История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

Приложения
Приложение 2

Практические задания

№ 1. Прочитайте и транслитерируйте кириллицей надписи XI в. на стенах храма Святой Софии в Новгороде. Вспомните, какие буквы при передаче текста надписей берутся в круглые и квадратные скобки.

  № 2. Объясните смысл эпиграммы А. С. Пушкина на поэта Федора Глинку. Названия каких букв кириллицы использовал поэт?

  Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах,

  Бормочет нам растянутым псалмом:

  Поэт Фита, не становись Фертом!

  Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

№ 3. Какой фразеологизм, содержащий название буквы кириллицы, используется в эпиграмме Н. Ф. Щербины на поэта И. И. Панаева? Какое значение имеет этот фразеологизм?

  Бесталанный горемыка И кабачный Аполлон Весь свой век не вяжет лыка И мыслете пишет он.

№ 4. Из какого известного произведения этот отрывок? Какую ошибку допустил герой, читая слово блажен?

Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.

— Буки-люди-аз-ла-бла; живете-иже-же-блаже; наш-ер-блажен, — выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал:

— Блажен муж, — это дядя Яков?

— Вот я тресну тебя по затылку, ты и поймешь, кто есть блажен муж! — сердито фыркая, говорил дед, но я чувствовал, что он сердится только по привычке, для порядка.

№ 5. Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых используются старые названия букв.

№ 6. Прочитайте надписи XI-XII в. на стенах храма Святой Софии в Новгороде (см. рис. 54-55). Для чего прихожане делали такие надписи?

Рис. 54. Общий вид надписей и прорись [Медынцева, 1978]

Рис. 55. Общий вид надписей и прорись [Медынцева, 1978]

№ 7. Определите, каким почерком написан каждый из предложенных текстов (см. рис. 56-65). Докажите свое мнение.

Рис. 56. Синодик. Лицевая рукопись. Кон. XVII — нач. XVIII в. Повесть о посаднике Щиле [Древнерусская литература]

Рис. 57. Патерик Киево-Печерский. Житие св. Феодосия Печерского. 1406 [Древнерусская литература]

Рис. 58. Повесть о Ерше Ершовиче. Сер. XVIII в. [Древнерусская литература]

Рис. 59. Великие Минеи-Четьи. Житие князя Владимира. 1538 [Древнерусская литература]

Рис. 60. Синайский палимпсест XIII в. Житие княгини Ольги [Древнерусская литература]

Рис. 61. Лаврентьевская летопись XIV в. Поучение Владимира Мономаха [Древнерусская литература]

Рис. 62. Пахомий Логофет. Житие св. Алексея, митрополита Киевского. XVII в. [Древнерусская литература]

Рис. 63. Сборник патристический и агиографический. Кон. XVI в. Слово Даниила Заточника [Древнерусская литература]

Рис. 64. Сборник агиографический. Житие св. Евфросиньи Суздальской. XVII в. [Древнерусская литература]

Рис. 65. Епифаний Премудрый. Послание Кириллу Тверскому о Феофане Греке. XVII в. [Древнерусская литература]

№ 8. Попробуйте прочитать отрывки из документов XVI-XVII вв., написанных скорописью. Обращайтесь к палеографичеким таблицам (рис. 47).

№ 9. Попробуйте прочитать тексты, написанные вязью.

Максим Грек. 1587 [Щепкин]

Новгородское Евангелие XVI в. [Там же]

№ 10. Ниже приводится один и тот же текст в шести различных орфографических обликах1. Два из них отражают реальные орфографии: орфографию до реформы 1917-1918 гг. — «по Гроту» (1) и орфографию после этой реформы — современную (4). Остальные четыре — проекты, не реализованные на практике, а именно: проект Московского педагогического общества 1901 г. (2), «Постановления орфографической подкомиссии» 1912 г. (3), проект комиссии Главнауки 1930 г. (5), предложения орфографической комиссии АН СССР 1964 г. (6). Тексты приводятся в хронологическом порядке.

В приведенный текст, состоящий из 152 слов, специально включены такие слова, которые позволяют сравнить возможно большее количество написаний, характерных для разных орфографий. Поэтому нужно иметь в виду, что этот текст не дает возможности судить о проценте тех изменений в орфографии, которые вводились каждым проектом. Например, в тексте, отражающем предложения Орфографической комиссии АН СССР 1964 г. (6), представлено 13 изменений принятых сейчас написаний, в то время как на обычный текст той же длины их приходится в среднем от 3 до 5.

