Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010
Грамматика
Глагол
Деепричастие
Деепричастие — неизменяемая форма глагола, обозначающая действие, которое выступает как признак другого действия: Он слушал, не перебивая. Таким образом, деепричастие обозначает действие, являющееся второстепенным по отношению к главному действию, указанному глаголом-сказуемым.
Деепричастие, исторически восходящее к краткой форме действительных причастий, в современном русском языке совмещает признаки глагола и признаки наречия.
Деепричастия объединяются с глаголами общностью: лексического значения (читать — читая; сидеть — сидя), вида (читать — читая, прочитать — прочитав), синтаксического управления (читать (что?) книгу — читая (что?) книгу), а также возможностью определяться наречием (читать (как?) громко — читая (как?) громко). Как и глагол, деепричастие может быть невозвратным и возвратным: умывая — умываясь.
С наречиями деепричастия связывает отсутствие форм словоизменения, а также общий тип подчинительной связи — примыкание. Объединяет их, кроме того, и единая синтаксическая функция. Деепричастие, как и наречие, может выполнять функцию обстоятельства (слушал, не перебивая — обстоятельство образа действия), но может выступать и в функции второстепенного сказуемого: Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь (П.); ср.: Ямщик ходил кругом и от нечего делать улаживал упряжь.
Деепричастия не имеют категории времени, но в предложении приобретают определенное временное значение. Они обозначают время не по отношению к моменту речи, а по отношению к моменту совершения другого действия, выраженного глаголом-сказуемым (относительное время). Действие деепричастия может протекать одновременно с действием глагола-сказуемого: Он слушал, не перебивая. Деепричастие может обозначать действие, предшествующее действию глагола-сказуемого: Прочитав книгу, он сдал ее в библиотеку. Наконец, действие деепричастия может совершаться после действия, выраженного глаголом-сказуемым: Он вышел из комнаты, резко захлопнув за собой дверь.
Действие, называемое деепричастием, всегда производится тем же лицом или предметом, которое производит основное действие, выражаемое глаголом-сказуемым, т. е. и основное, и второстепенное действия производит одно и то же лицо или предмет: Увидев мать, сын бросился к ней навстречу. И главное действие, названное глаголом-сказуемым (бросился), и второстепенное, названное деепричастием (увидев), совершает одно и то же лицо (сын).
Предложения, в которых нарушены эти отношения, являются неверными, поэтому их нельзя допускать в речи.
Образование деепричастий.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (-я-): чита-ют — читаj+а (читая).
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (после гласных) и -ши (после согласных): прочита-ть → прочита-+в (прочитав); написа-ть → написа-+вши (написавши); принес-ти → принес-+ши (принесши), привлечь+ши (привлекши) (см. таблицу).
Переход деепричастий в другие части речи.
Деепричастия могут переходить в другие части речи, если у них ослабляется или утрачивается значение дополнительного действия; ср.: Лежа на диване, он читал книгу и Лежа хлеба не добудешь. В первом примере лежа — деепричастие, так как оно имеет значение действия (лежал и читал книгу), во втором — лежа обозначает «без труда» и является наречием.
Деепричастий, перешедших в наречия, в русском языке сравнительно немного: лежа, стоя, сидя, молча и др. Некоторые из них закрепились во фразеологических оборотах: работать спустя рукава, жить припеваючи.
С деепричастиями связаны происхождением некоторые производные предлоги: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), судя (по) и др. и союзы: хотя, несмотря на то что, невзирая на то что.
Вопросы для самопроверки.
1. Какая часть речи называется глаголом?
2. Каково значение, морфологические и синтаксические признаки глагола?
3. Какие признаки положены в основу деления форм глагола на спрягаемые и неспрягаемые?
4. Какие морфологические категории характерны для всех форм глагола?
5. Почему инфинитив считается начальной, исходной формой глагола?
6. Какими глагольными категориями обладает инфинитив?
7. Какие суффиксы характерны для инфинитива?
8. В функции каких членов предложения может выступать инфинитив?
9. В значении каких наклонений может употребляться инфинитив в предложении?
10. Сколько основ имеется у глагола?
11. Какие формы глагола образуются от основы настоящего времени, а какие — от основы инфинитива?
12. Что определяет деление глаголов на классы?
13. Что такое продуктивные классы глаголов?
14. Каково соотношение основ у глаголов продуктивных классов?
15. Что такое непродуктивные классы глаголов?
16. Что выражает категория вида?
17. Какие частновидовые значения выделяют у глаголов совершенного и несовершенного вида?
18. Какие действия обозначают глаголы совершенного вида и глаголы несовершенного вида?
19. Как связаны категория вида и категория времени?
20. Какие глаголы составляют видовую пару?
21. Какие глаголы относятся к одновидовым и двувидовым?
22. Как образуются глаголы несовершенного вида и совершенного вида?
23. Чем отличаются способы глагольного действия от категории вида?
24. Какие глаголы называются переходными?
25. Чем отличаются глаголы косвенно-переходные от прямо-переходных?
26. Какие глаголы являются непереходными?
27. Какой аффикс служит формальным показателем непереходности?
28. Какие глаголы называются возвратными?
29. На какие группы по значению делятся возвратные глаголы?
30. Каково значение собственно-возвратных глаголов?
31. Что обозначают взаимно-возвратные глаголы?
32. Каково значение общевозвратных и косвенно-возвратных глаголов?
33. Какие глаголы обладают безобъектно-возвратным значением?
34. Что такое действительный залог глагола?
35. В каких конструкциях выступают глаголы страдательного залога?
36. Чем различаются соотносительные по залогу глаголы?
37. Какие глаголы являются однозалоговыми?
38. Что выражает категория наклонения?
39. Каково значение изъявительного наклонения?
40. Что обозначает и как образуется сослагательное наклонение?
41. Каково значение повелительного наклонения?
42. Как образуются формы повелительного наклонения?
43. У каких глаголов наблюдаются особенности в образовании форм повелительного наклонения?
44. Что обозначает категория времени?
45. Сколько времен и форм времени в русском языке?
46. Что обозначают формы настоящего времени, с какими другими формами они совпадают?
47. Что обозначают и как образуются формы будущего времени?
48. Что обозначают и как образуются формы прошедшего времени?
49. Какие глаголы имеют особенности в образовании форм прошедшего времени?
50. Какие значения выражаются с помощью форм лица?
51. На что указывает 1-е (2-е, 3-е) лицо единственного числа?
52. На что указывает 1-е (2-е, 3-е) лицо множественного числа?
53. В каких временах, и в каком наклонении категория лица имеет формальное выражение?
54. Какие глаголы выражают неопределенно-личное и обобщенно-личное значения?
