Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010
Предисловие
Настоящее учебное пособие по русскому языку адресовано старшеклассникам и поступающим в вузы — в общем, всем, кто заинтересован в эффективной подготовке к экзаменам. Его цель — помочь овладеть навыками не только грамотного письма, но и стилистического анализа текста.
Решению первой задачи посвящены разделы «Орфография» и «Синтаксис и пунктуация». Орфографические и пунктуационные правила излагаются очень кратко и закрепляются разнообразными упражнениями, в том числе обобщающего характера.
Решению второй задачи посвящены разделы «Лексика и фразеология» и «Стилистика». Здесь рассматриваются вопросы, связанные с выразительными возможностями русского языка, а упражнения направлены на преодоление часто встречающихся в письменных работах ошибок в выборе слов, употреблении их форм, построении предложений. Упражнения помогут научиться ориентироваться в грамматических явлениях, выбирать самые выразительные и уместные в данном тексте синтаксические конструкции. В целом, материал этих разделов рассчитан на совершенствование речевых навыков, повышение общей речевой культуры учащихся.
Для повторения материала и самоконтроля в пособии даются диктанты различной степени трудности.
Условные обозначения:
— теоретический материал
— правила орфографии и пунктуации
Введение
Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры, язык межнационального общения народов
России. Один из наиболее развитых мировых языков, он является одним из рабочих языков ООН. Русский язык представляет собой исторически сложившееся явление
и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны. Высшей формой русского языка является русский литературный язык.
Современный русский литературный язык — это язык нормированный, язык государственных актов, школы, науки, радио и телевидения, театра, художественной
литературы и печати.
Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем строго отобран из общей сокровищницы национального языка, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу и традиции.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются своими особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное.
Письменный литературный язык отличается от устного определенной сложностью синтаксиса и наличием большего количества отвлеченной лексики, а также терминов, в частности интернациональных.
Многие великие русские писатели, общественные деятели, зарубежные мастера культуры неоднократно отмечали силу, богатство и художественную выразительность
русского языка. «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», — утверждал великий русский критик В. Г. Белинский.
* * *
В курсе современного русского литературного языка
представлен ряд разделов.
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический (устойчивые словосочетания) состав русского языка.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке.
Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношением между звуками и буквами.
Орфография содержит правила, определяющие написание слов.
Орфоэпия изучает нормы современного литературного произношения.
Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов.
Морфология является учением об основных лексико-грамматических разрядах слов (частях речи).
Синтаксис изучает структуру словосочетания и предложения.
Пунктуация содержит правила постановки знаков препинания.