1 Тексты приводятся по книге: Орфография и русский язык / отв. ред. И. С. Ильинская. М.: Наука, 1966. 135 с. (Задания к текстам частично изменены).

  1 — По Гроту

Посмотрите, как написаны в этом отрывке слова с приставками без-, из-, раз-. Грот не ввел единого правила написания приставок на з; приставки без- и чрез- (через-) писались всегда с буквой з, остальные же меняли з на с перед глухими согласными, кроме с; поэтому писали: восходить, искромсать, ниспослать, растащить, но: изсушить, разсказать и безцельно, безпечно, черезчур.

Обратите внимание также на окончания прилагательных в именительном падеже множественного числа: формы, относившиеся к существительным мужского рода, писались с -ie, относившиеся к существительным женского и среднего рода — с -гя. (Для таких слов, как ворота, нужно было еще дополнительное правило.)

2 — По проекту московского педагогического общества 1901 г.2

2 Учтены пункты первоначального варианта проекта, отвергнутые в окончательной редакции.

ОСЕННИИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ

Солнышко с каждым днем греет слабее, и небо все чаще и чаще покрывается облаками. В обнажонных лесах не услышыш уже веселово птичьево пения; в помертвелых лугах не полюбуешся пестрым разнообразием цветущих растений; с полей уже давно убрали рож и даже яровыи хлеба, и повсюду, куда ни взглянеш, торчит сплош одна соломенная щетина. Из свинцовых туч безпрестанно льется мелкой дождь и превращает улицы в лужы, полныи чорной жыдкой грязи. Резкой ветер пронзительно свищет в ветвях оголенных деревьев и заставляет легкии деревянныи ворота с визгом розкачиватся из стороны в сторону. Сквозь густой туман, розстилающийся по деревне и её окрестностям, едва виднеются ветхии избушки.

Вьезжаем в деревню. На улице полнейшее безлюдье. Все розпо- лагаются кто где может, лиш бы укрытся от этово осеннево ненастья. Продрогшыи куры приютились под навесом сараев, завернув головы под тепленькии крылышки. Воробьи забились в свои мягкии гнездышки. Угрюмыи изхудалыи дворняжки также свернулись комком и не выходят из-под сиротливо стоящих у плетня телег.

Сравните это правописание с дореволюционным гротовским и нашим современным. Найдите написания, которые отличают этот проект от всех остальных, проиллюстрированных здесь.

3 - По «Постановлениям орфографической подкомиссии» 1912 г.

ОСЕННИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ

Солнышко с каждым днём греет слабее, и небо всё чаще и чаще покрывается облаками. В обнажонных лесах не услышиш уже весёлого птичьего пения; в помертвелых лугах не полюбуешся пёстрым разнообразием цветущих растений; с полей уже давно убрали рож и даже яровые хлеба, и повсюду, куда ни взглянеш, торчит сплош одна соломенная щетина. Из свинцовых туч беспрестанно льётся мелкий дождь и превращает улицы в лужи, полные чорной жидкой грязи. Резкий ветер пронзительно свищет в ветвях оголённых деревьев и заставляет лёгкие деревянные ворота с визгом раскачиваться из стороны в сторону. Сквозь густой туман, расстилающийся по деревне и её окрестностям, едва виднеются ветхие избушки.

Въезжаем в деревню. На улице полнейшее безлюдье. Все располагаются кто где может, лиш бы укрыться от этого осеннего ненастья. Продрогшие куры приютились под навесом сараев, завернув головы под тёпленькие крылышки. Воробьи забились в свои мягкие гнёздышки. Угрюмые исхудалые дворняжки также свернулись комком и не выходят из-под сиротливо стоящих у плетня телег.

Это очень близко к нашему современному правописанию, но все же есть отличия. Найдите их. Сравните также этот текст с тем, который реализует предложения 1964 г.

Вы видите, что в этом тексте последовательно употреблена буква ё. Но можно было бы всюду заменить ё на е; в проекте 1912 г. последовательное употребление ё было признано «желательным, но не обязательным».

4 – По декрету 1918 г.

ОСЕННИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ

Солнышко с каждым днем греет слабее, и небо все чаще и чаще покрывается облаками. В обнаженных лесах не услышишь уже веселого птичьего пения; в помертвелых лугах не полюбуешься пестрым разнообразием цветущих растении; с полей уже давно убрали рожь и даже яровые хлеба, и повсюду, куда ни взглянешь, торчит сплошь одна соломенная щетина. Из свинцовых туч беспрестанно льётся мелкий дождь и превращает улицы в лужи, полные черной жидкой грязи. Резкий ветер пронзительно свищет в ветвях оголенных деревьев и заставляет легкие деревянные ворота с визгом раскачиваться из стороны в сторону. Сквозь густой туман, расстилающийся по деревне и её окрестностям, едва виднеются ветхие избушки.

