Виды разбора на уроках русского языка 5-11 классы - Еремина Е. А. 2010


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

  Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Словосочетание

Теоретические сведения

2. Вопросы к зависимому слову следует ставить смысловые, опираясь на функцию слова в тексте:

3. Сочетание подлежащего со сказуемым не является словосочетанием, так, как и подлежащее, и сказуемое — оба являются главными членами предложения, взаимно обуславливая друг друга:

5. Словосочетания образуются только из знаменательных слов (самостоятельных частей речи). Предлоги и союзы — средства связи между словами. Предлог вместе с окончанием зависимого слова — выражение грамматической зависимости.

6. Структурные схемы словосочетаний:

7. Грамматическое значение словосочетания складывается из грамматического значения слов, входящих в это словосочетание:

8. Цельные словосочетания в предложении выступают как один член предложения. К ним относятся:

1) словосочетания с главным словом числительным: три богатыря;

  2) словосочетания с предлогом из и значением избирательности: в одну из школ;

  3) словосочетания с предлогом с и значением совместности: мать с дочерью;

  4) словосочетания, включающие формы существительных типа с глазами, с носом, с лицом, роста и др.: с веселыми глазами.

9. При разборе словосочетаний в 5-6-м классах можно брать примеры вне предложения, а с 7-го класса — только из предложения.

10. При выполнении синтаксического разбора словосочетания его следует выписать из предложения с тем порядком слов, который дан в предложении.

11. Способы подчинительной связи и грамматическое значение словосочетаний учащиеся указывают, начиная с 7-го класса.

Порядок синтаксического разбора словосочетания

  1. Выдели и выпиши словосочетания из предложения.

  2. Определи вид словосочетания: подчинительное или сочинительное.

  3. В подчинительном словосочетании найди главное и зависимое слова; пометь главное слово сверху крестиком; проведи стрелку к зависимому слову.

  4. Укажи структурную схему словосочетания.

  5. Определи способ синтаксической связи.

  6. Укажи грамматическое значение словосочетания.

Образец синтаксического разбора словосочетания

Простое предложение

Теоретические сведения

1. При синтаксическом разборе предлоги подчеркивают вместе с теми словами, к которым они относятся:

2. Графические работы следует выполнять другим цветом (например, простым карандашом или зеленой пастой).

3. Типы сказуемого.

Простое глагольное — выражено одним глаголом в форме одного из наклонений, фразеологизмом:

Составное глагольное — выражено двумя глаголами: вспомогательный глагол + инфинитив:

Составное именное — выражено двумя словами: вспомогательный глагол + именная часть речи:

Смешанный — выражено несколькими словами: вспомогательный глагол + инфинитив + именная часть речи:

4. Если глагол в предложении стоит в будущем сложном времени, он является простым глагольным сказуемым:

5. Если в предложении рядом стоят два глагола, подходящие по схеме к составному глагольному сказуемому, убедись, одним ли лицом совершаются действия:

(Мама совершила только одно действие: попросила. Принесли же почту другие).

6. Второстепенные члены предложения могут быть распространенными:

7. Второстепенные члены предложения могут быть многозначными:

  8. Несогласованные определения выражаются:

  9. Виды односоставных предложений.

  1. Назывное:

Примечание. Если текст начинается с предложения типа: Байкал или Остров Сахалин, то такое предложение не является назывным. Это именительные темы. Подобные предложения называют то, о чем будет рассказано дальше.

  2. Определенно-личное:

3. Неопределенно-личное:

Примечание. Определенно-личные и неопределенно- личные предложения могут иметь обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи («Цыплят по осени считают»).

  4. Безличное предложение:

10. Различай по строению предложения типа:

Если определение стоит перед существительным, то это предложение назывное.

Если определение стоит после существительного, то это предложение двусоставное.

Порядок разбора простого предложения

  1. Записав предложение, прочитай его вслух и дай характеристику предложению. Какое оно по цели высказывания? (Повествовательное, вопросительное или побудительное?) Какое оно по эмоциональной окраске? (Восклицательное или невосклицательное?)

  2. Подчеркни грамматическую основу предложения и выпиши ее. Определи тип сказуемого. Укажи, словами каких частей речи выражены главные члены предложения.

