Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011
Словообразование
Предмет и задачи словообразования
Терминологический словарь: уровень языка, раздел языкознания, дериватология, деривация, синхронное / диахроническое словообразование, этимологическая ситуация, единицы словообразования, производное слово (дериват), смысловые (семантические) / формальные (морфонологические) отношения в слове, словообразовательное гнездо.
Термин «словообразование» употребляется в двух значениях:
2) раздел языкознания (дериватология), изучающий строение и семантику производных слов, способы их образования, а также словообразовательную систему языка в целом.
3) процесс образования (деривация) производных слов от уже существующих в языке однокоренных слов.
Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.
Главным объектом словообразования как науки являются производные слова (дериваты). Словообразование изучает строение производных слов, а также средства, с помощью которых они образуются.
В словообразовании изучаются смысловые и формальные отношения (чередование фонем, перемещение ударения, усечение основ, наложение морфем, интерфиксация) производящих и производных основ (слов).
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.
В задачи словообразования также входит:
· характеристика словообразовательных гнёзд как единиц этого уровня,
· описание смысловых и формальных отношений однокоренных слов в гнезде,
· изучение структуры словообразовательных гнёзд,
· выявление типов гнёзд,
· классификация гнёзд.
Словообразование изучает также особенности словопроизводства частей речи и их словообразовательные связи.
Основные понятия словообразования:
— производная (П2) основа (слово — дериват), непроизводная основа (слово),
— производящая (П1) основа, слово (или основы, слова),
— словообразовательная пара,
— средство словообразования,
— словообразовательная цепочка (СЦ),
— словообразовательный тип (СТ),
— словообразовательное значение (СЗ),
— словообразовательное гнездо (СГ),
— словообразовательная парадигма (СП)
— способ словообразования.
Вопросы:
1. Что в современной науке понимают под словообразованием?
2. Каковы задачи словообразования?
3. Что такое дериватология, деривация?
4. Почему производное слово называют дериватом?
5. Назовите основные единицы синхронного словообразования.