Въезжаем в деревню. На улице полнейшее безлюдье. Все располагаются кто где может, лишь бы укрыться от этого осеннего ненастья. Продрогшие куры приютились под навесом сараев, завернув головы под тепленькие крылышки. Воробьи забились в свои мягкие гнездышки. Угрюмые исхудалые дворняжки также свернулись комком и не выходят из-под сиротливо стоящих у плетня телег.

Вы, конечно, узнали наше привычное современное правописание. Если бы мы дали текст по декрету 1917 г. (а не 1918 г.), у нас были бы основания, как и в предыдущем случае, последовательно употребить букву ё, так как в первом декрете был пункт о «желательном, но не обязательном употреблении ё», опущенный в декрете 1918 г.

5 – По проекту 1930 г.

ОСЕНИИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ

Солнушко с каждым днем греит слабее, и небо все чаще и чаще покрываится облаками. В обнажоных лесах не услышыш уже веселово птичьево пения; в помертвелых лугах не полюбуишся пестрым разнообразием цветущих растений; с полей уже давно убрали рож и даже яровыи хлеба, и повсюду, куда ни взгляниш, торчит сплош одна со- ломеная щетина. Из свинцовых туч беспрестано льется мелкий дождь и превращаит улицы в лужы, полныи чорной жыдкой грязи. Резкий ветер пронзительно свищит в ветвях оголеных деревьев и заставляит легкии деревяныи ворота с визгом раскачиватся из стороны в сторону. Сквозь густой туман, расстилающийся по деревне и ее окрестностям, едва виднеются ветхии избушки.

Вьезжаим в деревню. На улице полнейшее безлюдье. Все располагаются кто где можыт, лиш бы укрытся от этово осенево ненастья. Продрогшыи куры приютились под навесом сараев, завернув головы под тепленькии крылушки. Воробьи забились в свои мягкии гнездушки. Угрюмыи исхудалыи дворняжки также свернулись комком и не выходют из-под сиротливо стоящих у плетня телег.

На этот отрывок приходится 44 написания, отличающихся от современных. Найдите их.

6 – По проекту 1964 г.

ОСЕННИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ

Солнышко с каждым днем греет слабее, и небо все чаще и чаще покрывается облаками. В обнажонных лесах не услышиш уже веселого птичьего пения; в помертвелых лугах не полюбуешся пестрым разнообразием цветущих ростений; с полей уже давно убрали рож и даже яровые хлеба, и повсюду, куда ни взглянеш, торчит сплош одна соломенная щетина. Из свинцовых туч беспрестанно льется мелкий дождь и превращает улици в лужи, полные чорной жидкой грязи. Резкий ветер пронзительно свищет в ветвях оголенных деревьев и заставляет легкие деревяные ворота с визгом раскачиваться из стороны в сторону. Сквозь густой туман, расстилающийся по деревне и ее окрестностям, едва виднеются ветхие избушки.

Вьезжаем в деревню. На улице полнейшее безлюдье. Все распологаются кто где может, лиш бы укрыться от этого осеннего ненастья. Продрогшие куры приютились под навесом сараев, завернув головы под тепленькие крылышки. Воробьи забились в свои мягкие гнездышки. Угрюмые исхудалые дворняжки также свернулись комком и не выходят из-под сиротливо стоящих у плетня телег.

Найдите написания, отличающиеся от современных. Какие предложения реформаторов отражены в этих написаниях?

№ 11. Прочитайте текст. Какой принцип русской пунктуации предлагает А. Х. Востоков?

В произношении мы отделяем, для вразумительности, один период от другого и части периода одни от других должайшими или кратчайшими остановками, также приличными повышениями или понижениями голоса. В письме показываем сии остановки и перемены голоса знаками препинания.

Знаки препинания суть:

1. Запятая (,), показывающая кратчайшую остановку голоса.

2. Точка с занятою (;), показыващая остановку, вдвое долее запятой.

3. Двоеточие (:), втрое долее запятой.

4. Точка (.), показывающая должайшую остановку, вчетверо против запятой.

5. Знак вопросительный (?).

  6. Знак удивительный (!).

7. Знак мыслеотделительный, или черта (-).

  8. Знак пересекательный, или многоточие (...).

  9. Знак вместительный, или скобки () или [].

  10. Знак вносный, или кавычки (« »).