55. Какие глаголы относятся к «недостаточным» и «избыточным»?
56. Сколько типов спряжения в русском языке?
57. Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
58. Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
59. В чем заключаются особенности спряжения разноспрягаемых глаголов?
60. Что такое безличные глаголы?
61. Как изменяются безличные глаголы?
62. Что обозначают безличные глаголы и безличные формы личных глаголов и чем они отличаются друг от друга?
63. Что такое причастие?
64. Каковы глагольные признаки и признаки прилагательного у причастия?
65. От каких основ образуются причастия настоящего и прошедшего времени?
66. Как образуются причастия настоящего и прошедшего времени?
67. Каковы грамматические особенности краткой формы причастий?
68. Что такое деепричастие?
69. Какие признаки объединяют глагол и деепричастие?
70. Какие признаки объединяют наречие и деепричастие?
71. Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?
Упражнения.
128. Выделите у глаголов основу настоящего — будущего времени.
Образец; ужинать → ужинаj-+ут. Основа настоящего времени ужинаj-.
Обедать, дремать, мазать, арендовать, диктовать, купить, запланировать, бороться, крикнуть, обидеться, выздороветь, пустить, петь, цвести, ломать, купить, поколебать, учительствовать, стричь, горевать, шить.
129. От основ настоящего — будущего времени глаголов обедать, дремать, мазать, арендовать, диктовать образуйте все возможные формы.
Образец: ужинать → от основы ужинаj- образуются: 1) формы настоящего времени: ужинаю, ужинаешь, ужинает, ужинаем, ужинаете, ужинают (ужинаj+у, ужинаj-+ешь, ужинаj-+ет, ужинаj-+ем, ужинаj-+ете, ужинаj-+ут); 2) форма повелительного наклонения ужинай; 3) причастие настоящего времени ужинающий (ужинаj-+ущий); 4) деепричастие несовершенного вида ужиная (ужинаj-+а).
130. Выделите суффиксы инфинитива.
Образец: писать → писа-ть; течь → тек-ти → течь.
Делать, печь, сесть, пить, петь, таять, надеяться,
дотронуться, расти, нести, трясти, нестись, спастись, мести, вести, ползти, разбрестись, жечь, увлечь, подстричься, испечься.
131. Образуйте инфинитив для глагольных форм; суффикс инфинитива выделите.
Образец: диктую → диктова-ть.
Сделаю, обедаю, болею, сею, клею, пашу, бреюсь, занимаюсь, займусь, лягу, ложусь, войду, вхожу, пишут, отвезу, отвожу, запасусь, запасаюсь, переписывается, перепишется, запрягу, выпеку, зажгу, зажигаю, запечется, зажжется, зажигается, прыгнул, пиши, снял бы, читай, взял бы.
132. Найдите инфинитив. Определите, каким членом предложения он является.
I. 1. Написать записку по-французски казалось ей неуместным, а в русской орфографии сама матушка не была сильна (Г.). 2. И царица хохотать, и плечами пожимать (П.). 3. Он хотел посоветоваться с Игорем (Тендр.). 4. Стул под ним тяжело заскрипел, грозя развалиться (Ив.). 5. В комнату вошла Марина с приказом спать (В.С.). 6. Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стеречь табун (Шол.).
II. 1. Приезжают сюда и любители поживиться (Песк.). 2. Сколько надо было проделать опытов, чтобы заставить сердце вот так биться в руке, чтобы его можно было перенести в грудную клетку другого животного (Песк.). 3. И чувствовалось, что ничего нет в мире для этого старика, кроме желания прийти первым (Сол.). 4. Сабуров в ожидании переправы расположил батальон на берегу и присел сам отдохнуть на лежавшие у самой воды бревна (Сим.). 5. Только не забудьте дать телеграмму — я приду встречать (А. Рыбачук). 6. Он прилетел торопить разведчиков, прилетел сказать, что будет их теперь не сорок, а триста (Песк.). 7. Вас раздражает его резкость и своеобразная манера выражаться (А.Н.Т.). 8. Не было по тем краям деревни, в которой пяток-другой жителей не давал бы богу клятвы убить Лойко (М.Г.).
133. Определите, от какой основы образованы выделенные глаголы.
Образец: выйдет → выйд-+ет — от основы будущего времени.
1. Выйдет в поле травка — вырастет и колос (Кольц.). 2. Выйди к ребятам, попрощайся, они сейчас в бой уходят (Герм.). 3. Его внимание привлек незнакомый красноармеец, последовали быстрые вопросы, выяснилось, что тот вырос в Саратове, в семье военного врача, окончил реальное училище, вступил в Красную Армию добровольцем, уже повоевал на Восточном фронте под Уральском, где раньше находилась дивизия, теперь, выйдя из госпиталя, разыскал ее на юге (Бек). 4. В мае своей матери счастья с новым мужем пожелал, а в сентябре, когда написал ей, что вышли из окружения, ответ получил (Сим.). 5. Если б дал ей понять, что против, не вышла бы (Сим.). 6. Им надлежит разобраться в факте, уже вышедшем из стадии эксперимента, а не просто ругать самый факт (Герм.).
134. Сопоставьте основу инфинитива и основу настоящего — будущего времени глаголов. Определите, к какому классу они относятся.
Темнеть, созидать, белеть, клевать, стукнуть, любить, одеть, сидеть, синеть, бросать, звонить, печь, разговаривать, чернить, плесневеть, думать, лить, блаженствовать, зеленеть, начать, столярничать, вязать, посягнуть, посягать, защищать, защитить, решить, решать, сжимать, сжать, пробудить, пробуждать, посылать, послать, дирижировать, планировать, махать, выздороветь.
135. Выпишите из словаря-справочника «Новые слова и значения» под редакцией Н.3. Котеловой и Ю.С. Сорокина 20 глаголов. Определите, к какому классу они относится. Есть ли среди них глаголы непродуктивных классов?
136. Определите, к какому классу относятся выделенные глаголы.
Образец: надевают → надева-ть — надеваj-ут. Соотношение основ: а — aj — первый продуктивный класс.
1. Товарищи надевают на него шлем, прочно завинчивают (Кет л.). 2. Раз я обморозился на «снегоборье», в больнице отлежал порядком, а сейчас чуть что — ноги стынут, леденеют (Чив.). 3. Переночуешь у меня, а завтра пойдешь (Шол.). 4. Но если ты будешь торчать как вбитый в подставку гвоздь, тебя вышвырнут (Леон.). 5. Собрание окончилось перед рассветом (Шол.). 6. Партком озабочен тем, как вы перенесете предстоящие лишения (Кетл.). 7. Потух свет и в некоторых окнах первого этажа, и эти окна тоже распахнулись (Фад.). 8. Захару хотелось видеть колхоз богатым и цветущим (Ив.). 9. Нагнулся Политов, из-под холста бережно вытянул давнишние номера «Правды» и две книжки (Шол.). 10. Голые кисти рук чувствуют мягкую свежесть воды (Кетл.). 11. И несмотря на то, что все они говорили слова, от которых Алевтина отвыкла в доме Гоголевых, люди эти показались ей неожиданно близкими и очень славными (Герм.). 12. Теперь эти времена кончились, теперь всенародную поддержку ты будешь иметь (Герм.).