  3. Проанализируй особенности грамматической основы. Какое это предложение: односоставное или двусоставное? (Если односоставное, укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно- личное, безличное).)

  4. Подчеркни второстепенные члены предложения, сделав вывод о том, каким является данное предложение: распространенным или нераспространенным. Укажи разновидности второстепенных членов: определение (согласованное, несогласованное), дополнение (прямое, косвенное), виды обстоятельств — и напиши, словами каких частей речи они выражены.

  5. Определи, полным или неполным является данное предложение.

  6. Выясни, чем осложнено предложение (можно графически прокомментировать).

  7. Начерти схему предложения.

Примечание. Удобнее выполнять разбор, если само предложение записывать через строчку. Сверху (над словами) следует надписывать части речи, а снизу (под членами предложения) — указывать разновидности членов предложения.

Образец синтаксического разбора простого предложения

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Одна грамматическая основа (учитель попросил) => простое.

  4. Двусоставное.

  5. Распространенное.

  6. Полное.

  7. Ничем не осложнено.

Примечание. Полный разбор учащиеся выполняют с 7-го класса. Пятиклассники и шестиклассники при разборе опускают пункты 4 и 6.

Сложное предложение

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

  1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  2. Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  3. Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ], ( ) или [ ], [ ]). Определи, из скольких простых состоит.

  4. Определи средства связи (союзы, союзные слова, интонация, по смыслу).

  5. Сделай вывод: союзным, бессоюзным или предложением с разными видами связи является это предложение. (Если союзным, то какие союзы — сочинительные или подчинительные — выступают в качестве средства связи.)

  6. Если предложение сложносочиненное, далее разбор веди по плану:

  1) укажи, какими именно союзами (соединительными, противительными или разделительными) соединены простые предложения в сложном;

  2) определи значение сложносочиненного предложения (перечисление событий, противопоставление, чередование и т. д.);

  3) начерти схему предложения;

  4) объясни постановку знаков препинания;

5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схеме синтаксического разбора простого предложения с № 4 по № 7 (а именно: проанализируй особенности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное, укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет является данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

Примечание. Не забывай указывать разновидности членов предложения и надписывать части речи. Кроме того, при записи следует нумеровать предложения по порядку.

  7. Если предложение сложноподчиненное, далее разбор веди по плану:

  1) укажи главное и придаточное предложения;

  2) выяснив, к чему относится придаточное, на какой вопрос отвечает, чем присоединяется, сделай вывод о виде придаточного (подлежащное, сказуемное, определительное, дополнительное или обстоятельственное);

  3) начерти схему предложения, показав место придаточного предложения;

  4) объясни постановку знаков препинания;

  5) проведи разбор каждого простого предложения по схеме разбора простого предложения с № 4 по № 7 (или смотри пункт 5 плана разбора сложносочиненного предложения).

  8. Если предложение бессоюзное, далее разбор веди по плану:

  1) укажи, какими отношениями связаны части;

  2) начерти схему предложения;

  3) объясни постановку знаков препинания;

  4) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схеме синтаксического разбора простого предложения с № 4 по № 7 (или смотри пункт 5 плана разбора сложносочиненного предложения).

Образцы синтаксического разбора сложных предложений

Сложносочиненное предложение

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух равноправных предложений: 1) Вскоре машина застопорила; 2) Вскоре катер начал медленно причаливать к берегу, — соединенных союзом и (сочинительным, соединительным, выражающим отношения последовательности.

  Запятая перед союзом и не ставится, так как в предложении есть общий второстепенный член (обстоятельство времени вскоре, выраженное наречием), относящийся к обоим предложениям.

1-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

Сложноподчиненное предложение

1. Повествовательное.

2. Невосклицательное.

3. Сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух неравноправных предложений (главное: У берега вода была спокойна; придаточное: Когда ветер дул с суши), соединенных подчинительным союзом когда, выражающим временные отношения.

Придаточное обстоятельственное (времени) отвечает на вопрос когда?, относится ко всему главному предложению, стоит перед главным предложением, присоединяясь к нему с помощью союза когда. Запятую ставлю после придаточной части перед главной.

