Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011

Словообразование
Предмет и задачи словообразования

Терминологический словарь: уровень языка, раздел языкознания, дериватология, деривация, синхронное / диахроническое словообразование, этимологическая ситуация, единицы словообразования, производное слово (дериват), смысловые (семантические) / формальные (морфонологические) отношения в слове, словообразовательное гнездо.

Термин «словообразование» употребляется в двух значениях:

2) раздел языкознания (дериватология), изучающий строение и семантику производных слов, способы их образования, а также словообразовательную систему языка в целом.

3) процесс образования (деривация) производных слов от уже существующих в языке однокоренных слов.

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.

Главным объектом словообразования как науки являются производные слова (дериваты). Словообразование изучает строение производных слов, а также средства, с помощью которых они образуются.

В словообразовании изучаются смысловые и формальные отношения (чередование фонем, перемещение ударения, усечение основ, наложение морфем, интерфиксация) производящих и производных основ (слов).

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

В задачи словообразования также входит:

· характеристика словообразовательных гнёзд как единиц этого уровня,

· описание смысловых и формальных отношений однокоренных слов в гнезде,

· изучение структуры словообразовательных гнёзд,

· выявление типов гнёзд,

· классификация гнёзд.

Словообразование изучает также особенности словопроизводства частей речи и их словообразовательные связи.

Основные понятия словообразования:

— производная (П2) основа (слово — дериват), непроизводная основа (слово),

— производящая (П1) основа, слово (или основы, слова),

— словообразовательная пара,

— средство словообразования,

— словообразовательная цепочка (СЦ),

— словообразовательный тип (СТ),

— словообразовательное значение (СЗ),

— словообразовательное гнездо (СГ),

— словообразовательная парадигма (СП)

— способ словообразования.

Вопросы:

1. Что в современной науке понимают под словообразованием?

2. Каковы задачи словообразования?

3. Что такое дериватология, деривация?

4. Почему производное слово называют дериватом?

5. Назовите основные единицы синхронного словообразования.





Для любых предложений по сайту: [email protected]