменять по своему усмотре­нию в широких пределах. Это дает возможность про­следить, как изменение той или иной акустической характеристики влияет на восприятие данного речеподобного стимула носителем языка. Например, еще в 50-е годы нашего столетия при изучении фонети­ческих свойств словесного ударения использовались синтезированные слова. Так, синтезированное слово муку воспринималось испытуемыми как муку, если дли­тельность' первого гласного была больше, чем длитель­ность второго, и как муку, если экспериментатор увели­чивал длительность второго гласного. Увеличение же интенсивности одного из гласных при их равной дли­тельности не воспринималось испытуемыми как при­знак ударности этого гласного.

Особая роль исследований восприятия объясняется тем, что оно обусловлено теми функциональными харак­теристиками звуковых единиц, которые свойственны родному языку испытуемого, и тем самым является не­посредственным отражением фонемных отношений в ре­чевом поведении носителей языка.

Основные выводы

1. Объективные свойства звуковых колебаний — их частота, интенсивность и время существования — оце­ниваются человеком как вы сот а, громкость и дли­тельность слышимого им звука. Собственные харак­теристики каждого звука речи являются результатом взаимодействия колебаний, порождаемых источником звука, и колебаний, определяющихся резонансными характеристиками речевого тракта.

2. При образовании звуков речи источники звука могут быть следующие: голосовой (периодические колебания голосовых связок), импульсный (вырав­нивание внутриротового и атмосферного давления при резком раскрытии смычки) и турбулентный (завих­рения воздушной струи в месте сужения артикуляцион­ного тракта). Резонансные свойства речевого тракта зависят от конфигурации надгортанных полостей, т. е. от артикуляции, характерной для того или иного звука. Усиления частотных составляющих, связанные с резо­нансными характеристиками речевого тракта, называ­ют формантами. Эти усиления формируют акусти­ческие свойства звуков. По частоте формант звуки раз­личаются между собой. Для описания свойств гласного звука достаточно определить частоту первой и второй форманты (FI и FII).

3. Электроакустическая аппаратура, используемая при исследовании звуковых колебаний предназначена или для регистрации общей картины колебательного движения (осциллографическая запись), или для анализа частотных составляющих звуков (спект­рографическая запись).

4. Установленная в фонетических исследованиях связь между акустическими и артикуляционными харак­теристиками дает возможность по спектральным дан­ным судить о тех или иных артикуляционных особенно­стях: изменение частоты FI свидетельствует об измене­нии открытости-закрытости, изменение частоты FII — об изменении ряда; понижение FI и FII может быть обусловлено и лабиализованностыо звука.

5. Для фонетического анализа наиболее важны при­боры, позволяющие проследить изменения частоты формант во времени.

6. Для звукового строя языка важны не все аку­стические свойства фонетических единиц, а только те, которые существенны при восприятии их человеком. Изучение восприятия — один из важнейших аспектов экспериментально-фонетического, анализа. При этом ис­следуется восприятие как естественных звуковых еди­ниц, так и синтезированных речеподобных последовательностей. Синтез речи позволяет более объективно судить о роли тех или иных акустических свойств единиц при их восприятии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бондарко Л. В. Осциллографический анализ речи. Изд-во ЛГУ, 1965.

Сапожков М. А. Речевой сигнал в кибернетике и связи. М., Связьиздат, 1963.

Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.

Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. М., «Связь», 1968.