Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Орфография. Принципы русского правописания
Состав слова. Словообразование. Формообразование

§ 14. Состав слова

  1. Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание; слова второй группы представляют собой чистую основу.

Основа — это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа слова выделяется путем вычета окончания.

Окончание — это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т. е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Например, в различных формах слова выход (выхода, выходу, выходом, выходе и т. д.) выделяется основа выход- и окончания -а, -у, -ом, -е. В форме именительного падежа единственного числа это слово имеет нулевое окончание (выход □).

Основа слова распадается на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.

Корень — это общая часть родственных слов; он выделяется при сопоставлении однокоренных слов. Например, в словах ходить, выходить, приходить, заходить, приход, выход, выходной, приходный, ходовой и др. выделяется корень ход-.

Корень может присоединять к себе различные приставки — части слова, стоящие перед корнем, суффиксы — части слова, стоящие между корнем и окончанием, и окончания. Например, в слове подберёзовик выделяются: корень берёз- (ср.: берёз-а, берёз-овый), приставка под- (ср.: под-стаканник, под-оконник), суффиксы -ов- и -ик- (ср.: берёз-ов-ый), а также нулевое окончание (ср.: подберёзовик□, подберё-зовик-а, подберёзовик-у).

Любая значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) называется морфемой. Например, слово погрузка имеет четыре морфемы: по-груз-к-а.

В большинстве сложных слов выделяется еще одна часть слова — соединительная гласная: корабл-е-строение, пар-о-воз.

Выделение морфем в составе слова и определение их значения производится на основе сопоставления с другими словами и с другими формами данного слова.

2. В корнях нередко происходит чередование звуков — гласных или согласных.

Основные исторические чередования гласных в корне:

  е // а: влезть — лазить

  е // о: несу — носить

  е // о // и: наберу — набор — набирать

  о // а: приготовить — приготавливать

  о // ы: посол — посылать

а (я) // им // м: жать — пожимать — жму; взять — взимать — возьму

а (я) // ин // н: жать — пожинать — жну; примять — приминать — примну

у // о // ы: сухой — сохнуть — засыхать

Гласные е, о в корне нередко чередуются с нулем звука (посол — послать, запереть — запру). Такие гласные называют беглыми.

Чередования согласных в корне:

г // ж // з: друг — дружный — друзья

к // ц // ч: лик — лицо — личный

д // ж // жд: ходить — хожу — хождение

т // ч // щ: свет — свеча — освещение

ск // ст // щ: пускать — пустить — пущу

х // ш: слух — слушать

з // ж: возить — вожу

с // ш: носить — ношу

б // бл: любить — люблю

п // пл: купить — куплю

в // вл: ловить — ловлю

ф // фл: графить — графлю

м // мл: кормить — кормлю

66. Разберите данные слова по составу.

Образец: использование, предполагаемый, непринуждённо, перевоплощать, пешеходный.

Основа

Окончание

приставка

корень

суффикс

ис-

польз-

-ов-, -ани-

пред-, по-

лаг-

-а-, -ем-

-ый

не-, при-

нужд-

-енн-, -о

пере-, во-

площ-

-а-

-ть

пеш-(е)ход-

-н-

-ый

Вооружённый, второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, последовательность, приблизительный, разносторонний, рассказывают.

67. В данных словах выделите корень.

Водонепроницаемый, напоминание, непостижимый, несущественный, олицетворение, опустошительный, производство, соприкосновение, увлечение.

§ 15. Морфологический способ словообразования

  Словарный состав языка непременно пополняется новыми словами. Они появляются как необходимые названия новых предметов, признаков, действий, связанных
с развитием науки, техники, экономики, культуры.

Важнейшим средством пополнения словаря русского языка является словообразование, т. е. образование одних слов от других. Например, от слова дом можно
образовать слова домашний, домовитый, домовой, домовый, надомный и др. Слово, образованное от другого слова, называется производным, или словом с производной основой; основа, от которой образованы другие слова, называется производящей. Производные слова вместе с тем словом, от которого они образованы, составляют группу однокоренных, или родственных, слов.

Основным способом словообразования в русском языке является морфологический способ, при котором новые слова создаются:

1) при помощи приставки (приставочный способ): со-товарищ, сверх-скоростной, про-читать;

2) при помощи суффикса (суффиксальный способ): бан-щик, лет-н-ий, совет-ова-ть, весел-о;

3) при помощи приставки и суффикса одновременно (приставочно-суффиксальный способ): под-окон-ник, бес-плат-н-ый;

4) без суффикса (бессуффиксный способ): взрыв, гниль, ширь;

5) сложением слов или основ (с соединительной гласной или без нее): библиотека-читальня, платье-костюм, языкознание, пятиэтажный;

б) сокращением основ, при котором слово образуется:

а) из начальных слогов целого словосочетания: колхоз, собкор;

из начальной части одного слова и целого другого слова: детсад, стенгазета;

в) из названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: МГУ [эм-гэ-у], ТВЦ (тэ-вэ-цэ];

г) из начальных звуков слов исходного словосочетания: вуз, РИА (Российское информационное агентство).

68. Прочитайте слова и определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) они образованы.

Антиобщественный, беззвучный, верность, влить, водокачка, воссоединить, высь, глинистый, деревянный, допушкинский, дочитывать, ежемесячный, желтизна, заводской, закричать, заокеанский, земледельческий, зимний, изгнать, изложение, начистить, небольшой, низводить, общественный, передать, писатель, подарить, подземный, подосиновик, подстаканник, полуботинки, посвистывать, премудрый, пригорок, придавить, придорожный, путешественник, разделить, революционный, рубка, рыбак, сверхштатный, сжигать, списать, старик, стрелок, темь, трёхсложный.

