Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010
Фонетика и орфоэпия
Фонетика
Фонологическая система русского языка
Фонология, как и фонетика, изучает звуки речи, но в отличие от нее, рассматривает их с функциональной точки зрения, т. е. звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме. Фонема (гр. phonema — звук) — это кратчайшая звуковая единица языка, обладающая способностью различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек словоформ бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>.
В зависимости от положения фонемы по отношению к другой фонеме, к ударению или к месту в слове различаются сильные и слабые позиции фонемы. Сильная позиция способствует выполнению фонемой ее дифференцирующих функций, в ней различается наибольшее количество звуковых единиц. Такова позиция гласного звука в ударяемом слоге: с<а>д, д<о>м, д<у>б, м<и>р; позиция согласного звука перед гласными [а], [о], [у], [и], в которой выступают в современном русском литературном языке все согласные фонемы: <б>ал, <в>ал, <г>аз, <д>ал, <ж>ал, <з>ал, <к>адр, <л>авр, <м>авр, <н>агл, <п>аз, <р>ай, <с>ам, <т>ам, <ф>авн, <х>ан, <ц>арь, <ч>ас, <ш>аг, <ш’>авель и т. д.
Позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих функций, является слабой, в ней различается меньшее, чем в сильной позиции, количество звуковых единиц. Такова позиция гласного в безударном слоге, в котором происходит совпадение звуков (например, [а] и [о] в [ʌ]: с<ʌ>ды, д<ʌ>ма); позиция согласного в конце слова (ду<п>, мо<к>), а также перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости — звонкости согласные не различаются (о<д>бить, гла<т>кий); позиция согласного перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими.
Выделяются сильные и слабые фонемы. Сильная фонема — это фонема в сильной позиции, она обладает максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Слабая фонема — это фонема в слабой позиции, она обладает меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Различительный признак — это признак, который можно в данной позиции заменить другим, оставив остальные признаки неизменными. Например, в словах дом и том фонемы <д> и <т> являются сильными, они в этих позициях не совпадают ни с одной другой единицей языка; в словах год и плот в позиции конца слова представлена одна звуковая единица языка — фонема <т>, являющаяся слабой.
Фонемы в зависимости от их положения в словоформе (или на стыке словоформ), от качества предшествующих или последующих единиц выступают в своих позиционных вариантах. Так, фонема <а> в слове дар в первом предударном слоге выступает в варианте <ʌ>: дары́, во втором предударном — в варианте <ъ>: даровáние. В состав гласных фонем входят 5 сильных фонем: <и>, <у>, <э>, <о>, <а> и 2 слабые: <α>, которая реализуется в вариантах <ʌ> и <иэ> (соответственно после твердых и после мягких согласных) и <α1>, реализующаяся в вариантах <ъ> (после твердых) и <ь> (после мягких).
В состав согласных фонем входят 37 сильных фонем: <п>, <п’>, <б>, <б’>, <ф>, <ф’>, <в>, <в’> и др. и 32 по твердости — мягкости, глухости — звонкости слабые фонемы: <п1>, <б1>, <ф1>, <в1> и др., <п2>, <п2’>, <ф2>, <ф2’> и др.: <стол>, (на) (стʌл’1é), <сʌды́> — <сат2>.
Основоположником фонологической теории русского языка является И.А. Бодуэн де Куртенэ, который в 70-х годах XIX в. противопоставил понятию звука понятие фонемы. Однако по вопросу о сущности фонемы среди исследователей нет единства взглядов. В советском языкознании выделились два основных направления — Ленинградская и Московская фонологические школы. Представители первого направления — Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.В. Бондарко — при определении понятия фонемы исходят из словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол гласной фонемой является <о>, а в другой форме этого же слова — волы — в безударном положении, в соответствии со звучанием, выделяется фонема <а>; в слове плоды выделяется фонема <д>, а в форме единственного числа этого же слова плод, в соответствии со звучанием, конечной единицей является <т>. Звуковые единицы слабых позиций на основе близости по физиолого-акустическим свойствам отождествляются с соответствующими звуковыми единицами, различающимися в сильных позициях: в словоформах вал и вол разные гласные фонемы — <а> и <о>, но в словоформах валы и волы одна и та же гласная фонема <ʌ>; в словоформах плоды и плоты разные согласные фонемы в конечном слоге — <д> и <т>, но в исходной форме этих слов плод и плот одна и та же конечная согласная фонема <т>.
Представители Московской фонологической школы — Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, Н.Ф. Яковлев, М.В. Панов — исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему: тождество морфемы определяет собой границы и объем понятия фонемы, и звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. По взглядам Московской фонологической школы, в одну фонему объединены звуки, позиционно чередующиеся, и различия между позиционно чередующимися звуками являются функционально незначительными. Так, в словах валы и золы безударные гласные, несмотря на одинаковое звучание, представляют разные фонемы, так как в первом случае налицо фонема <а> (ср. вал), а во втором — позиционный вариант фонемы <о> (ср. вол). Точно так же конечные согласные в словах плод и плот представляют разные фонемы, так как в первом случае позиционно преобразованная фонема <д> (ср. плоды), а во втором — фонема <т> (ср. плоты).