137. Определите вид глагола и общевидовое значение.
Начинать — начать, решать — решить, строиться — построиться, ложиться — лечь, запевать — запеть, петь — запеть, лежать — полежать, прыгать — прыгнуть, видеть — увидеть.
138. Определите частновидовые значения у выделенных глаголов.
I. 1. Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного времени. 2. Он стоял у самого подъезда, закрыв лицо бобровым воротником: черные глаза его сверкали из-под шляпы. 3. Лизавета Ивановна ее не слушала. 4. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. 5. Его резкость всегда ужасала ее. 6. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. 7. — Лизанька, Лизанька! да куда ж ты бежишь. 8. — Что это вас не докличешься?
II. 1. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик… 2. Вдруг дверь отворилась, и Германн вошел. 3. Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал… 4. Она выбрала три карты, поставила их одну за другую: все три выиграли… 5. Долгая зимняя ночь прошла незаметно. 6. Германн долго пролежал в постели. 7. В гостиной пробило двенадцать. 8. Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. И в эту ночь она не заснула. 9. Дня через два, выходя с графиней садиться в карету, она опять его увидела (А.С. Пушкин).
139. Определите вид глагола. Если возможно, подберите к нему видовую пару. Укажите одновидовые и двувидовые глаголы.
Рисовать, сидеть, привезти, привести, приходить, принести, отдалить, искоренять, отдалять, подтвердить, выиграть, выбивать, разбивать, одобрить, ходить, набивать, полюбить, обступать, лежать, погнать, прогнать, закипеть, стоять, выздороветь, выкручивать, исследовать, быть, находиться, вздремнуть, информировать, асфальтировать, телеграфировать.
140. Определите способ образования глаголов.
1) Перечитывать, списывать, вспахивать, разменивать, выдумывать, выздоравливать, дорисовывать, вкручивать, организовывать; задувать, загнивать, вбивать, вставать, отдавать, создавать; затмевать, застревать, продлевать; протекать, извлекать, помогать, сберегать, подметать, расцветать, зарастать, промокать, замерзать, искоренять, наводнять, подтверждать, вытравлять, прощать, замедлять, решать;
2) Написать, вымолвить, засы́пать, приготовить, вбежать, возмужать, вытащить, запеть, отомстить, переделать, почитать, подложить, разбудить, упростить; дунуть, сверкнуть, кольнуть, тряхнуть, скрипнуть, крикнуть, всхлипнуть, махнуть.
141. Укажите, какими способами образованы видовые пары.
Засыпáть — засы́пать, натыкáть — наты́кать, обрезáть — обрéзать; собирать — собрать, забегать — забежать; ложиться — лечь, садиться — сесть, ловить — поймать, класть — положить, брать — взять; возвращать — вернуть, искать — найти, говорить — сказать.
142. Определите у выделенных глаголов вид и значение, которое вносится приставкой или суффиксом. К какому способу действия вы бы их отнесли?
1. Ночь наступала холодная и сырая. Птицы, которые распелись было после дождя, умолкли (Сем.). 2. Буров сориентировался по компасу и повел группу по крутому склону к вершине (Кож.). 3. Проходит много часов, сколько — неизвестно (Горб.). 4. К Валаховой Луша ходить не любила и зашла для дела: поглядеть, что за новый работник приехал в деревню (Ант.). 5. Луша взлетела в седло и тронула коня каблуками (Ант.). 6. Сбитый с ног прямым попаданием снегового кома, Рябухин на четвереньках пополз к открытому чернотой тамбуру (Пов.). 7. Я подошел, и игра сама собой приостановилась, все уставились на меня (Расп.). 8. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело (Наг.). 9. Я стал бывать у Волчаниновых (Ч.).
143. Укажите, какие глаголы являются переходными, какие непереходными. Составьте с ними словосочетания.
Решать, писать, треснуть, сохнуть, цвести, беречь, побежать, перебежать, отдать, надеяться, мучиться, избираться, заботиться, грустить, радоваться, сердиться, страдать, бояться, спеть, нести, принести, обидеть.
144. Укажите морфологические отличия переходных и непереходных глаголов.
Белить — белеть, бледнить — бледнеть, синить — синеть, чернить — чернеть, темнить — темнеть, светлить — светлеть, обеднить — обеднеть, обезлюдить — обезлюдеть, обезножить — обезножеть, обезрыбить — обезрыбеть, обезводить — обезводеть, обессилить — обессилеть, мыть — мыться, строить — строиться, убирать — убираться, рисовать — рисоваться, спасти — спастись.
145. Найдите в примерах переходные, косвенно-переходные и непереходные глаголы.
1. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился, я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе (Шол.). 2. Лемешенко не остановился, только нервно подернул губами и, переняв команду, закричал сквозь грохот боя (В.Б.). 3. Но шли дни, мы обвыклись, и постепенно вся эта лазаретная белизна и наша недвижность начали угнетать, а под конец сделались невыносимыми (Е.Н.). 4. Не заботиться о Леночке было нельзя (Леон.). 5. На фронте под Одессой работал отряд разведчиков-моряков (Соб.). 6. Среди этой безмолвной белой пустыни чернеет маленькая точка (Горб.). 7. На другой день я с утра отправился в деревню Верчовку: мать сварила мне картошек, положила в сумку соли и немного хлеба, и я пошел на юг по проселкам и шел три дня, потому что карты у меня не было, а Верчовок оказалось три — Верхняя, Старая и Малобедная Верчовка (Плат.). 8. Причина моей задержки выглядела никчемной (Кув.). 9. Шумят невдалеке сосны, шелестят березы (В.Б.). 10. Я сел возле ключика, который выклевал себе щелку в косогоре и кружился в маленькой луночке под мохом, а потом ящерицей убегал в густую траву (Аст.).
146. Образуйте от глаголов возвратные формы. Определите функцию аффикса -ся.
Образец: мыть мыться. Глагол стал непереходным, аффикс -ся внес собственно-возвратное значение.
Чистить, стричь, обнимать, учить, торопить, беспокоить, убирать, жечь, оглядеть, пугать, собирать, запасать, хотеть, мечтать, бить, работать, отвернуть, томить, толкать, темнеть, сдержать, унижать, вспомнить, вспоминать.
