Из прочитанного ранее вы теперь хорошо знаете, насколько иногда простой, на первый взгляд, художественный текст оказывается на проверку непростым, какие — самые разнообразные — языковые препятствия, особенности и лингвистические загадки он нередко в себе заключает.
Хочу предложить вам попытаться решить самостоятельно несколько «задачек на лингвистическое комментирование», сделать самим то, что делалось прежде мною.
Если вдруг у вас что-нибудь не получится и языковая загадка останется для вас все же загадкой, обращайтесь за помощью к толковым словарям русского языка (прежде всего к 4-томному академическому «Словарю русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981—1984), затем проверьте правильность по моим ответам, которые даются следом. Но не заглядывайте в них до того, как хорошенько подумаете и попробуете разобраться сами.
Итак, в который раз мы в гостях у Пушкина. Что обозначают выделенные мною курсивом в приводимых отрывках формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными? Определите их лингвистический характер, используя соответствующие термины.
1. Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…
(«Руслан и Людмила»)
2. В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал…
(Там же)
3. Другой — Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный…
(Там же)
4. Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
(Там же)
5. Уже скрываются вдали;
И всадников не видно боле…
(Там же)
6. Ночлега меж дерев искал…
(Там же)
7. Он на долину выезжает
И видит: замок на скалах
Зубчаты стены возвышает…
(Там же)
8. Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(«Погасло дневное светило…»)
9. Я вас бежал, отечески края…
(Там же)
10. Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень…
(«Воспоминание»)
11. Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
(«Еще дуют холодные ветры…»)
12. Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
(«Подъезжая под Ижоры…»)
13. Если ж нет… по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до ноября.
(Там же)
14. День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)
15. Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
(«Осень»)
16. Люблю я пышное природы увяданье…
И мглой волнистою покрыты небеса…
(Там же)
17. Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…
(«Туча»)
18. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
(«Анчар»)
19. Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
(Там же)
20. Дробясь о мрачные скалыʼ,
Шумят и пенятся валы…
(«Обвал»)
21 И Терек злой под ним бежал
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
(Там же)
22. Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
(«Осень»)
23. И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
(«Туча»)
Давайте теперь проверим себя и посмотрим, правильно ли выполнено задание. Вот краткие ответы. Надеюсь, что многие из них вам были нужны только, чтобы убедиться, что на вопросы вы ответили верно.
1. О заре — «на рассвете», предложный падеж с устаревшим временным значением. Брег — «берег» (ср. в «Евгении Онегине»: «Родился на брегах Невы» и «На берегу пустынных волн стоял он, дум высоких полн» в «Медном всаднике»).
2. Гридница — «особое помещение в княжеском доме для приема гостей или пребывания воинов». Историзм.
3. Побежденный — произношение со звуком [е], а не [ʼо] (вместо побеждённый) обусловлено необходимостью рифмовки с прилагательным надменный и является одной из поэтических вольностей.
4. От меду (вместо от меда). Родительный падеж на — у в начале XIX в. в склонении вещественных существительных был литературной нормой. Сейчас воспринимается уже как просторечная форма.
5. Боле — «больше», старая форма сравнительной степени к прилагательному болий — «большой».
6. Дерев — «деревьев», старая форма родительного падежа от дерево, очень распространенная в поэзии XIX в.
7. На скалах (вместо «на скалах»), устаревшее ударение на окончании в поэтическом языке XVIII—XIX вв., которое было характерно для многих существительных женского рода на — а. Одна из поэтических вольностей в области ударения. В устной речи в это время безраздельно господствовало современное ударение на корне.
Зубчаты — «зубчатые». Данное прилагательное является усеченны прилагательным, а не кратким. Последнее в русском языке всегда выступает в качестве сказуемого как его именная часть. Здесь же оно выполняет роль определения. Усеченные прилагательные в русской поэзии первой четверти XIX в. — одна из самых частых вольностей, служивших размеру.
8. Погасло дневное светило — «солнце», перифраза. Ветрило — «парус».
9. Отечески — «отеческие», усеченное прилагательное.
10. Смертный — «человек», для смертного — «для людей», архаизм.
Стогна — «площади», град — «город», старославянские по происхождению слова, характерные для поэтической речи XVIII—XIX вв.
Полупрозрачная наляжет ночи тень — «наступит ночь», перифраза.
11. Утренни — «утренние», усеченное прилагательное (см. выше).
12. Воспомнил — «вспомнил», вокализованная форма церковнославянского происхождения, употребляемая Пушкиным как одна из поэтических вольностей фонетического характера, взоры — «глаза».
13. Прежню — «прежнему», усеченное прилагательное (см. выше).
14. Година — «час», грядущая — «будущая», годовщина — «время».
15. Обув железом острым ноги — «одев коньки», индивидуально-авторская перифраза А. С.Пушкина.
16. Покрыты — «покрытые», усеченное прилагательное (см. выше).
17. Сокройся — «скройся» (см. выше: воспомнил).
18. Раскаленный — с [ʼэ], а не с [ʼо] того же характера и по той же причине, что и побежденный (см. выше).
19. Потек — «пошел» — с [ʼэ], а не с [ʼо] (потёк) ввиду рифмовки с человек.
20. Скалъь (см. выше о предложно-падежном сочетании на скалах).
21. Ледяный — «ледяной», с суффиксальным ударением, как дневное (сейчас — дневное).
22. Хлад — «холод», старославянское неполногласие, используемое как поэтическая вольность, дающая выигрыш в один слог.
23. Древес — «деревьев». Старая форма основы с суффиксом — ес— во множественном числе, подобная словам небес, чудес. В XVIII—XIX вв. является частой грамматической приметой поэтического языка. Употреблена здесь для рифмовки со словом небес.