Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010
Синтаксис
Предложение
Согласование сказуемого с подлежащим
Под согласованием в данном случае имеется в виду формально выраженная грамматическая связь между главными членами двусоставного предложения.
В последнее время в теоретических трудах и учебных пособиях для обозначения синтаксической связи главных членов стал употребляться термин «координация». Основанием для этого служит прежде всего то, что согласование выражает определительные отношения, тогда как между главными членами имеются отношения предикативные. Далее можно отметить, что в предложениях типа Смысл жизни в работе на пользу общества, действительно, никакого согласования между главными членами нет.
Думается, однако, что есть основания для сохранения термина «согласование сказуемого с подлежащим» в силу ряда причин.
Во-первых, термин «координация» происходит от латинского аффикса со (n) — в значении «с, вместе, совместно» и слова ordinatio — «упорядочение, расположение», что предполагает связь равноправных элементов (ср. кооперация); это мы находим в сочетаниях я пишу, ты читаешь и т. п.: при я может быть только пишу, и, наоборот, при пишу может быть только я (то же самое: ты читаешь, читаешь — ты). Но подобные сочетания отнюдь не характерны для бесконечного разнообразия конкретных двусоставных предложений с неместоименным подлежащим, где о синтаксическом равноправии сказуемого и подлежащего (тем самым — о координации — взаимозависимости) говорить не приходится. Не случайно А.А. Шахматов определял подлежащее как главный член господствующего состава, а сказуемое как главный член зависимого состава.
Во-вторых, подлежащее обычно выражает «данное», а сказуемое — «новое» (см. в разделе «Порядок слов в предложении» вопрос об актуальном членении предложения), в результате чего сказуемое как бы приспосабливается в своих формах к подлежащему (т. е. согласуется с ним).
Наконец, не следует недооценивать и то обстоятельство, что термин «согласование по смыслу» является более привычным, чем «координация по смыслу», так как поддерживается традицией преподавания синтаксиса в средней школе.
Сказуемое уподобляется подлежащему в тех формах, какие присущи частям речи, выполняющим функцию сказуемого и подлежащего:
1) глагольное сказуемое согласуется с подлежащим — личным местоимением в лице и числе: Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К.Т.); Вы человеческую речь понимаете или не понимаете? (А.Н.Т.);
2) при подлежащем — имени существительном (субстантивированном слове) сказуемое ставится в форме 3-го лица и согласуется в числе: Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий… (П.); Сытый голодного не разумеет (Посл.). В прошедшем времени глагол-сказуемое согласуется также в роде: К полночи зарево погасло (Леон.). В эмоционально окрашенной разговорной речи встречаются отступления от норм согласования в лице и числе: Им бал, а батюшка таскайся на поклон (Гр.); Эй, охотники, — прокричал им один из мужиков, сидевших у отпряженной телеги, — иди с нами полдневать (Л.Т.);
3) при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (сочетанием количественного числительного, местоименно-количественного слова или собирательного существительного с существительным в форме родительного падежа), возможны варианты согласования в числе; ср.: Пять человек казаков ехали верхом и о чем-то шумно разговаривали (Л.Т.); Несколько саней провожали меня до первой станции… (Герц.); Большинство игроков вошли в состав сборной страны (Из газ.). — В бараке стояло пять лошадей по денникам… (Л.Т.); Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло (Т.); Большинство людей молчало, пристально глядя на Ромася… (М.Г.);
4) двоякие формы согласования возможны также при подлежащем типа брат с сестрой; ср.: …Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шол.). — Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаровым (Шол.);
5) именное сказуемое (именная часть, выраженная словом, изменяющимся по типу имени прилагательного, и связка) согласуется с подлежащим в падеже, числе и роде: Уединение было сносное (П.); Видс трех сторон у меня чудесный (Л.); Их изба была третья с краю (Ч.); Вишневый сад теперь мой (Ч.). Возможно согласование связки не с подлежащим, а с именной частью (так называемое обратное согласование): Обед для него была вещь нешуточная (Герц.); Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых (Л.Т.).
Наряду с согласуемыми существуют несогласованные формы сказуемого, выраженного неизменяемой частью речи или косвенным падежом той или иной части речи: Она плакать, она вопить… (М.Г.); Вдруг старушка шасть в комнату (Л.Т.); Утро вечера мудренее (Посл.); Обитатели Горюхина большею частию росту среднего… (П.).