147. Определите, какое значение имеют в предложениях возвратные глаголы.
Образец: Даша кое-как оделась и побежала купаться (А.Н.Т.). Возвратный глагол оделась имеет собственно-возвратное значение, возвратный глагол купаться — общевозвратное значение.
1. — Ты не беспокойся, председатель, — тихо произнес Устин, — про Юргина не знаю, а на меня в обиде не будешь (Ив.). 2. Прекрасная роза колется, но мне удалось сорвать недоступную розу золотых садов (А. Бел.). 3. Дверь тихо приоткрылась, показала легкую молодую женщину с блистающими глазами (Грин). 4. На днях я долго продирался сквозь лесную чащобу, вдруг чащоба кончилась и я с удивлением заметил, что постепенно начинают зеленеть луга (Шукш.). 5. Широкая улица деревни покрылась светлой изумрудно-зеленой травой. Распустился лист на березах, на кустах малины и смородины в палисадниках (Марк.). 6. Чувствовалось, что у него жесткие волосы, ей так хотелось их потрогать (Фад.). 7. Он засмеялся громко, оттолкнулся от окна, подошел к зеркалу, провел обеими ладонями по голове и, увидев себя в зеркале, подумал, что дружба — вещь капризная (Фед.). 8. Миша должно быть только что из ванны и еще не успел причесаться — мокрые желтые волосы свисали на лоб (Кав.). 9. — Давайте знакомиться, — сказал он, заглядывая девушке в лицо. — Меня зовут Семен Гончаренко (Баб.). 10. Уже я уложилась, т. е. завязала в платок две книги, рукоделье и резинку «Слон», которую подарил мне Андрей (Дав.). 11. У него все из рук валится. И самое смешное, что ножи и вилки не падают, а то; что бьется, обязательно на полу оказывается (Саян.).
148. Определите, в активной или пассивной конструкции выступают глаголы.
1. Муравей уцепился за сучок, трудно выполз из него, посидел, посидел и рванул в траву, видно, вспомнил про жену и семейство (Аст.). 2. Сани наполнялись дровами все быстрее и быстрее (Ал.). 3. По всему косогору сочились ключи и ключики (Аст.). 4. Степан остановился подле черемухи (Аст.). 5. Вовек не позабудется народом Евфросиньюшка, посадская вдова (Н.). 6. Расспросы посыпались на него градом (Марк.). 7. Птичьими глазками глядели с ее ветвей блестящие от сока ягоды на побуревших кистях (Аст.). 8. Вода прибыла, лодка может умчаться разливом (Грин). 9. Собака затаилась в углу, лишь глаз ее доброжелательно поглядывал на меня (Кув.). 10. Фонтан осветился лучом света, идущим из-под земли (Л. Бел.). 11. Мать стала представляться мне молодой, красивой (Бонд.). 12. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать верст (Шол.).
149. Определите залог глаголов.
1. — Ну вот гляди: так и так, потом раз, два, и гильза выбрасывается (Шол.). 2. — Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Г.). 3. Рука все время сжималась рукой, и снилось ему последнее мгновенье, когда скала стала неощутимой, мягкой, словно отошла в сторону (В.С.). 4. В той стране стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца (М.Г.). 5. Теплая летняя ночь, казалось, лукаво нежилась; ребята насторожились (Гайд.). 6. Когда-то простой наборщик, он самообразовался, изучил языки и сделался сотрудником (Гил.). 7. В конторе плавали плотные космы дыма (Ив.). 8. У Виктора Семеныча выработалась за последний год блаженная улыбочка, выражавшая нечто среднее между простодушием рубахи-парня и умилением льстеца (Фед.). 9. Она одевалась лучше всех в комнате и была красива той броской красотой, которая сразу же приковывала внимание (Д.Б.).
150. Определите, имеют ли данные глаголы действительного залога соотносительные формы страдательного залога. Укажите однозалоговые глаголы.
Образец: 1. Строить — глагол имеет соотносительную форму страдательного залога — строится: Дом строится рабочими. 2. Глагол белеть — однозалоговый.
Строить, белеть, думать, провожать, проектировать, открывать, ласкать, радовать, работать, глядеть, просить, перекраивать, прыгнуть, седеть, веселиться, защищать, обогревать, объединять, остаться, одевать, выполнять, спать, давать, переписывать.
151. Определите, форму какого наклонения имеют глаголы.
Образец: ждем — форма изъявительного наклонения, совпадает с формой 1-го лица множественного числа настоящего времени.
Поем, бреду, гулять, слушают, читай, написал бы, пошли, пойдем, давайте смотреть, будем думать, равняйсь, стоять, напишемте, сидите-ка, давай-ка напишем, сядьте, оденьтесь, садитесь, бежим, едемте, начинаем, пусть войдет.
152. Образуйте от глаголов формы сослагательного наклонения. Объясните способ их образования.
Прийти, приходить, идти, спеть, молчать, засыпáть, лечь, ложиться, сесть, садиться, класть, положить, беречь, расти, зайти.
153. Образуйте от глаголов формы повелительного наклонения. Объясните способ их образования.
Нести, делать, верить, диктовать, есть, петь, вернуться, встать, бежать, кроить, ударить, воевать, давать, дать, лечь, клеить, уехать, стлать, кричать, крикнуть, ждать, умываться, умыться, собираться, собраться, съезжаться, съехаться, решать, решить.
154. Образуйте от глаголов формы изъявительного (1-е л., ед. ч., наст. вр.), сослагательного (м. р., ед. ч.) и повелительного (ед. ч.) наклонений.
Слушать, бродить, жить, везти, стричь, знать, зажечь, зажигать, вспахать, шагать, мыть, встать, надеть, радоваться, устроиться.
155. Найдите в предложениях формы наклонений глаголов. Определите их значение.
Образец: проснулся — форма изъявительного наклонения, выражает реальность действия.
1. Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печки (А.Н.Т.). 2. В лесах была осень, но на полевых дорогах еще стояла глубокая, летняя пыль (И. и П.). 3. …Пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! (П.). 4. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (П.). 5. На пышных от вчерашнего снегопада липах каркали вороны (Бонд.). 6. — Пошли с лесом прощаться! — беспечным тоном предложил Алексей (Б. Пол.). 7. Однажды Виктор сказал: «Мне хотелось бы быть поближе к тебе, Сергей, в бою…» (Перв.). 8. — Стар я, Николай Иванович, отправили бы кого другого (Кетл.). 9. — Врешь, — рявкнул он и схватил Гранатова за край плаща. — Давай плащ, живо! (Кетл.). 10. — Ложись! — отдал я команду, и ее тотчас же исполнили (Г. Брянцев). 11. — Конечно, если бы я поговорил с ребятами, они тоже поверили бы мне (Фад.).