  1-е предложение (придаточное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  2-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

Бессоюзное сложное предложение

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, бессоюзное, состоит из двух частей: 1) Упадет луч солнца на траву; 2) Вспыхнет трава изумрудом и жемчугом, — связанных между собой по смыслу. В первом предложении содержится условие, при котором совершается действие, указанное во втором предложении:

  поэтому между частями предложения ставится тире.

  1-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. осложнено однородными обстоятельствами, связанными одиночным соединительным союзом и, поэтому запятая перед союзом не ставится.

Виды придаточных предложений

Подлежащные.

Отвечают на вопросы: Кто? Что? (вопросы подлежащего).

К главному предложению прикрепляются союзными словами кто, что и др., союзами что, будто, чтобы и др.

Относятся к подлежащему в главном предложении, выраженному местоимением.

Сказуемные.

Отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы? (вопросы сказуемого).

К главному предложению прикрепляются союзными словами кто, каков, какой, который и др., союзами что, чтобы и др.

Относятся к указательному местоимению в составе сказуемого.

Определительные.

Отвечают на вопросы: Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чье? Какие? Чьи? (вопросы определения).

К главному предложению прикрепляются союзными словами который, какой, чей, кто, где, когда и др.

Относятся к существительному в главном предложении и стоят после него.

Дополнительные.

Отвечают на вопросы: Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (вопросы определения).

К главному предложению прикрепляются союзами что, будто, чтобы и др., союзными словами кто, что, как и др.

Относятся к сказуемому в главном предложении.

Обстоятельственные.

Отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? Отчего? При каком условии? Несмотря на что? Вопреки чему? Что из этого следует? Как? Каким образом? В какой мере или степени? Зачем? Для чего? С какой целью? (вопросы обстоятельства).

К главному предложению прикрепляются словами: где, куда, откуда, когда, едва, как только, прежде чем, потому что, так как, ибо, как, поскольку, словно, будто, затем чтобы, пускай, пусть, что ни, где ни и другими.

Относятся ко всему главному предложению или составу сказуемого.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

  1. С однородным подчинением.

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из трех частей (одной главной и двух придаточных с однородным подчинением).

Главное предложение: Дневная тоска забыта. Придаточные: 1) Зайдет солнце; 2) Землю окутает мгла.

Оба придаточных относятся ко всему главному предложению и отвечают на вопрос когда?, следовательно, являются однородными придаточными (обстоятельственными). Придаточные предложения стоят перед главным предложением и связаны с ним с помощью союза едва как, выражающего причинно-следственные отношения; перед второй частью союза следует поставить запятую. Придаточные предложения связаны между собой одиночным сочинительным соединительным союзом и, поэтому не разделяются.

1-е предложение (придаточное):

  1. двусоставное;

  2. нераспространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение (придаточное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

3-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  2. С параллельным (неоднородным) подчинением.

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из трех частей (одной главной и двух придаточных с неоднородным подчинением).

Главное предложение: Он знал и поэтому искренне удивлялся шуму.

Придаточные: 1) До сих пор его лучшая картина еще не написана; 2) Который все чаще подымался вокруг его вещей.

Первое придаточное (дополнительное) относится к глаголу знал и прикрепляется к главному предложению союзом что, стоит в середине главного предложения и выделяется запятыми.

Второе придаточное (определительное) относится к существительному шуму и прикрепляется к главному предложению союзным словом который, стоит после главного и отделяется от него запятой.

1-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. осложнено однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и, запятая перед и не ставится

2-е предложение (придаточное дополнительное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено;

3-е предложение (придаточное определительное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  3. С последовательным подчинением.

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из трех частей (одной главной и двух придаточных с последовательным подчинением).

Главное предложение: Интереснее жить тогда. Придаточные: 1) Когда человек борется с тем; 2) Что ему мешает жить.

Придаточное (обстоятельственное) первой степени относится к словосочетанию интереснее тогда, прикрепляется к главному союзом когда, стоит после главного и отделяется от него запятой.

Придаточное (дополнительное) второй степени относится к придаточному I степени (к словосочетанию борется с тем), прикрепляется к нему союзным словом что, стоит после придаточного I степени и отделяется от него запятой.