Вопросы для самопроверки.
1. Что представляет собой двусоставное предложение?
2. Каковы главные члены двусоставного предложения?
3. Что такое подлежащее и каковы способы его выражения?
4. Что такое сказуемое и каковы его типы?
5. Что представляет собой осложненное сказуемое?
6. Каковы типы связок?
7. В чем выражается согласование сказуемого с подлежащим?
8. Каковы варианты согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием?
9. Что такое несогласованное сказуемое?
Упражнения.
219. Найдите главные члены предложения. Определите, чем выражено подлежащее.
1. Тут с шумом в воздухе взвилась тьма камней, туча стрел от войск богомятежных (Кр.). 2. Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах. Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах (Гр.). 3. В фигуре капитана было мало не только воинственного, но и красивого; в ней выражалось так много равнодушия ко всему окружающему (Л.Т.). 4. Ничего не сказать теперь значило оскорбить ее (Л.Т.). 5. Мы с вами старые друзья… (Ч.). 6. Уступить вам этот рассказ значило бы остаться без сборника… (Ч.). 7. …Каждый из нас на своем корабле капитан… (Пришв.). 8. Листик за листиком падают с липы на крышу… (Пришв.). 9. Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое (Пауст.). 10. …Бабьим летом паутины много село на поля (Бун.). 11. Осаждающие избу обстреливали окна и дверь (Н. Чук.). 12. Один с сошкой, семеро — с ложкой (Посл.). 13. Авось да небось до добра не доведут (Погов.).
220. Укажите, какими частями речи выражено в предложениях подлежащее. Каково лексическое значение слов и словосочетаний, выступающих в роли подлежащего? Что дает им возможность употребляться в функции подлежащего?
I. 1. Шли два приятеля вечернею порой (Кр.). 2. Я сам кляну свое рожденье (Гр.). 3. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (П.). 4. Как мало нас от битвы уцелело! (П.). 5. Написать его биографию было бы делом его друзей (П.). 6. Около тысячи человек спали вместе (Г.). 7. Каждый из нас станет на краю площадки (Л.). 8. Мы сегодня же едем (П.). 9. Печальное нам смешно, смешное грустно (Л.). 10. Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну (Акс.). 11. Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его нагнутой фигуре (Т.). 12. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Т.). 13. Вот раздалося «ау!» вдалеке (П.). 14. Половина неба была закрыта низкой темной тучей (Л.Т.). 15. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу (Л.Т.).
II. 1. Со мной происходит нечто странное (Ч.). 2. Этак всякий может петь (Ч.). 3. Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок (Ч.). 4. Встали и Воропаев с Корытовым (Павл,). 5. Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (М.Г.). 6. Подойти к брату было страшно (М.Г.). 7. Мы с ним лежим на песке у громадного камня (М.Г.). 8. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М.Г.). 9. Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.). 10. Наступило наконец пятнадцатое мая (Купр.). 11. Что-то будто придержало Извекова (Фед.). 12. Показать все многообразие писательской работы и силу ее влияния на людей невозможно для одного человека (Пауст.). 13. Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться с Корниловым (Пауст.). 14. Через двадцать минут в камере осталось шестнадцать (Н. Остр.).
221. Укажите, чем выражено простое глагольное сказуемое в предложениях.
1. В синем небе звезды блещут (П.). 2. Тут он было вышел, но остановился в дверях (П.). 3. Пускай они оставят Годунова (П.). 4. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.). 5. Тут Рыцарь прыг в седло и бросил повода (Кр.). 6. Отец-то мой ему и полюбись (Т.). 7. Не гоните меня прочь (Ч.).
222. Выясните, чем выражено составное глагольное сказуемое в предложениях. Укажите, что представляет собой вспомогательная часть этого сказуемого (глагол со значением: 1) начала, продолжения, конца действия или 2) возможности, необходимости, желательности действия либо краткое прилагательное или устойчивое сочетание с указанными значениями).