156. Найдите в примерах формы наклонений глаголов. Определите их значение.
1. Я все на свете для вас делаю, только бы тятенька не гневался на меня. 2. Ведь если бы ты был хоть немного поприличнее, я бы тебе и службу достала, и невесту с хорошим приданым. 3. Хорошо бы сегодня поужинать вместе. 4. Вам бы давно догадаться, Иван Семенович. 5. А я вас на почте ждал. Что бы вам потрудиться заглянуть туда! 6. Кажется, рада бы все отдать, только б не разлюбил. 7. Хоть бы глазком взглянула. 8. Давай задаток! Была не была! 9. Останься, она сюда придет. 10. Я боюсь, что он сюда придет, уж ехать бы скорей. 11. Поди, Егорушка, позови соседних девушек. 12. Митя, ты мне денег не давай, то есть много не давай, а немножко дай. 13. Батюшка, Гордей Карпыч, не шути над материнским сердцем. 14. Что ж простись, простись… Да как же без отцовского-то благословления! Ну как же, ты сам посуди. Молчи лучше! Велю, так и за дворника выйдешь. 15. А ты шути, да не забывайся, любезный. 16. Говорю тебе, не вертись! 17. Кушай на здоровье. 18. А ты забудь свое горе на время-то, пока я с тобой. 19. Э, матушка, и мы с тобой пойдем. Уж нам и ко дворам пора. 20. Ну и мы с тобой, божья старушка, поцелуемся уж кстати. 21. Не трогать! (А.Н. Островский).
157. Образуйте от глаголов, где возможно, формы настоящего времени (1-е л., ед. ч.).
Образец: ловить → ловлю; поймать — форма настоящего времени не образуется, так как глагол совершенного вида.
Ловить, поймать, мочь, дремать, отдавать, запеть, искать, возить, водить, купить, запретить, возвратиться, посетить, смутить, трясти, есть, взять, брать, торопиться, пить, жить, ныть, храбриться, умолкнуть.
158. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени (мужского и женского рода). Объясните, как они образуются.
Образец: умолкать → умолк, умолкла. Формы прошедшего времени образованы от основы инфинитива прибавлением суффикса -л-.
Умолкать, умолкнуть, мести, вести, лечь, погибнуть, сохнуть, умереть, тереть, очнуться, испечь, передавать, обессилить, обессилеть, одеться, одеваться.
159. Образуйте от глаголов формы будущего времени (1-е л., ед. ч.).
Образец: лечь → лягу; ложиться → буду ложиться.
Лечь, ложиться, брать, взять, говорить, сказать, искать, поймать, продолжить, продолжать, смеяться, засмеяться, пойти, обрéзать, обрезáть, насы́пать, насыпáть, сесть, садиться, узнать, дать, увянуть, обувать.
160. Образуйте от глаголов все возможные формы времени (настоящее и будущее время в форме 1-го лица единственного числа, прошедшего времени — в форме мужского рода).
Образец: строить → строю, буду строить, строил.
Строить, лететь, бездействовать, недоумевать, ждать, подражать, присутствовать, разговаривать, прийти, состязаться, вымыть, раскрасить, чередоваться, зажить, разговориться, расчувствоваться, объединить, рвануться, встряхнуть, отдохнуть, переписываться.
161. Найдите в предложениях глаголы в форме настоящего времени. Определите их значение.
Образец: Над бором висит в синеве солнце. Висит — глагол в настоящем времени (3-е л., ед. ч.); действие осуществляется в момент речи.
I. 1. Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! 2. Мне кажется, что я слышу, как растет трава. 3. И вот опять уводит меня к лесным упорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. 4. Я иду черной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. 5. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, а вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. 6. Исчезают деревни, а взамен рождаются веселые, шумные города… (В. Белов).
II. 1. — Ты блинки пшенные ешь? — спросила она. 2. — Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева, Андрея Степановича Малышева дочь? 3. — Вы привезли поклон от Егора?…А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите… 4. Решил так, — пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет. 5. Был у нас один человек от тебя… С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты (А.Н. Толстой).
162. Найдите в предложениях глаголы в форме прошедшего времени. Определите их значение.
Образец: Несколько дней Галя читала Корчагину повесть (Н. Остр.). Читала — глагол в прошедшем времени; значение длительного действия в прошлом.
1. В маленьком окопе боевого охранения стояли два солдата (Ал.). 2. Три дня сюда добиралась. Три дня в самолете тряслась. Спасибо, хоть в целости доставили (Кл.). 3. — А вы уже обедали? — Нет еще, тебя ждем (Л. Малюгин). 4. Он устал, дайте ему отдохнуть (Арб.). 5. В былое время она [волчица] едала собак (Ч.). 6. Я заезжала к тебе; мне сказали, что ты здесь (Сим.). 7. Женщина в котиковом пальто, в фетровых ботах до колен, подбегала, неуклюже раскатываясь на льду (Пан.). 8. Его тут забодала корова, и он две недели лежит в лазарете (Арб.). 9. Глядела-глядела и заревела (Зал.). 10. Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно опустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде: свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна (Грин). 11. Ну, мы пошли (Абр.).
163. Найдите в предложениях глаголы в форме будущего времени. Определите их значение.
Образец: — А что же будут делать саперы? — вдруг подумал Уваров (Ал.). Будут делать — сложная форма будущего времени от глагола несовершенного вида делать; действие будет совершаться после момента речи.
1. Поговорили о том и о сем, какова будет весна, и справится ли народ с севом, и о том, что этим летом надо ждать конца войны (А.Н.Т.). 2. Марья Поликарповна спросила: — Вы не рассказали, когда ему дадут отпуск, — к нам съездить на побывку… — Да вот приедет — может, и не узнаете, — сказал лейтенант (А.Н.Т.). 3. Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота (А.Н.Т.). 4. — Не знаешь, скоро ли пойдет лодка? (Шол.). 5. — Ну что же, пока отдохнем, спешить мне некуда (Шол.). 6. Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ (Шол.). 7. Утром она меня часа за два до работы на ноги поднимает, чтобы я размялся (Шол.). 8. — До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул! (Шол.). 9. — Проскочишь, Соколов? А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи, может, погибают, а я тут чухаться буду! (Шол.). 10. Только гляжу на него и думаю: «Сейчас даст он по мне короткую очередь, а куда будет бить? В голову или поперек груди?» (Шол.).
164. Найдите в предложениях личные формы глагола. Определите их значения.
