Современный русский язык - Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич 2005

Морфемика и словообразование
Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)

Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс или перехода в другую часть речи — это морфолого-синтаксический способ словообразования. При морфолого-синтаксическом словообразовании (в отличие от лексико-семантического) происходит изменение не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, которое приводит к переходу его в иной лексико-грамматический класс. Так, при переходе прилагательного мороженое в существительное мороженое изменяется словоизменительная парадигма прилагательного, поскольку существительное не изменяется по родам, как прилагательное, и имеет одно значение рода во всех своих словоформах. Если словоизменительная парадигма прилагательного мороженое состоит из 24 словоформ (в единственном числе мужского, женского, среднего рода — по 6 падежных форм + во множественном числе — 6 падежных форм), существительного мороженое — 12 словоформ (по 6 падежных форм, в единственном и множественном числе).

При морфолого-синтаксическом словообразовании фонетически новых слов не образуется. Вследствие перехода слова из одной части речи в другую в языке возникают функциональные омонимы — родственные по происхождению слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Морфолого-синтаксическое словообразование действует в сфере всех частей речи, кроме глагола. Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

1) субстантивация (от лат. substantivum — «существительное») — переход слов других частей речи в класс имен существительных. Субстантивируются прилагательные (больной человек — больной) местоимения (ты сам виноват — сам сегодня приезжает), причастия ( битый жизнью — за битого двух небитых дают), числительные ( первое блюдо — подали первое);

2) адъективация (от лат. adjectivum — «прилагательное») — переход слов других частей речи в класс имен прилагательных. Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус.

Могут переходить в прилагательные также числительные (один стол теперь я один), местоимения (свой характер свой человек);

3) прономинализация (от лат. pronomen — «местоимение») — переход слов других частей речи в класс местоимений. В местоимения переходят существительные (красивые люди у тебя все не так как у людей), прилагательные (известный художник — при известных обстоятельствах), числительные (один дом — один человек рассказал), причастия (соответствующей должности — соответствующий приказ);

4) адвербиализация (от лат. adverbium — «наречие») — переход слов других частей речи в класс наречий. В наречия переходят существительные (любоваться солнечным утром — приехать утром), прилагательные (в плотную бумагу — подойти вплотную), числительные (пятью столами — пятью пять), деепричастия (лежа на диване — читать лежа);

5) может происходить переход в числительные (красивая пара пара столов), предлоги (благодаря учителя благодаря учителю), частицы (налей себе — ступай себе), союзы (что случилось — знаю, что и ничего не случилось), модальные слова (правда и ложь — правда , этого не случилось), междометия (ужас парализовал толпу — ужас, как вас много!).

Слово, переходящее в другую часть речи, может приобретать все признаки новой части речи. Так словоформа суть (форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола быть) при переходе в класс имен существительных приобретает все грамматические признаки этой части речи, в т.ч. и грамматический род, склонение (до самой сути, по сути дела); в этом случае происходит лексикализация грамматической формы. Лексикализация грамматической формы наблюдается при переходе слов других частей речи в имена существительные, наречия, служебные слова, междометия.

При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки исходного лексико-грамматического класса. Так, при переходе в класс имен существительных прилагательные сохраняют свое склонение; в этом случае происходит семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы.