Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Синтаксис
Словосочетание
Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение — это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей (слов в предложении, предикативных частей сложного предложения). Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы; ср.: газеты и журналы — журналы и газеты; Шел дождь, и дул холодный ветер. — Дул холодный ветер, и шел дождь.

Подчинение — это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

В предложении используются оба вида связи — сочинение и подчинение, в словосочетании — только подчинительная связь. Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание.

1. Согласование — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову: новый дом, в новом доме, в новых условиях.

Различается согласование полное и неполное. При первом используются все существующие морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова: в летнюю ночь (согласование в роде, падеже и числе); последние известия (согласование в падеже и числе); результаты известны (согласование в числе). При неполном согласовании использованы не все возможные формы уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова: вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика в роде и числе, но не в падеже).

2. Управление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение, субстантивированное слово) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением господствующего слова. Различаются виды управления:

1) в зависимости от характера связи между господствующим и зависимым словами:

а) управление сильное, проявляющееся в тех случаях, когда между господствующим и зависимым словами существует необходимая связь, выражающаяся в том, что господствующее слово для реализации определенного значения нуждается в распространении падежной формой. Способность к сильному управлению присуща главным образом переходным глаголам: проверять работы, испытывать станок. Но сильное управление возможно и при непереходных глаголах (интересоваться политикой, любоваться восходом солнца, вмешиваться в чужие дела), а также при других частях речи (нарушение правил, полный решимости);

б) управление слабое, встречающееся в тех случаях, когда связь между господствующим и зависимым словами не является обязательной, не обусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова, для реализации значения которого не требуется наличие зависимого слова: Занятия окончились в два часа дня (ср.: занятия окончились); Мы гуляли в лесу (ср.: мы гуляли). В ряде случаев слабое управление граничит с примыканием, и некоторые падежные и предложно-падежные формы ближе к примыканию, чем к управлению: дом с колоннами. Нетрудно видеть, что слово дом не «управляет» предложно-падежной формой с колоннами. Или: Дети вернулись под вечер (ср.: вернулись вечером); Он повторил сказанное два раза (ср.: повторил двукратно);

2) в зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом:

а) управление беспредложное (непосредственное): проводить собрание, помогать больным, составление плана, достойный премии;

б) управление предложное (посредственное): дому дороги, обращение к аудитории, вера в победу, встреча с друзьями, важный для дела;

3) в зависимости от морфологической природы господствующего слова:

а) управление глагольное: поймать бабочку, лишиться родителей, обратиться с воззванием, заботиться о детях;

б) управление присубстантивное: окончание спектакля, преданность родине, разведка боем, отъезд в деревню, катание на коньках;

в) управление приадъективное: полный воды, подобный молнии, сильный духом, удобный для работы, любезный с гостями, скромный в быту;

г) управление принаречное: быстрее ветра, незаметно для присутствующих.

3. Примыкание — это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Господствующим словом может быть: глагол (много читать, пригласить зайти, говорить улыбаясь), имя существительное (кофе по-варшавски, езда верхом, желание путешествовать), имя прилагательное (весьма полезный, склонный преувеличивать), наречие (очень странно, слишком поздно, желательно пригласить).

Вопросы для самопроверки.

1. Каков предмет изучения синтаксиса?

2. Что такое словосочетание?

3. В чем сближаются слово и словосочетание, и чем они различаются?

4. Чем отличается словосочетание от предложения?

5. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?

6. Что такое словосочетание синтаксически свободное и синтаксически несвободное, словосочетание простое и словосочетание сложное?

7. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову?

8. Каковы способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении?

9. Каковы виды синтаксической связи в словосочетании и в предложении?

10. Что такое полное и неполное согласование?

11. Что такое управление сильное и слабое, непосредственное и посредственное?

12. Что такое примыкание?

Упражнения.

205. Выделите в предложениях словосочетания разных типов (глагольные, именные, наречные). Укажите, какой частью речи выражены зависимые слова.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (П.). 2. Я близко стоял от стола и взглянул на надпись (Л.Т.). 3. Тени от домов лежали на дороге черными квадратами (М.Г.). 4. Она была до болезненности отзывчива и до святости совестлива (Гладк.). 5. Что-то непонятное, загадочное было во всей природе (Вер.). 6. Он смотрел только на Лизу и отвечал Меркурию Авдеевичу совершенно невпопад (Фед.). 7. Из-за реки шла на город дождевая туча (Пауст.). 8. Он молча упал к ногам Сабурова (Сим.). 9. Полковник Сербиченко велел вызвать следователя (Каз.). 10. И моряк в одной тельняшке тащит степью пулемет (Тв.).

206. Выделите в предложениях словосочетания с атрибутивными, объектными, обстоятельственными (пространственными, временными, причинными, целевыми и т. д.) отношениями между их компонентами.

1. Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу (Т.). 2. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха (Л.Т.). 3. От спанья в одежде было нехорошо голове (Ч.). 4. Среди кузни огнем пылал Цыганок, реял коршуном (М.Г.). 5. Из темноты выдвинулись две темные фигуры (Н. Остр.). 6. Деревянные заборы, домики в два, три окошка (Пан.). 7. Всю ночь Катя не смыкала глаз (Каз.). 8. Береза по-детски радостно встряхивала ветки (Буб.). 9. За эту ночь Алексей как-то особенно ослаб (Б. Пол.). 10. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле (Тв.).

207. Укажите тип связи в словосочетаниях.

Последнее издание, написать изложение, встречаться изредка, поехать лечиться, уехать на юг, любой из студентов, войдя в аудиторию, советы друзей, говорить не спеша, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану, проснуться рано, подплыть к берегу, писать быстро, писать карандашом, готовый услужить, стремление к знаниям, идти не оборачиваясь, желание учиться, вытереть насухо, уединенное место, говорить по-английски, контроль над исполнением.

208. Найдите словосочетания со связью согласования. Установите, в чем она выражается.

1. Потные, измученные скакавшие лошади, провожаемые конюхами, уводились домой, и одна за другой появлялись новые к предстоящей скачке, свежие, большею частию английские лошади… 2. Лошадь не успела двинуться, как Вронский гибким и сильным движением стал в стальное, зазубренное стремя и легко, твердо положил свое сбитое тело на скрипящее кожей седло. 3. С изуродованным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижней челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья. 4. Он чувствовал себя несчастным. В первый раз в жизни он испытал самое тяжелое несчастие, несчастие неисправимое и такое, в котором виною сам. 5. …Воспоминание об этой скачке надолго осталось в его душе самым тяжелым и мучительным воспоминанием в его жизни (Л. Толстой).

209. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключенные в скобки зависимые слова поставьте в нужной падежной форме и, где нужно, добавьте подходящий предлог. Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях.

Образец: Удивляться (талант юного музыканта) удивляться таланту юного музыканта. Удивлен (ловкость акробата) удивлен ловкостью акробата.

1. Беспокоиться (маленький ребенок) — тревожиться (исход дела). 2. Вера (благополучный исход экспедиции) — уверенность (победа хоккеистов). 3. Обидеться (сказанные слова) — обижен (оказанный прием). 4. Обращать внимание (имеющиеся недостатки) — уделять внимание (каждая мелочь). 5. Обрадоваться (приезд друга) — обрадован (полученные результаты исследования). 6. Опираться (научные данные) — базироваться (результаты опыта.). 7. Основываться (проверенные факты) — обосновывать (фактические данные). 8. Отзыв (поступившая в редакцию статья) — рецензия (рукопись учебного пособия). 9. Отчитаться (истраченные деньги) — сделать отчет (проделанная за квартал работа). 10. Графин, полный (вода) — сундук, наполненный (одежда). 11. Превосходство новых методов работы (старые) — преимущество новой техники (старая). 12. Препятствовать (уличное движение) — тормозить (развитие техники). 13. Различать (светлые и темные тона) — отличать (светлая и темная окраска). 14. Рассердиться (неуместная шутка) — рассержен (глупая выходка). 15. Уплатить (проезд в автобусе) — оплатить (стоимость проезда в автобусе).

210. Найдите словосочетания со связью примыкания. Выделите стержневое и зависимое слова.

1. Самгин, подхватив женщину под руку, быстро повел ее, она шла, покорно, молча, не оглядываясь, навертывая на голову шаль, смотрела под ноги себе, но шагала тяжело, шаркала подошвами, качалась, и Самгин почти тащил ее. 2. Сухо рассказывая ей, Самгин видел, что теперь… она кажется моложе и милее, хотя очень напоминает горничную. 3. Но в проулке было отвратительно тихо, только ветер шаркал по земле, по железу крыш, и этот шаркающий звук хорошо объяснял пустынность переулка, — людей замело в дома. 4. Когда слова стали невнятны, Самгин пошел дальше, шагая быстро, но стараясь топать не очень шумно. 5. Здесь люди играючи отгораживаются от чего-то, чего, вероятно, не будет. 6. Она взвизгивала все более пронзительно. 7. Он весь как-то развинченно мотался, кивая головой, болтал руками, сожалительно чмокал и, остановись вдруг среди комнаты, одеревенев, глядел в пол. 8. Эти слова прозвучали очень тепло, дружески… Было неприятно признать, что красота Макарова становится все внушительней. 9. Здесь, на воздухе, выстрелы трещали громко, и после каждого хотелось тряхнуть головой, чтобы выбросить из уха сухой, надсадный звук (М. Горький).