Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018


Фонетический анализ слова

Фонетический анализ слова - это лингвистический разбор фонетического слова для определения качества и количества его звукотипов. При данном анализе выявляется также ударный гласный, редуцированные и нередуцируемые гласные, особенности произношения согласных, согласно литературным нормам (обычно в транскрипции слово делится на слоги).

Для выполнения фонетического анализа слова необходимо учитывать следующие методические шаги:

1) выписать анализируемое слово, затранскрибировать его, согласно правилам академической записи типичных звуков;

2) разделить слово на слоги (используется как отдельная запись слогов через дефис, так и вспомогательный способ: разделение фонетического слова в транскрипции на слоги с помощью вертикальных пунктирных линий);

3) выписать каждый звукотип в столбик (с сохранением диакритических знаков и вспомогательных обозначений, например, символов аккомодации или мягкости согласного); в школьной практике применяется также способ соотнесения каждой буквы с звуком/звуками;

4) дать характеристику каждому гласному и согласному звукотипу;

5) записать вывод о количестве букв и звукотипов в анализируемом фонетическом слове.

Рассмотрим в качестве примера фонетического анализа слова контекст из стихотворения Леонида Мартынова «Безбожница» и сам сегмент «сияющим», представляющий собой форму действительного причастия настоящего времени (ед. ч., Тв. п.).

Внимала речи о былом

Она, невинная как ангел,

Который будто по рогам бил

Меня сияющим крылом.

  Образец разбора имеет следующий вид. Затранскрибируем текст:

  (13 фонетических слов, 5 речевых тактов, 2 фразы).

  Анализируемое слово: сияющим (си-я-ю-щим)

  Охарактеризуем каждый звукотип:

[с’] - согласный, шумный, парный по глухости/звонкости, глухой, щелевой, язычный   (переднеязычный, зубной), парный по мягкости/твердости, палатализованный, краткий;

[и] - гласный, нередуцируемый, передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

  [j] - согласный, сонорный,   щелевой,   язычный   (среднеязычный), непарный по мягкости/твердости, палатальный, краткий;

- гласный, основной вариант фонемы, аккомодирующий (полный тип), передне-средний ряд, средне-нижний подъем, нелабиализованный;

  [j] - согласный, сонорный, щелевой, язычный (среднеязычный), непарный по мягкости/твердости, палатальный, краткий;

[у] - гласный, нередуцируемый, задний ряд, верхний подъем, лабиализованный;

[ш’:] - согласный, шумный, парный по глухости/звонкости, глухой, щелевой, язычный   (переднеязычный,   небно-зубной), парный по мягкости/твердости, палатализованный, долгий;

[и] - гласный, нередуцируемый, передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

[м] - согласный, сонорный, смычный (смычно-проходной, носовой), губной (губно-губной), парный по мягкости/твердости, непалатализованный, краткий.

Вывод: 7 букв, 9 звукотипов.

Задания для коллоквиума

Коллоквиум включает следующие задания:

1) краткий устный ответ на 1 теоретический вопрос;

2) картотека терминов;

3) устный ответ по 3-4 терминам;

4) выполнение фонетической транскрипции текста.

Картотека может быть представлена в виде записей в отдельной тетради или на карточках (на выбор студента). Следует использовать только словари лингвистических терминов (например, словарь О. С. Ахмановой, словарь Д. Э. Розенталя и др.); при необходимости можно использовать проверенные справочные Интернет-ресурсы (например, «Энциклопедия русского языка»: www.russkiyyazik.ru, «Лингвистический энциклопедический словарь» (под ред. В. Н. Ярцевой): www.tapemark.narod.ru/les/ и некоторые др.

Теоретические вопросы для подготовки к коллоквиуму:

1. Фонетика как раздел науки о языке. Предмет и задачи фонетики. Разделы фонетики.

2. Характеристика уровней речи: сегментный, суперсегментный, невербальный (паралингвистический).

3. Основные исторические этапы в развитии фонетики.

4. Методы фонетики.

5. Три аспекта изучения звуков речи: физический (акустический), физиологический (артикуляторный), лингвистический (функциональный).

6. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

7. Понятие об артикуляции, 3 фазы произнесения звука. Артикуляционная и перцептивная база языка.

8. Классификация гласных звуков русского языка.

9. Классификация согласных звуков русского языка.

10. Аккомодация гласных звукотипов. Понятие о редукции.

11. Фонология как раздел фонетики. Понятие о фонеме.

12. Принципы выполнения фонетической транскрипции.

Термины, содержание которых необходимо знать:

Аккомодация, активные органы речи, акустика, акустический аспект, артикуляционный (физиологический) аспект, артикуляция, веляризация, внутренняя речь, вокализм, графика, звук речи, звуковой строй языка, звуковой язык, звукотип, инструментальные методы, консонантизм, лингвистический (функциональный) аспект, наблюдение, орфография, орфоэпия, палатализация, палатальный (звук), пассивные органы речи, перцептивная база, перцептивная фонетика, речевой аппарат, социальный аспект, социофонетика, физиологический аспект, физический аспект, фонема, фонематическая (фонологическая) транскрипция, фонетика, фонетическая система языка, фонетическая позиция, фонетическая транскрипция, фонология, эксперимент, артикуляционная база, воздушная струя, выдержка, голос, голосовая щель, голосовые связки, гортанный взрыв, гортань, задержка размыкания, кнаклаут, надставная труба, нёбная занавеска, отступ, приступ, резонатор, резонаторные тоны, рекурсия, речевое дыхание, ротовая полость, слог, смычка, сомкнутый проход, суженный проход, тон, фонационное дыхание, шумы, экскурсия, ассимиляция, вставка, гаплология, диссимиляция, диереза, комбинаторные законы, исторические чередования, метатеза, морфологические   чередования, надставка, нейтрализация, позиционные изменения (звуков), протеза, сингармонизм, такт, ударение, фраза, фонетический закон, фонетические (звуковые) процессы, фонетические чередования.