Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011

Словообразование
Словообразовательный анализ слова

Терминологический словарь: словообразовательная структура слова, производящая база, формант, полный словообразовательный анализ, тип мотивации, морфонологические явления, продуктивная / непродуктивная модель.

Цель словообразовательного анализа — показать, как образовалось слово с производной (мотивированной) основой, т.е. определить его словообразовательную структуру, установив производящую базу и словообразовательный формант, выявить словообразовательное (деривационное) значение производного, а также определить способ и модель словообразования.

Словообразовательный анализ проводится с синхронных позиций, т.е. учитываются формальные и семантические связи слов, существующие в современном русском языке.

При словообразовательном анализе производится членение производного слова на две части: производящую базу, которая часто бывает представлена производящей основой, и словообразовательный формант(средство), с помощью которого образовалось анализируемое производное (мотивированное) слово. В центре внимания находится не членимость слова на морфемы, а соотношение между производным словом и производящей базой!

Производящая база определяется путем толкования анализируемого слова через ближайшее в структурном и семантическом отношении родственное слово. Производящая база включается в толкование производного слова. Например: столик — 'маленький стол', поэтому слово столик производное, оно образовано от производящей базы, в данном случае представляющую собой основу существительного стол, с помощью словообразовательного форманта — суффикса -ик, т.е. его словообразовательная структура состоит из производящей основы стол (с чередованием конечного твердого согласного [л] с мягким согласным [л]) и словообразовательным суффиксом -ик-.

Различают словообразовательный анализ и полный словообразовательный анализ. Например, если в состав производной основы входят несколько словообразовательных аффиксов, присоединенных не одновременно, а последовательно, то при словообразовательном анализе определяется только ближайшая производящая основа и словообразующий аффикс: учителъ-ниц-а — 'женщина-учитель'. Этим и заканчивается словообразовательный анализ.

При полном словообразовательном анализе выделяются последовательно все словообразующие аффиксы до установления исходного слова с непроизводной основой. Для производящего слова, если оно окажется производным, вновь устанавливается производящая основа и словообразующий аффикс и т.д. При полном словообразовательном анализе должна соблюдаться последователь­ность его этапов. Например: учитель ница — 'женщина-учитель'. Учитель — 'тот, кто может учить профессионально'. Поэтому типичной ошибкой при словообразовательном анализе является выделение цепочки слов до исходного непроизводного, в то время как данный разбор требует выделить только ближайшее родствен­ное слово. Другими словами, при словообразовательном анализе вычленяются не все значимые части, а только та часть, с помощью которой образовалось данное производное слово. Графически вы­деляется в анализируемом производном слове лишь словообразо­вательная морфема, а в слове, от которого оно образовано, указы­вается основа: пригород-н-ый ← пригород- —.

Порядок словообразовательного анализа

1. Часть речи. Изменяемая (как изменяется) или неизменяемая.

2. Окончание (флексия).

3. Основа слова.

4. Тип основы: производная или непроизводная.

5. Для производной основы указать производящую базу, кото­рая мотивирует производное слово.

6. Словообразовательный формант. Тип словообра­зовательного форманта: аффиксальный или безаффиксный.

7. Тип мотивации:

а) единственная или двойственная (множественная);

б) полная (основная и периферийная, прямая и перенос­ная) или частичная (метафорическая, косвенная, ассо­циативная).

8. Морфонологические явления при образовании производ­ного слова: чередование звуков, наложение морфов, усе­чение производящей основы, интерфиксация, изменение места ударения.

9. Способ словообразования: аффиксальный или безаффиксный. Указать вид аффиксального или безаффиксного спо­собов словообразования.

10. Словообразовательное значение производного слова (де­ривата).

11. Словообразовательная модель (тип). Привести несколько слов той же словообразовательной модели.

12. Продуктивна или непродуктивна данная модель (тип) сло­вообразования в современном русском языке.

Образец словообразовательного анализа

Снежинка

1. Имя существительное. Изменяется по падежам (снежинк-а, снежинк-и, снежиик-е, снежинку и т.д.), числам (снежинка, снежинк-и).

2. Окончание , так как это изменяемая часть слова, выража­ющая грамматическое значение.

3. Основа слова снежинк-а, так как это неизменяемая часть слова, выражающая лексическое значение.

4. Основа слова снежинкпроизводная, так как она образо­вана (произведена) от другой основы, ее можно объяснить (мотивировать) с помощью другого ближайшего родствен­ного слова: снежинк-а — 'одна маленькая частица снега'.

5. Производящая база — основа мотивирующего слова снег, так как это общая для производного и производящего слов формально-семантическая часть. Основа снег является мо­тивирующей (производящей), так как она является осно­вой ближайшего родственного слова и от нее непосред­ственно образована производная основа снежинка.