1-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение (придаточное первой степени):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

3-е предложение (придаточное второй степени):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  4. С комбинацией видов связи.

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из 4 частей (одной главной и 3 придаточных с параллельным и последовательным подчинением). Главное предложение: Каждый раз начинались разговоры о том.

Придаточные: 1) Когда приближалась осень; 2) Что многое в природе устроено не так; 3) Как нам бы хотелось.

Первое придаточное I степени (обстоятельственное) относится к глаголу-сказуемому начинались, присоединяется к главному союзом когда, стоит внутри главного и отделяется от него запятыми. Этому придаточному параллельно второе. Второе придаточное I степени (дополнительное) относится к грамматической основе начинались разговоры, присоединяется к главному союзом что, стоит после главного и отделяется от него запятой.

Третье придаточное (обстоятельственное) относится ко второму придаточному I степени, присоединяется к нему союзом как, стоит после него и отделяется запятой. Второе и третье придаточные последовательно подчинены главному.

1-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение (придаточное обстоятельственное первой степени):

  1. двусоставное;

  2. нераспространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

3-е предложение (придаточное дополнительное первой степени):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

4-е предложение (придаточное второй степени):

  1. односоставное (безличное);

  2. распространенное;

  3. неполное;

  4. ничем не осложнено.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

При разборе сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи выделяется ведущая связь. Разбор таких предложений проводится по общему плану разбора сложных предложений. При этом сложные части (компоненты) в схемах заключаются в прямоугольники (рамки).

  1. Повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  3. Сложное, с разными видами связи (сочинительной, подчинительной и бессоюзной).

Состоит из двух основных частей: первая говорит о причине, вторая — о следствии.

  Придаточные времени

Части соединяются подчинительным союзом едва, следовательно, по основному виду связи это предложение сложноподчиненное. Главной является II часть, придаточной — I часть. Придаточная относится ко всей главной части, отвечает на вопрос когда?, то есть является придаточным времени. Придаточное стоит перед главным, отделяется от него запятой.

I часть (придаточная) состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом и. Это однородные придаточные предложения, поэтому запятая между ними не ставится.

II часть (главная) состоит из трех простых предложений.

Третье и четвертое предложения соединены по смыслу и интонационно, поэтому разделяются запятой.

  Пятое предложение присоединяется к ним с помощью сочинительного союза и. Запятая перед ним не ставится, так как придаточная часть (I) выполняет функцию общего второстепенного члена.

  1-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. нераспространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  2-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  3-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  4-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. нераспространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

  5-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

Порядок разбора предложения с прямой речью (По В. В. Бабайцевой)

  1. Выдели прямую речь и слова автора.

  2. Определи место прямой речи по отношению к словам автора.

  3. Составь схему предложения с прямой речью.

  4. Объясни знаки препинания.

  5. Разбери предложения, составляющие прямую речь и слова автора.

Образец разбора предложения с прямой речью

Это предложение с прямой речью. Прямая речь: Я вспомнил, что у моего знакомого старого моряка Робинзона, которого я спас когда-то от злой лихорадки, есть превосходный корабль; слова автора: Вдруг доктор Айболит закричал. Прямая речь стоит после слов автора. Схема предложения с прямой речью: А: «П». Прямая речь заключается в кавычки. Она представляет собой повествовательное невосклицательное предложение, поэтому после нее ставится точка. Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после слов автора ставится двоеточие.

Слова автора представляют предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложненное.

Прямая речь представляет собой предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоящее из трех частей (одной главной и двух придаточных с последовательным подчинением).

Главное: Я вспомнил.

Придаточные: 1) Что у моего знакомого старого моряка Робинзона есть превосходный корабль; 2) Которого я спас когда-то от злой лихорадки.

Придаточное дополнительное первой степени относится к сказуемому вспомнил, прикрепляется к главному союзом что, стоит после главного и отделяется от него запятой.

Придаточное определительное II степени относится к придаточному I степени (к существительному моряка), прикрепляется к нему союзным словом которого, стоит внутри придаточного I степени и отделяется от него запятыми.

1-е предложение (главное):

  1. двусоставное;

  2. нераспространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение (придаточное дополнительное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

3-е предложение (придаточное определительное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.