Образец: Дивясь великому уму, его не гонят, не злословят, и современники ему при жизни памятник готовят (Н.). Не гонят, не злословят — 3 л., мн. ч., неопределенно-личное значение; готовят — 3 л., мн. ч.; действие совершается лицами, не участвующими в речи.
1. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы (М.Г.) 2. Галерея открывается в одиннадцать часов (Тендр.). 3. Сергею показалось, что он проваливается в какую-то бездну (Бонд.). 4. С чувством горечи и удивления следил Павел, как ломается, казалось, так крепко сколоченная дружба (Н. Остр.). 5. Хотел было сунуть маузер под печь, но раздумал: даже если отпустят, отсюда его уже не вытащишь (Гайд.). 6. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу (Посл.). 7. — Вдовеешь, что ли? — спросила она Алевтину (Герм.). 8. Если тебя слышат в первом ряду — это еще не значит, что слышат в тридцать втором (И. Андр.). 9. Мамы смотрят затуманенными глазами, забыв о себе, вспоминая себя лишь для того, чтобы сравнить свою минувшую молодость с молодостью дочерей (Ф. Вигдорова). 10. Юрка заметил, откуда особенно упорно и долго отстреливаются (Проск.). 11. Слезами горю не поможешь (Посл.).
165. Проспрягайте глаголы. Выделите окончания. Определите тип спряжения.
1) Смотреть, теплеть, идти, глядеть, создать, создавать, стелить, смеяться, веять, держать, ходить, красить, есть;
2) Расти, строить, писать, думать, улыбаться, ругаться, смеяться, сидеть, переодеть, восторгаться, гнать, белить, белеть, бежать, чернеться, краснеть, дать, водить, выздороветь, таять, обессилеть, обессилить.
166. Определите, с чем сходна форма безличных глаголов.
Образец: вечереет — форма безличного глагола сходна с формой 3-го лица единственного числа личных глаголов; ср. пишет.
Вечереет, брезжит, снежило, светало, знобило, не терпится, не спится, не спалось, верится, не сидится, надлежит, ничего не делается, мечтается, думается, (хорошо) живется, лихорадило, холодает, рассвело, дышится.
167. Определите способ образования безличных глаголов.
Не спится, не лежится, мечтается, хочется, вздумается, доведется, приведется, живется, дремлется, неможется, смеркается, нездоровится.
168. Укажите безличные глаголы и безличные формы личных глаголов. Определите их форму и значение.
Образец: Светает, в окно видна широкая, пустынная улица (Вер.). Светает — безличный глагол, его форма совпадает с формой 3-го лица единственного числа личных глаголов; обозначает явление природы.
1. Уже совсем стемнело (Т.). 2. Ее знобило должно быть от тревожного сна, от усталости (Пауст.). 3. Из дверей сильно дуло (Сол.). 4. Горьковато пахло чабрецом и прохладой морских глубин (Пауст.). 5. Туман несло мимо теплохода длинными волнами (Пауст.). 6. Моста не было. Его или смыло или затопило, и вода уже шла над ним толщей в полтора-два метра (Пауст.). 7. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и что затопило ее недавно и ненадолго (Сол.). 8. У меня от резиновых сапог суставы ломит (Сол.). 9. — Везет мне! — закричал Швейцер. — Какая встреча! (Пауст.). 10. — Воздух холодный, тебя продует, — сказала Мария Владимировна (Наг.). 11. Его тянуло лечь на лавку, укрыться с головой, не думать ни о чем, а заснуть (Каз.).
169. Выпишите из текста глаголы. Произведите их грамматический разбор.
Образец: Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? Чувствуем — глагол, начальная форма — чувствовать, невозвратный, переходный, действительный залог, несовершенный вид (одновидовой), изъявительное наклонение, настоящее время, множественное число, I спряжение, третий продуктивный класс; простое сказуемое.
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать, началась моя самостоятельная жизнь (В. Распутин).
170. Укажите глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий.
Образец: Он смотрел на звезды, на темные массы быстро несущейся воды и на спокойные очертания сопок (Кетл.). Несущейся — глагольные признаки: возвратность, непереходность, залог (действительный), вид (несовершенный), время (настоящее); признаки прилагательного: род (женский), число (единственное), падеж (родительный), синтаксическая функция (определение).
1. У нее не хватало мужества сразу сознаться: не так легко было выбросить все, чем долгие дни и ночи она жила, и ощутить в душе внезапную, ничем не заполнимую пустоту (Фад.). 2. Человек двадцать партизан лежали вокруг костра, разведенного посреди пустого, огромного, как поле, двора (Фад.). 3. Весь под ногами шар земной. Живу, дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной погибшие в бою (Щип.). 4. Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом, невиданной силы… (Шол.). 5. За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина (А.Н.Т.). 6. Много верст в походах пройдено (Исак.). 7. Морская душа — это высокое самолюбие людей, стремящихся везде быть первыми и лучшими. Это — удивительное обаяние веселого, уверенного в себе и удачливого человека, немножко любующегося собой, немножко пристрастного к эффектности, к блеску, к красному словцу (Соб.). 8. И вот она ползет по земле, грязная, мокрая, озираясь, прислушиваясь, и волочит обмороженную, распухшую ногу (Кож.). 9. Не знали вы, что в сонмище людском я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком (Ес.).
171. Определите залог и время причастий. От каких основ и с помощью каких суффиксов они образованы?
Образец: разбитый — страдательное причастие прошедшего времени; образовано от основы прошедшего времени разби- с помощью суффикса -т-.
Слушающий, блестящий, любимый, вылетевший, срезанный, пристроенный, кричащий, просивший, ведомый, закрытый, вызревший, вернувшийся, открытый, отданный.
172. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
Гудеть, темнеть, ползти, собираться, расставаться, отдыхать, дышать, клеветать, стлать, мыться, надеяться, бороться, воевать, петь, кричать.
173. Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени (полные и краткие).
Ненавидеть, зависеть, ценить, видеть, распознавать, исследовать, ожидать, подписывать, влечь, относить, нести, вести, узнать, предписывать.
174. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Приподняться, гореть, быть, вылететь, покупать, купить, любить, целовать, идти, нести, печь, лезть, выпасть, обрести, отцвести, мерзнуть, исчезнуть, высохнуть.
175. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие).
Сделать, услышать, отдать, призвать, создать, увидеть, читать, писать, сосчитать, отвезти, поразить, прожить, одеть, взять, бить, ранить, осветить, огородить, освободить, убедить, пропеть, утвердить.
176. Использовав таблицу, образуйте от глаголов все возможные формы причастий. Укажите, какие формы не образуются и почему.
