Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011

Морфемика
Флексии (окончания)

Терминологический словарь: флексия, нулевое окончание, материально выраженное окончание, грамматическая форма слова, грамматическое значение.

Окончания, флексии (от лат. flexio — сгибание) — это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. Окончания выражают грамматические значения:

Imageрода, числа, падежа — у существительных (книга — окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга — окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга — окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга — окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга — окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

Imageпадежа — у некоторых местоимений (нет кого — окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти — окончание -и указывает на родительный падеж);

Imageлица и числа — у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю — окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

Imageрода и числа — у глаголов в прошедшем времени (читала — окончание -а указывает на женский род, единственное число).

Окончания имеют только изменяемые слова: бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы, бел-ой берез-е, бел-ой берез-ой, бел-ые бере-ы, бел-ым берез-ам, (о) бел-ых берез-ахи др.; смотр-ю, смотр-ишь, смотр-яти др.; дв-а, дв-ух, дв-ум; мен-я, мн-ой, мн-е; раскрывающ-ий-ся цветок, раскрывающ-его-ся цветк-а и др.

В русском языке существует значительное число слов, которые
не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

1) наречия (скоро, очень, всегда),

2) деепричастия (работая, умевши),

3) сравнительная степень прилагательного (лучше, красивее, выше),

4) некоторые существительные (пальто, шоссе, какаду),

5) некоторые прилагательные (беж, мини, индиго),

6) некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их),

7) слова категории состояния (радостно, тепло, морозно),

8) модальные слова (конечно, кажется, наверное),

9) служебные слова (и, не, под, будто, вследствие),

10) междометия (тьфу, ура, ах),

11) звукоподражания (мяу, дзинь, прыг-скок).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом — в дом(е). Следовательно, нулевое окончание — это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы. Достаточно большое количество слов в русском языке имеют нулевые окончания (см. § 3).

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень- —) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож- — и рожь- —).

Чаще всего окончания находятся в конце слова. Однако в нескольких случаях они находятся внутри слова. Например: к-ого-нибудь, (с) к-ем-нибудь, (о) к-ом-нибудь; ч-его-то, (с) ч-ем-то, (о) ч-ем-то; одева-ем-ся, одева-ете-сь. В сложных числительных четыр-е-ст-а, четыр-ем-ст-ам, четырь-мя-ст-ами, (о) четыр-ех-ст-ах одно окончание находится в конце слова, другое — внутри слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

Вопросы:

1. Почему флексия — это служебная морфема?

2. В каких словах нет окончаний, а в каких — нулевые?

3. Почему флексии — формообразующие морфемы?

Задания: 1. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую — слова без окончания, а в третью — все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

2. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запишите другую форму.

 И весел звучный лес, и ветер меж берёз
 Уж веет ласково, а белые берёзы
 Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
 И улыбаются сквозь слёзы.
    (И. Бунин)

3. Допишите окончания, согласовав их с существительным в и.п.

Горяч_ кофе, картофельн_ пюре, бел_ какаду, красив_ тюль, голуб_ эмаль, свободн_ такси, шоколадн_ эскимо, австралийск_ кенгуру, солдатск_ шинель, концертн_ рояль, громк_ туш, черн_ тушь.

4. Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного.

Образец: Много звуков (в каком?) в вечернем лесу.

Поздн_й осенью срезают на огородах сочн_ю бел_ю капусту. Сняли в саду налит_ю пахуч_ю антоновку. В высок_е груды насыпана между рядами красн_я морковка и толст_я сладк_я репа. Травы и деревья поют последн_ю песню, хвалят щедр_ю землю, хвалят жарк_е солнце, хвалят тепл_е дожди. Пролетело жарк_е лето, прошла золот_я осень.

5. Выпишите из стихотворения сербского поэта Йовановича прилагательные с существительными, выделите окончания, объясните их написание.

Маленький мальчик
В маленькой лодочке
В маленьком море плывет.
  Маленький ветер
  По маленьким волнам
  Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
  Маленький парус
  Спущен на мачте,
  И маленькой сказке конец.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните.

В тенист_ алле_, в башн_ стар_ крепост_, на окраин_ городск_ территори_, в безбрежн_ океан_, причалить к качающ_ся пристан_, в открывш_ся планетари_, от полянк_ к полянк_, в летн_ полноч_, в школьной тетрадк_.

7. Выпишите из пословиц глаголы, обозначьте окончания.

1) Не тот друг, кто медом маж_, а тот, кто правду скаж_. 2) По твоим делам о тебе суд_. 3) Кто служ_ Родине верно, тот исполняет долг примерно. 4) Горькое слово леч_, а сладкое — калеч_. 5) Как аукн_ся, так и откликн_ся. 6) Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

8. Прочитайте сказку о дружбе. Сделайте вывод. Какое значение в русском языке имеет корень -гад-?

Сказка о дружбе.

Image

В одном домике-слове жили 4 человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок, дедушка Окончание.

А слово это было — загадка. Жили они дружно, одной семьей, жили — не тужили, пока не поссорились. Заявил как-то дядюшка Корень:

— Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я — корень слова!

Обиделись все, но перечить не стали. Корень — он и есть корень, значимая часть слова. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика. Но не пропали!

Мальчик Суффиксёнок ходил в гости к другим словам, меняя их самым необычным образом. Например: греть — ? (грелка).

И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например, ехать — (заехать).

Дедушка Окончание пошел к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом, стало дома.

Один дядюшка Корень дома остался. Сидит злой, нелюдимый, все его сторонятся, уж очень неприглядный вид стал у домика! Почему? Потому что в нем остался только корень (-гад-). Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошел к ним, попросил прощения.

Но после этой истории в стране слов все Imageчасто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей. Вот только корни в основном домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать.