Знаем ли мы русский язык? - Аксенова М.Д. 2015
История некоторых названий, или вот так сказанул!
Парадокс
Само название нашей книги «Знаем ли мы русский язык?» — звучит парадоксально. А мы до сих пор о парадоксе не говорили. Лучше поздно, чем никогда. Сделаем это сейчас.
Парадокс в переводе с греческого — «неожиданный, странный». Так мы называем высказывание, которое поражает своей нелогичностью, или ситуацию, в которой нарушены причинно-следственные связи.
Если я попрошу вас привести примеры парадоксов, вы, скорее всего, задумаетесь, хотя наша жизнь наполнена ими, и мы произносим парадоксальные утверждения по нескольку раз на дню, сами того не замечая.
Примеры? Пожалуйста: «Работаю всё больше, а получаю всё меньше», «Не твори добра — не получишь зла», «От ненависти до любви — один шаг», «Я устал от безделья», «Тише едешь — дальше будешь»…
Представим тривиальную житейскую ситуацию. Жена подарила мужу два галстука. Супруги собираются в гости. Муж задумался: если новый галстук не надеть, жена обидится. Если выбрать один из двух, жена может подумать, что второй галстук ему не понравился. Как не обидеть жену? Ситуация парадоксальная.
Вспомним пушкинское: «И гений — парадоксов друг». Да, чем гениальнее человек, тем чаще он мыслит парадоксами. Да тот же Александр Сергеевич и его знаменитое: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…» А дьявольски изощрённый гётевско-мефистофельский парадокс: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?
На тему парадокса Рабиндраната Тагора можно написать целый трактат: «Люди жестоки, человек добр», — утверждал индийский писатель, поэт и мыслитель. Блестящий парадокс остроумного польского писателя-сатирика Станислава Ежи Леца: «Не верьте сказкам — они были правдой».
Парадоксальное высказывание в рассказе Чехова «Дочь коммерции советника» принадлежит генералу, который одёргивает собутыльника — коммерции советника: «Перестань! Всякому безобразию есть своё приличие».
У него же, Антона Павловича, в рассказе-сценке «Дура, или Капитан в отставке» отставной капитан зовёт сваху. Невеста ему требуется не богатая, и не красивая, и не умная, а хотя бы дура. «Дура и любить тебя будет, и почитать, и чувствовать, какого звания человек». На что сваха говорит: «Дур-то много, да всё умные дуры… У кажинной дуры свой ум. Тебе совсем дуру?»
Сколько парадоксальных мыслей изрекли в своей дилогии об Остапе Бендере замечательные остроумцы Ильф и Петров! Как вам, к примеру, этот: «Молодая была уже не молода»?
Женщинам, безусловно, польстит парадокс нашего современника — иронического поэта и писателя Георгия Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Даже названия сборников Фрумкера звучат парадоксально: «Я не рождён под знаком зодиака» или «Я плохо помню чудное мгновенье».
Но, пожалуй, пальма первенства в парадоксальности суждений принадлежит Оскару Уайльду — не зря его прозвали принцем парадоксов.
Я слышал столько клеветы в ваш адрес, что у меня нет сомнений: вы — прекрасный человек!
Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.
Англия и Америка — две нации, разделённые общим языком.
Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.
У женщин просто удивительная интуиция. Они замечают всё, кроме очевидных вещей.
У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего.
Любовь замужней женщины — великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.
Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание.
Разводы совершаются на небесах.
Быть естественным — поза.
Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным.
Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности.
Этические пристрастия в художнике — непростительная манерность стиля.
Искренность мешает искусству.
Лучший способ отделаться от искушения — поддаться ему.
— Все говорят, что Чарльз — ужасный ипохондрик. А что это, собственно говоря, значит?
— Ипохондрик — это такой человек, который чувствует себя хорошо только тогда, когда чувствует себя плохо.
Милосердие порождает зло…
Существование совести есть признак нашего несовершенного развития…
Самопожертвование — пережиток самоистязания дикарей…
Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность — всегда преступление.
Вся статья Оскара Уайльда «Об упадке лжи» пронизана парадоксом, что всякая правда лжива, правдива же только ложь.
В форме парадокса могут быть выражены едкие или грустные мысли. Известно изречение Талейрана: «Язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли».
Есть парадоксы, в алогичность которых автор вложил насмешку. Пример такого сатирического парадокса есть у М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» в главе «Война за просвещение»: «В это же время, словно на смех, вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно, что «просвещение» полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещённый».
А вот парадоксы Рудина в одноимённом романе И. С. Тургенева в спорах с Пигасовым: «Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория».
Анатоль Франс выдал философско-иронический парадокс: «Христианство много сделало для любви, объявив её грехом».
Блестящие парадоксы мы встречаем у Бернарда Шоу:
Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.
— Что скажет история?
— История, сэр, солжёт, как всегда.
Быть рабом страха — самый худший вид страха.
Вечные каникулы — хорошее определение ада.
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть.
Дайте суеверному человеку науку, и он превратит её в суеверие.
Давайте вспомним один из первых знаменитых парадоксов, в основе которого лежит реальная история, случившаяся две с лишним тысячи лет назад.
У знаменитого древнегреческого философа Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся судебному красноречию. Согласно договору, Эватл должен был заплатить Протагору за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс.
Однако, закончив обучение, Эватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Этот судебный процесс должен был стать для Эватла первым. Протагор был уверен, что получит деньги. Он сказал: «Каким бы ни было решение суда, Эватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно решению суда».
Судя по всему, Эватл был способным учеником, поскольку ответил Протагору так: «Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего с Протагором договора».
Есть парадоксы, которые названы в честь тех, кто их придумал.
Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».
Парадокс Петрония: «Ограничивайте себя во всех вещах, даже в ограничении».
Парадокс Гиффена: «Если цены на хлеб начнут повышаться, люди станут покупать его больше».
Парадокс Льюиса Кэрролла: «Чем больше сыра, тем больше в нём дырок, но, ведь чем больше дырок, тем меньше сыра. Получается, чем больше сыра, тем меньше сыра?» («Алиса в Зазеркалье»)
Есть парадокс о Буридановом осле, который никак не может выбрать одну из двух охапок сена: как можно совершить рациональный выбор между двумя вещами, имеющими одинаковую ценность?
Парадокс всемогущества: может ли всемогущее существо создать камень, который оно само не сможет поднять?
Как видите, умение мыслить парадоксально может принести известность, может поставить оппонента в тупик или заставить ваших друзей потерять дар речи от смеха.