Образец:
Любить, решать, надеть, обосноваться, приспособиться, сушить, шить, одеть, плести, клеить, лежать, сидеть, распознать, заменить, заменять, изложить, излагать, составить, составлять, создать, создавать, связывать, связать, гордиться, смеяться.
177. Определите залог, время и синтаксическую функцию причастий в предложениях.
1. Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу (А.Н.Т.). 2. Медсестра, подававшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала (А.Н.Т.). 3. Лес распахнулся перед ним совсем неожиданно — простором голубого неба и ярко-рыжего поля, облитого солнцем и скошенного, стлавшегося на две стороны, куда хватал глаз (Фад.). 4. Он уже не руководил ими, и только сами они еще не знали этого и покорно тянулись за ним, как стадо, привыкшее к своему вожаку (Фад.). 5. И притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу масса людей, только что в отчаянии вздымавшая руки, готовая убивать и плакать, вдруг пришла в нечеловечески быстрое, послушное яростное движение (Фад.). 6. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром (М.Г.). 7. Всю дорогу мучила его непереносная, усиливающаяся с каждым днем боль в боку (Фад.). 8. — Гаврюшка, партизан, — отрекомендовался заросший волосами низкорослый человек с веселыми прищуренными глазами (Кож.).
178. Найдите в предложениях краткие причастия. Определите форму, в которой они употреблены, и их синтаксическую функцию.
1. Левинсон решил заночевать в тайге, потому что не был уверен, что низовье Хаунихедзы свободно от неприятеля (Фад.). 2. Благодаря ежедневному общению с ним Морозка начинал думать, что сам он, Морозка, тоже исправный партизан: лошадь у него в порядке, сбруя крепко зачинена, винтовка вычищена и блестит, как зеркало (Фад.). 3. Только когда взводный кончил и лошадь была вверена всецело попечению Мечика, он пожалел, что не слушал объяснений (Фад.). 4. Мы в важные очень не лезем, но все же нам счастье дано. Дворы у нас крыты железом, у каждого сад и гумно. У каждого крашены ставни… (Ес.). 5. Старушка убивается — плачет, никак не поймет, что значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, а всякий — раздет, разут… (Бл.). 6. Уж был связан мост понтонный на быстрине — звено в звено (Тв.). 7. Одна страница перелистнута, шесть строк — и книжка прочтена. Но в эти строки много втиснуто, не считая сна (В.Ф.). 8. Мне часто снится камень голый иль брат его, что мхом одет (Пр.).
179. Найдите причастия и прилагательные, образованные от причастий. Охарактеризуйте их лексически и грамматически.
1. Левинсон рассеянным взглядом окинул всю эту светлую и чистую, сияющую красоту и не почувствовал ее. 2. Увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, как он смертельно устал и как бессилен он теперь сделать что-либо для этих людей, уныло плетущихся позади него. 3. Все те запутанные, надоедливые мысли, которые впервые родились в нем, когда он жарким июльским днем возвращался из госпиталя и кудрявые косари любовались его уверенной кавалерийской посадкой, те мысли, которые с особенной силой овладели им, когда он ехал по опустевшему полю после ссоры с Мечиком и одинокая бесприютная ворона сидела на покривившемся стоге, — все эти мысли приобрели теперь небывалую мучительную яркость и остроту. 4. Он с неведомой ему — грустной, усталой, почти старческой — злобой думал о том, что ему уже двадцать семь лет, и ни одной минуты из прожитого нельзя вернуть, чтобы прожить ее по-иному. 5. Мишка, испуганный его резким движением, рванулся в сторону и, попав подогнутыми задними ногами в воду, так и застыл, наставив на людей уши. 6. Морозна думал о том, какие все-таки живут на свете здоровые, спокойные и обеспеченные люди и как ему самому решительно не везет в жизни (По А. Фадееву).
180. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
1. Ехали они по старой зимней дороге, устла…ой мягким, засыхающим пырником. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасе…ых в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха (Фад.). 2. Варя, Сташинский и Харченко, зачисле…ые во взвод Кубрака, ехали почти в самом хвосте (Фад.). 3. Левинсон сидел у самого костра, поджав по-корейски ноги, околдова…ый дымным шипучим пламенем (Фад.). 4. Шесть строк, и нова…ых и плавле…ых, шесть строк, коротких и простых, шесть вех, негаданно поставле…ых на поворотах на крутых (В.Ф.). 5. Слезами измере…ый чаще, чем верстами, шел тракт (Сим.). 6…Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за то, что на ней умереть мне завещ…о, что русская мать нас на свет родила… (Сим.). 7. Среди доверчивых белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опале…ым хвостом (Песк.). 8. Ночью тяжело ране…ый капитан выбрался изо рва и полз двадцать километров до места явки (Кож.). 9. Мать с озабоче…ым лицом согревала в ладонях термометр, так как дочь не любила класть его под мышку холодным (Кож.).
181. Выпишите причастия и сделайте их морфологический разбор (см. таблицу).
От домика по узкой дорожке, выложенной бетонными плитками, он добежал до калитки. Тем временем в переулок один за другим высыпали автоматчики и, находя проходы, исчезли в калитках домов, за строениями. Лемешенко попал в раскрытые ворота и вбежал в довольно широкий заасфальтированный двор, на котором разместилось какое-то низкое строение, видно, гараж. За гаражом нашлась калитка с завязанной проволокой щеколдой. Вскоре, однако, враги заметили их, и первая пулеметная очередь брызнула щебенкой с бетонной стены, засыпав потрескавшуюся кору вязов. Лемешенко не подумал даже, а скорее почувствовал, что время двигаться дальше, и, махнув рукой, чтобы обратить внимание тех, кто был слева, рванулся вперед. Пробежав несколько шагов, он упал на старательно подметенную, пропахшую сыростью землю. Парк окончился, за зеленой проволочной сеткой раскинулась блестящая от солнца площадь, вымощенная мелкими квадратами сизой брусчатки. Дальше бежать было невозможно, и сержанта очень беспокоило, как выбраться из этого опутанного проволокой парка. Наконец его будто что-то осенило — он выхватил из кармана гранату и повернулся, чтобы крикнуть остальным. И вдруг случилось что-то непонятное. «Где Бабич?» — снова вспыхнула забытая мысль. «Убит, убит», — говорил кто-то в нем, и неизвестно было — то ли это о Бабиче, то ли о нем самом. После короткого провала в сознании он снова пришел в себя. Он повернулся, пытаясь увидеть кого-нибудь живого — площадь и небо качались, а когда остановились, он узнал церковь, недавно атакованную без него. Теперь там уже не было слышно выстрелов…
По В. Быкову.
182. Образуйте от глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Укажите, от какой основы и с помощью какого суффикса образовано деепричастие.