I. 1. Мартышка вздумала трудиться (Кр.). 2. Герои по правам решились разобраться (Кр.). 3. В одиночестве способен жить не всякий (Кр.). 4. Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях (П.). 5. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне (П.). 6. Владимир начинал сильно беспокоиться (П.). 7. Он пустился бежать во весь дух (Г.). 8. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (Г.). 9. Путешественники еще сделали усилие пройти несколько вперед (Г.). 10. Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу (Г.). 11. Кое-где начинал сверкать огонек (Г.). 12. Рука бойцов колоть устала (Л.). 13. Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.). 14. Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (Т.). 15. Не надеялся он его застать (Т.). 16. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.).
II. 1. Я стал слабеть и здоровьем (Л.Т.). 2. Надеялся он уйти в турецкий Хрущук (Леек.). 3. Имею честь представить от него рапорт о болезни (Леек.). 4. Девочка перестала плакать (Кор.). 5. Ты должна сама разобраться, ты взрослая (Фед.). 6. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм (Фед.). 7. Вот уже начали в отдельности белеть кружочки маргариток, разглядываться листья, отсвечивать тропинки (Фед.). 8. Он перестал улыбаться (Фед.). 9. Несколько раз она силилась ответить себе на возвращавшийся вопрос (Фед.). 10. …Я писать обязан по мандату долга (М.). 11. Брось грозить оружием, товарищ Нагульнов (Шол.). 12. Какое вы имеете право держать нашу землю? (Шол.). 13. Приняв решение, он не привык медлить, откладывать дело в долгий ящик (Шол.). 14. Еще не успела Любка вымыться, а коптилка уже зачадила и потухла (Гайд.). 15. Он не отвечал и продолжал смотреть на Клавдию (Пан.). 16. Лена старалась показываться там пореже (Пан.).
223. Найдите составное именное сказуемое в предложениях. Укажите, чем выражена именная часть (именем существительным, прилагательным и т. д., синтаксически цельным словосочетанием).
1. Я старостою здесь над водяным народом (Кр.). 2. Червонец был запачкан и в пыли (Кр.). 3. Старушки все — народ сердитый (Гр.). 4. Бал — вещь хорошая (Гр.). 5. Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом (П.). 6. Во дни веселий и желаний я был от балов без ума (П.). 7. Мы расстались большими приятелями (П.). 8. Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.). 9. Я, признаться сказать, не охотник до чаю (Г.). 10. Какие мы с тобой теперь птицы сделались! (Г.). 11. Дело казалось необыкновенной важности (Г.). 12. Ведь предмет просто — фу-фу! (Г.). 13. Какой ты ядовитый человек, Захар! (Гонч.). 14. Я точно деревянный теперь (Гонч.). 15. Захар был довольно мягкого и доброго сердца (Гонч.). 16. А кто бы это такое был? (П.).
224. Укажите, в каких предложениях составное именное сказуемое представлено только именной частью (связка нулевая).
1. Чужды вам страсти и чужды страдания (Л.). 2. Моя солдатская шинель как печать отвержения (Л.). 3. Она была женщина добрейшая (Т.). 4. Он замечательно умный человек (Т.). 5. Лаврецкому такое множество народа было не по нутру (Т.). 6. Я остаюсь одинок на земле (Т.). 7. А кто такой Хорь? (Т.). 8. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим (Л.Т.). 9. Был я в то время студентом в провинциальном университете (Л.Т.). 10. Он злой и без чувств (Л.Т.). 11. Коньки еще не были в моде (Л.Т.). 12. У нее уже дочери замужем (Л.Т.). 13. Он у нас мастер на все руки (Ч.). 14. В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Ч.). 15. Который теперь час? (Ч.).
225. Укажите, какими частями речи выражена именная часть сказуемого.
1. Он был ловок, хищен, силен, жесток (М.Г.). 2. У нас в разговоре с ней и голоса мягче, и шутки легче (М.Г.). 3. Я был в восхищении от старого чабана и его морали (М.Г.). 4. Деревья были словно из золота на темно-синем небе (А.Н.Т.). 5. Присутствие его казалось очень к месту (Фед.). 6. Бульвар назывался Липками (Фед.). 7. Назначение было от двадцать третьего числа (Фед.). 8. Дверь тамбура стоит настежь (Фед.). 9. В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше (Пауст.). 10. Город был под угрозой (Соб.). 11. Конечно, это большое искусство — ждать (Соб.). 12. Полк был наготове (Шол.). 13. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Каз.). 14. Командиру все в привычку (Тв.). 15. Каждый боец был на счету (См.). 16. Этот сарай, между прочим, был для декораций (См.). 17. Я тут вроде ходока получился (Кож.). 18. Был он в отличном своем клетчатом пиджачке (Гран.).
226. Выделите в предложениях составные именные сказуемые. Укажите, какую роль в них играют глаголы со значением движения и состояния.
1. Стою я тверд и прям (Кр.). 2. Жизни даль лежит светла, необозрима (П.). 3. Я возвратился к Зурину грустен и молчалив (П.). 4. И вот она в саду моем явилась барышней уездной (П.). 5. Он сидел неподвижен и слегка барабанил пальцами (Г.). 6. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне (Г.). 7. У него-то вот я кучером и ездил (Т.). 8. Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная (Л.Т.). 9. Отец и мальчики сидят теперь без нее голодные (Ч.). 10. Он девять лет бессменно старшиной в цехе сидел (М.Г.). 11. Цитадель стояла безмолвной и неприступной (Фед.). 12. Вы пойдете старшим (Каз.). 13. Лес стоит радостный, праздничный (Тих.).
227. Укажите способы выражения осложненного сказуемого в предложениях.
1. Вот, батенька, адъютант-то наш прорвался так прорвался (Л.Т.). 2. Стрелять не стреляет, а ружье держит (Г.). 3. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку и созорничал (Остр.). 4. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах (П.). 5. Им и еда на ум нейдет (Кр.). 6. Философ Хома пришел в страшное уныние от таких слов (Г.). 7. Иван Иванович тоже приказал долго жить (Г.). 8. Пойду доложу (Каз.). 9. Сапожник бился, бился… (Кр.).
228. Укажите, чем выражено сложное сказуемое в предложениях.
1. Вы ни перед кем виноваты быть не можете (Т.). 2. Он рад был отдохнуть (П.). 3. Я должен был только передать вам письмо (Пауст.). 4. Речи должны быть кратки (Фурм.). 5. Арина Петровна видела все это и должна была оставаться безмолвной свидетельницей расхищения (С.-Щ.). 6. Она всегда должна быть красивая, строгая (М.Г.). 7. Вы должны трудиться, стараться быть полезным (Т.). 8. Она начала пробираться пешая (А.Н.Т.). 9. Дело обещает быть чрезвычайно интересным (Фед.). 10. Он старался быть гостеприимным (Сим.). 11. Она не может не быть счастливой (Пан.). 12. Шаг его начинал становиться ленивее (Г.).
229. Сопоставьте формы согласования в числе сказуемого с подлежащим в приводимых попарно предложениях. Обратите внимание на следующее: 1) обозначает ли подлежащее лицо или неодушевленный предмет; 2) обозначает ли сказуемое активное или пассивное действие (глаголы со значением состояния, бытия, наличия, существования).
1. Большинство товарищей меня сожалели и прямо говорили, что они не хотели бы быть на моем месте (Леск.). — С первым выпавшим снегом большинство работ в Кедровой даче прекратилось (М.-С.). 2. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.). — Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.). 3. Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо (Фад.). — Несколько человек умерло от ран (С.-Ц.). 4. Несколько человек были наказаны плетьми и сосланы на поселение (Герц.). — По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин (Г.). 5. Много рыцарей кастильских вкруг него стоят и плачут (Жук.). — И много других подобных дум проходило в уме моем (Л.). 6. Четырнадцать человек тянули бечевой тяжелую баржу с хлебом (А.Н.Т.). — В столовой в одну смену сидело сто человек (Мак.). 7. Тридцать два человека — гремяченский актив и беднота — дышали одним духом (Шол.). — В комнате было два окна с широкими подоконниками (Кае.). 8. В душе его боролись два чувства — добра и зла (Л.Т.). — Кроме его, при больнице состояло два человека (Т.). 9. Три дома на вечер зовут (П.). — Три царства перед ней стояло (Н.). 10. Пятнадцать лет революции изменили население города (Эр.). — Прошло сто лет… (П.).