6. Словообразовательный формант аффиксальный — суффикс -инк-, так как эта морфема находится после корня и с по­мощью этой морфемы от производящей основы снег обра­зована производная основа снежинка.

7. Мотивация единственная, так как производное слово соот­носится с одним мотивирующим словом. Мотивация полная, так как производное полностью вклю­чает значение мотивирующего (производящего) слова; ос­новная, так как лексическое значение производящего фор­мирует ядро значения деривата; прямая, так как это моти­вация прямым значением мотивирующего слова.

8. Образование производного слова сопровождается такими морфонологическими явлениями, как чередование соглас­ных звуков (согласный [г] производящей основы чередуется с шипящим [ж] производной основы), изменение места ударения (снег снежинка).

9. Способ словообразования — аффиксальный, суффиксаль­ный, так как производная основа образована с помощью аффикса (суффикса).

10. СЗ — «единичный маленький предмет»

11. Производное построено по модели: основа существитель­ного + суффикс -инк-а: S + s (-инк-) → S.

12. Модель продуктивная: ворсинка, слезинка, малинка.

Вопросы:

1. Какова цель словообразовательного разбора слова?

2. Что такое словообразовательный анализ?

3. О чем нужно помнить, выполняя словообразовательный анализ?

4. Каков порядок словообразовательного анализа?

Задание: 1. выполните словообразовательный анализ следующих слов:

пушистый, шахматистка, светло-голубой, невыгодно, ширь, скрипочка, лесостепь, бездетный, пережарить, МИЭЛ, обанкротиться, живо.

Задания для контрольной работы

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте полный морфемный и словообразовательный анализ указанных слов.

Нак..нец д..клад окончился2, и Квашнин вышел на пл..щадку, устроенную в виде пр..сторного ст..клянного2 п..вил..она ..зади2 в..гона.
 Это был м..мент, для ув..ковечения которого, как подумал Бобров, не хватало только х..рошего (фот..) а..пар..ата. Квашнин почему (то) медлил сх..дить вни.. и ст..ял за ст..клянной стеной, в..звышаясь2 своей ма..сивной ф..гур..ой над т..снящейся2 около в..гон..а гру..пой, с широко ра..ставленными ногами и бр..згливой миной на лице, п..хожий на японского идола грубой работы. Эта неп..движность2 п..трона, оч..видно, к..робила в..тречающих2: на их губах застыли, сморщив2 их, заранее2 пр..готовленные2 улы..ки, между тем как глаза, устр..млённые в..ерх, см..трели на Квашнина с подоб..страстием, поч..ти с и..пугом2. По ст..ронам дверцы2 застыли в с..лдатских позах моло..цеватые2 к..ндуктора (А. Куприн).

Тест

1.Какое слово не имеет окончания?

1) санаторий 2) пальто 3) умер 4) кошкин

2. Найдите слово с нулевым окончанием?

1) легкость 2) полегчало 3) по - братски 4) мамина

3. В какой паре слов окончания одинаковые?

1) лекций — гений 2) кино — окно 3) плющом — бельем 4) дашь - идешь

4. В какой паре слов даны формы одного слова?

1) тучка — туча 2) зовешь — звать 3) водянистый — водяной 4) купля - покупка

5. Укажите номера слов, которые имеют разное ЛЗ, но одну и ту же форму слова:

1) едят 2) летят 3) летишь 4) спят 5) лечу 6) кричат 7) спим

6. Укажите номера слов, которые имеют одинаковое ЛЗ, но разные формы слова:

1) белый 2) белеет 3) беловатый 4) белого 5) белому

7. В каком слове выделить приставку нельзя?

1) окружность 2) обедать 3) отоварить 4) обеднеть

8. В каких словах можно выделить две приставки?

1) застежка 2) занавес 3) неузнаваемый 4) заострить

9. В каком слове можно выделить два суффикса?

1) бледность 2) выключатель 3) синеватый 4) настенный

10. В каком слове можно выделить три суффикса?

1) мотивировка 2) грунтовать 3) молчаливость 4) радостный

11. Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?

1) гореть 2) горевать 3) горячий 4) загорелый

12. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) дожд-лив-ость 2) доказ-а-тель-н-ый 3) дожд-лив-ый 4) документ-альн-ый

13. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) задаток 2) отработал 3) отправление 4) загустелый

14. Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?

1) красота 2) таяние 3) свидетель 4) рождаемость

15. В каком слове основа выделена неправильно?

1) нарастал-а 2) себ-я 3) весенн-ий 4) занят-ий