Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Синтаксис
Предложение
Дополнение

Дополнением называется второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. В роли морфологизованного дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже: выполнить задание, защитник свободы, полный надежды.

Дополнение может быть выражено также местоименными существительными (сообщить нам, попросить кого-либо), количественными числительными (прибавить два), субъектным инфинитивом[22] (просить встретиться; ср. просить о встрече), объектным инфинитивом (предложить вернуться), субстантивированными словами (заниматься с отстающими, пообедать в столовой), синтаксически неразложимыми словосочетаниями (прочитать несколько книг, выделить одного из лучших), фразеологическими сочетаниями (найти его ахиллесову пяту).

Различаются дополнение прямое и дополнение косвенное.

Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога и зависит: 1) от переходного глагола (дать совет, написать сочинение); 2) от некоторых слов категории состояния (жалко девочку, больно руку). Форма родительного падежа может выступать в функции прямого дополнения: 1) при переходных глаголах с отрицанием (не понимать вопроса, не замечать ошибок); 2) при указании на неполноту перехода действия на предмет (выпить воды); 3) при некоторых словах категории состояния (жаль потерянного времени).

При классификации по подчиняющему слову различаются: дополнение приглагольное (слушать музыку, править рукопись) и дополнение приименное, зависящее от имени существительного (выбор профессии, забота о детях) или от имени прилагательного (достойный похвалы, готовый к походу).

Дополнение при существительном, в отличие от несогласованного определения, выражается:

1) родительным объекта: чтение книги, защита родины,

2) родительным отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы;

3) родительным содержания: проверка исполнения, цель исследования;

4) дательным адресата: ответ корреспонденту, помощь нуждающимся;

5) творительным содержания (отвлеченного и вещественного): занятия музыкой, портфель с бумагами, бак с водой;

6) творительным совместности: журнал с приложениями, чай с варением.

Особый характер носят дополнения, в которых совмещаются два значения:

1) объектное и атрибутивное: мысль о поездке (мысль какая? мысль о чем?); сообщение о переговорах, слухи о пожаре, доклад о финансовом положении, лекция о вреде табака, воспоминания о прошлом, мечта о будущем; письмо с рекомендацией, справка с фактическими данными; случай с охотником, авария с самолетом. Такие конструкции называются определительными дополнениями;

2) объектное и обстоятельственное: Человек дышит легкими (чем? как?); На березе появились первые листочки (на чем? где?); Провести лето у родных (у кого? где?). Такие конструкции называются обстоятельственными дополнениями.

Если преобладает предметное значение, то второстепенный член ближе к дополнению, если — пространственное, то он ближе к обстоятельству; ср.: сесть на скамейку — сесть на землю, встретиться у брата — встретиться у реки, смотреть на луну — смотреть на запад.

В дополнениях, выраженных предложно-именными сочетаниями, нередко ослабляется лексическое значение имени существительного; ср.: Получили поддержку со стороны общественных организаций (со стороны в значении «от»); Передайте привет от моего имени (от моего имени в значении «от меня»); В отношении успехов наша группа уступает параллельной (в отношении успехов в значении «по успехам»).