Русский язык и культура речи: Шпаргалка - Коллектив авторов 2010


О фигурах речи

Характерной особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т. е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит.

Анафора — повторение слова, словосочетания, ритмических и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: «У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех». Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли; широко применяется в рекламных текстах.

Градация — расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: «Это живой, деятельный, стремительный человек». В градациях используются чаще всего 3—4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов может создать ощущение ее недостаточности.

Антитеза — сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи.

Сравнение — известная и популярная фигура речи. Задача оратора — снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями.

Аллюзия — соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического,

мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выдающихся людей прошлого — мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых.

Парадокс — мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при наиболее внимательном рассмотрении — верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи» (А. Грибоедов).

Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо пояснить.

Антифразис — один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: «Очень мне нужно тебя обманывать!»

Гипербола — образное преувеличение, например: «Инфляция может достигнуть космических размеров». Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

Литота — подчеркнутое преуменьшение; эту стилистическую фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: «За границу они поехать, конечно, не откажутся» (т. е. с удовольствием поедут).

Паралипсис (претериция) — притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: «Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины — нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях».

Антиципация — формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. Создается впечатление объективности обсуждения проблемы.