69. В данных сложных существительных выделите вторую основу и образуйте с ней новые слова.

Сталевар, литературовед, экскурсовод, лесовоз, винодел, ледокол, углекоп, птицелов, землемер, миномёт, газопровод, хлеборез, теплоход, орденоносец.

70. Перепишите, объединяя в группы однокоренные слова.

Бороться, светило, дворняга, мириться, горняк, борьба, придворный, свет, предгорье, побороть, мирный, горный, светляк, борец, гора, надворный, светить, примирить, подгорный, светлый, дворовый, светильник, двор.

71. Прочитайте. Выпишите из каждого ряда слов однокоренные. Обратите внимание на то, что разные по значению корни могут выглядеть одинаково.

1. Безводный, водитель, водянистый, уводить, наводнение, паводок, переводчик, водник. 2. Раненый, ранний, ранить, рано, спозаранок, рана. 3. Годичный, годовой, непригодный, годиться, годовалый, пригодность. 4. Запах, пахать, пахнет, пахарь, пахота, пахучий. 5. Заморыш, морской, уморить, моряк, выморочный, приморский. 6. Носилки, носатый, приносить, переносица, носик, заносчивый.

72. К данным словам подберите однокоренные.

Белый, чёрный, дом, красный, новый, кость, море, чистый, читать, писать, шить, возить, смотреть, старый, тёмный, даль, лёд, стекло, ходить.

73. Перепишите, указывая рядом с каждым словом то слово, основа которого является для него производящей.

Образец: белизна — бел-ый.

Бедность, бегун, ветреность, забастовочный, болельщик, разносчик, маслянистый, утренник, скупиться, горошинка, серебристый, адресат, окоченелый, мучительный,
копчение, учительский, документальный, певуче, вызывающе, столичный, тепличный, соперничать, сотрудничать, важничать, заочник.

74. Заполните таблицу: распределите данные слова (отдельно каждый ряд) на группы в зависимости от способа морфологического словообразования.

Приставочный

Суффиксальной

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение






1. Подберёзовик, кладовка, законодатель, предгорье, бумажник, пылесос, вузовец, глубь, силач, ленинградец, малышка, самокритика, бодрость, ультразвук, заболеваемость, укол, достижение, маслобойка, неприятель, профбилет, прицеп, северо-восток, антициклон.

2. Завистливый, неграмотный, негромкий, традиционный, безрезультатный, межконтинентальный, камышовый, небезуспешный, антигуманный, студенческий, внеплановый, шипучий, дырявый, сверхкомплектный, январский, доисторический, подводный, предвечерний, предобрый, паровозный.

3. Прибежать, охать, похаживать, обрадоваться, властвовать, коллективизировать, стареть, слепнуть, закатиться; пошатываться, оглохнуть, распылиться, попридержать, перебросить, наговорить, трудоустроить.

75. У данных слов определите последовательность словообразования.

Образец: учительница <— учитель <— учить; изменчивость <— изменчивый <— изменить.

Вход, находчивость, товарищеский, разбросанность, пренеприятный, подписаться, поставка, отговорить, посоветовать, ослабление, задание, привоз, предзакатный, переписчик.

§ 16. Неморфологические способы словообразования

  Новые слова могут создаваться не только морфологическим, но и неморфологическим способом. К неморфологическому словообразованию относятся:

1) распадение многозначного слова на омонимы: долг (‘задолженность’) — долг (‘обязанность’); среда (‘день недели’) — среда (‘окружающая обстановка, общество’);

2) переход слова из одной части речи в другую: дежурный (прилагательное —> существительное), весной (существительное —> наречие);

3) слияние сочетания слов в одно слово: сегодня (<— сего дня), легкорастворимый (<— легко растворимый).

76. Заполните таблицу: распределите данные слова в зависимости от способа словообразования.

Морфологический способ

Неморфологический способ

распадение на омонимы

переход слова в другую часть речи

слияние сочетания в слово





Раненый, легкораненый, честолюбие, столовая, край (крайний) — край (краевой), недомерить, мостовая, пирожное, умалишённый, тотчас, коса (косить) — коса (косичка), многоуважаемый, обескровить, младенец, разукрасить, мороженое, нижеподписавшийся, отцовский, благодаря (за помощь) — благодаря (помощи), малограмотность, неизвестный, скороход, завод (заводной) — завод (заводской), труднопроходимый, соломинка, подосиновик.

§ 17. Способы образования форм слова

  От однокоренных слов следует отличать грамматические формы слова. Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи; ср.: построен дом; около дома лавочка; подойти к дому; за домом сад; в доме тихо.

Формы слова образуются главным образом при помощи окончаний, но для этой цели используются также формообразовательные суффиксы. К ним относятся суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (нов-ее, молож-е, тонь-ше), а также суффиксы деепричастий (лёж-а, чита-я, написа-в).

77. Перепишите слова, распределяя их на две группы (в два столбика): однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1. Красный, краснеть, красные, краснота, красноватый, красная. 2. Земля, земной, землистый, землёю, землями, земельный. 3. Кровь, кровью, кровавый, бескровный, крови, кровянистый. 4. Вкус, вкусить, вкусы, безвкусный, вкусовой, вкуса. 5. Полный, дополнить, полная, полнота, полные, переполненный.

78. Прочитайте предложения и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

1. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел подъезжать к столицам. (Гр.) 2. Рука бойцов колоть устала. (Л.) 3. Теперь душистей лес, пышнее тень ночная. (Фет) 4. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. (Ф.) 5. С предельной краткостью в бумаге предписывалось свернуть ряд работ и отнести их во вторую очередь. (Леон.) 6. Как-то всё дружней и строже, как-то всё тебе дороже. И родней, чем час назад. (Тв.)