1) Сидеть, рисовать, быть, узнавать, любить, кричать, брать, знать, смеяться, сомневаться, закрываться, спускаться, переписываться, дышать; стучать, ночевать, уметь, полоскать, махать, лежать, играть, жалеть, глядеть, поджидать;
2) Оставить, проверить, сделать, взять, засохнуть, поразиться, ударить, встретить, заметить, разыграть, постичь, получить, убедить, поговорить, привезти, зайти, отвезти, наклонить, прочитать, перейти, возвратиться, проститься, утомиться, остановиться.
183. Образуйте от глаголов деепричастия. С несколькими деепричастиями составьте предложения.
Встать, подарить, дарить, прислать, крутить, обедать, пообедать, вести, привести, нести, иметь, синеть, увидеть, сложить, победить, побеждать, надеть, надевать, молчать, замолчать, ошибиться, ошибаться, нахмуриться, хмуриться, обижаться, обидеться, прислониться, прислоняться, махать, махнуть, мурлыкать, брызгать, достать, доставать, запереть, запирать, зачахнуть, хныкать, захныкать, играть, поиграть, знать, познать.
184. Определите, от каких основ и с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
1. Рюкзак мой, сиротливо завалившись на бок, лежал на дощатой платформе (Кув.). 2. Срывая последние, почерневшие листья, дул сухой холодный ветер (Гайд.). 3. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше (А.Н.Т.). 4. Телефонистка, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли ее оставшаяся на столе трубка, отперла шкаф, достала ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке (А. Ал.). 5. Двое суток бродил мальчик по каким-то неизвестным ему, новым военным дорогам и частям, расспрашивая встречных военных, как ему найти палатку разведчиков (Кат.). 6. Он пошел по улице, где погиб его брат, неся в себе первую отчаянную горечь утраты (Фед.). 7. Услыхав собаку, лисичка, конечно, сейчас же бросила охоту за русаком и занялась повседневной охотой на мышей… А Серый, наконец-то услышав долгожданный лай собаки, понесся на махах в направлении Слепой елани (Пришв.). 8. В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку (Пришв.). 9. Расщепей замолк, и долго мы стояли вокруг него, теснясь и вглядываясь в маленькую красную звездочку, низко повисшую над горизонтом (Гайд.). 10. И мы скакали, то пригибаясь, то вертясь, то хлопая в ладоши, вокруг костра, потом брались за руки и, топая, прыгали с ноги на ногу, и наш предводитель, неистовый Расщепей, с разбегу перемахивал через костер (Гайд.). 11. Он разговаривал с ним весело, играючи (Дост.). 12. Кондрат прилег с вечера, не раздеваясь, не гася огня в фонаре (Шол.). 13. Григорий лежал, широко раскинув ноги и опершись на локти, жадными глазами озирая повитую солнечной дымкой степь (Шол.).
185. Определите в предложениях вид деепричастия. Установите отношение между временем действия, названного деепричастием, и временем действия глагола-сказуемого (предшествует главному действию, происходит одновременно с главным действием, происходит или происходило после главного действия).
1. Растрепанная, с платком съехавшим на затылок, она стояла у каната, держа в руках маленький узелок, с которым, должно быть, ходила в метро ночевать (Касс.). 2. Слон вежливо и неслышно взял у меня с ладони яблоко… и долго, благодарно топчась, мне кивал сверху ласковый крутолобый московский слон (Касс.). 3. Ранним утром Левинсона отрезали от гор, но после двухчасового боя, потеряв до тридцати человек, он прорвался сквозь отряды противников (Фад.). 4. Где-то близко ударил гром, напугав всех (М.Г.). 5. Не доезжая станции Колодезной, снегоочиститель стал (Плат.). 6. Приходя от Зворычного, Пухов печку топить ленился и кутался сразу во все свои одежды (Плат.). 7. Закрыв глаза, он несколько минут сидел неподвижно, потом нажимал правую педаль и с внезапной силой проигрывал тему, которая час назад казалась ему прекрасной (Фед.). 8. Ирина, точно опомнившись от страшного испуга, прижимала руки к горящим щекам (Фед.).
186. Выпишите деепричастия. Сделайте анализ по образцу.
Образец: Линия сопок поворачивала в сторону, теряясь в синей мгле (Фед.). Теряясь — деепричастие несовершенного вида; образовано от основы настоящего времени теряj- (теряj-+ут) при помощи суффикса -а; возвратное; непереходное; действие деепричастия совершается одновременно с главным действием; примыкает к глаголу поворачивала; обстоятельство образа действия.
1. И вот понемногу она подползла. Он мог бы уже и теперь, опираясь на распластанное на болоте ружье, наклониться немного вперед, протянуть руку, погладить по голове (Пришв.). 2. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши (Пришв.). 3. Чубук настороженно, сощурив глаза, обошел избу кругом (Гайд.). 4. И, увидав на крыльце мать, Чука и Гека, они на бегу подняли лыжные палки и громко закричали: «Ура!» (Гайд.). 5. Кратко и предостерегающе гудели пароходы, что-то говоря друг другу (Плат.). 6. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу (Пауст.).
187. Выпишите из предложений деепричастия. Сделайте их анализ, использовав таблицу.
1. И вот однажды Бим лежал, уткнувшись носом в плетень, а ветер приносил вести: луг есть, где-то недалеко есть и лес. 2. В школе, делясь новостями, ребятишки на первой же перемене распространили слух: есть в их дворе собака… и зовут ее Бим. 3. Бим беспокойно забегал по двору и наконец стал царапаться в калитку, оглядываясь на Хрисана Андреевича. 4. Накормить овцу поздней осенью — дело действительно премудро-хитрое: не умеючи если, то через неделю полстада подохнет. 5. Алеша стал делать то же самое, что и отец, но здесь, позади, он шагал торопливо, иногда перебежкой, прижимая овец к Хрисану Андреевичу. 6. Бим сел за спиной Алеши, прижавшись к кожуху. 7. Бим сел, не сходя с места подъема куропаток и не приближаясь, однако, к охотнику, следил за ним. 8. Бим вошел в сторожку и молча лег, почти упал у порога. Идти дальше он не мог; наевшись тюри у Михея, он почему-то еще больше обессилел, а сон буквально валил его с ног. 9. Бим поднял голову и смотрел, почти сомкнув веки. 10. Находясь где-то на грани полной потери сознания и потому не чувствуя боли, он, повинуясь неведомой людям внутренней собачьей воле, пошел, качаясь, как чумной. 11. Силы помаленьку возвращались, а вскоре, облизавшись и поблагодарив Лохматку, пошел дальше, пошел намного прочнее. (По Г. Троепольскому.)