Вопросы для самопроверки.
1. Что изучает фонетика?
2. Чем различается образование гласных и согласных звуков?
3. Какие признаки положены в основу классификации гласных звуков?
4. Какие признаки положены в основу классификации согласных звуков?
5. Что такое редукция?
6. Какие виды редукции вы знаете?
7. Что такое позиционная мена и позиционные изменения звуков?
8. Что такое фонема?
9. В чем принципиальное различие Московской и Ленинградской фонологических школ?
Упражнения.
49. Определите количество букв и количество звуков: 1) в парах слов; 2) в словах.
1) Быть — быт, брат — брать, ест — есть, жест — жесть, нов — новь, дал — даль, стал — сталь, ел — ель, мел — мель, цел — цель;
2) Рожь, молодежь, ложь, дрожь; багаж, пейзаж, экипаж, морж; карандаш, шалаш, ковш, реванш, ландыш; наотмашь, гуашь; помочь, дочь, стричь.
50. Сколько звуков обозначают буквы я, е, ё, ю в следующих словах?
1) Я: я, яма, ясень, яркий; вязь, вялый, дядя, дятел, зябь, зять, ляг, мять, мяч, нянчить, пять, ряд, тяга; свая, борзая, аллея, батарея, фея, коллегия, элегия, соя, стоя, передняя, синяя, семья, скамья, свинья, ладья, судья, ничья, съязвить;
2) Е: есть, ей, если, ехать, ель; тень, день, пень, лень, мел, жезл; будущее, действие, легкие, жаркое, насекомое, скорее, белые, новые; аканье, тиканье, сиденье; съезд, съехать, въезд;
3) Ё: ёж, ёлка, ёрш, ёкать, ещё, всё, сёмга, жёлтый, лёжка, нёс, пёс, ружьё, жильё, гнильё, жнивьё; съёмка, съёмщик;
4) Ю: юг, юбка, юрта, юнга; бюро, бюст, дюжина, дюйм, жюри, нюанс, нюхать, пюре, пюпитр, рюкзак, пью, бью, вьюк, вьюн.
51. Определите, различаются ли конечные согласные в парах слов и, если различаются, то чем. Какую роль выполняет буква ь?
1) Дренаж — залежь, тренаж — настежь, витраж — упряжь, мираж — блажь;
2) мякиш — сушь, финиш — тушь, малыш — брошь, камыш — роскошь, вкладыш — чушь;
3) завуч — ночь, ключ — прочь, мяч — дичь, обруч — обжечь, луч — завлечь, меч — течь.
52. Затранскрибируйте текст.
Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Сурк.
53. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех гласных, используя таблицу артикуляции гласных звуков.
1. …Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 2. Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я; и вот уже мечтою странной душа наполнилась моя… 3. На холмах Грузии лежит ночная мгла; шумит Арагва предо мною. 4. Там, где море вечно плещет на пустынные скалы, где луна теплее блещет в сладкий час вечерней мглы, где, в гаремах наслаждаясь, дни проводит мусульман, там волшебница, ласкаясь, мне вручила талисман (А.С. Пушкин).
54. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех согласных, используя таблицу артикуляции согласных звуков.
1. О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе. 2. О, я хочу бездумно жить: все сущее увековечить, безличное — очеловечить, несбывшееся — воплотить! (А. Блок).
55. Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное и подвижное. Выделите энклитики и проклитики. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем и словарем трудностей.
Язык, небо, воробей, весна, борозда, ведомость, повесть, стерлядь, автомотолотерея, веломотогонки, великовозрастный, вполсилы, вырезать, высококалорийный, гомеопатия, гостеприимный, гражданство, диспансер, до завтра, до зарезу, до смерти, за глаза, какой бы ни был, кое-что, куда-нибудь, кухонный, лубочный, логопедия, на лету, на смех, паралич, полуостров, правнучка, коклюш.
56. Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных. Определите ее тип.
1) [а]: рука, задание, ананас, книга; ряд, вязать;
2) [о]: очи, дорого, уголь, колокол, облака; нёс, ковёр, самолёт;
3) [э]: небесный, невезение, вечер, человек; эхо, экран, эксперимент;
4) [и]: линия, линкор, линовать;
5) [ы]: сын, сыны, сыновья;
6) [у]: друг, друзья, дружелюбный, вытянуть.
57. Определите тип позиционной мены выделенных гласных.
1) Ряд — ряды — рядовой — вырядить; лёгкий — легка — легковерный — вылететь; метод — методика — методист — вымести;
2) Старый — старье — старожил — выбрать; новый — нова, новизна; косы — косить — косари — выкосить; жена — жених — женолюбивый — выжечь;
3) Обдумать — обдурить — прыгнуть — выпрыгнуть; быть — бывалый — бытописатель — выбыть; луг — луга — луговина — вылущить; мыло — мыла — мыловар — вымысел.
58. Определите, в сильной или слабой позиции находятся выделенные согласные.
Близкий, мягкий, глупый, крепкий, ковш, душ, сторож, еж, доска, зыбкий, жидкий, тяжкий, яд, повод, сапог, пирог, багаж, грабеж, таз, глаз, том, дом, сад.
59. Определите позиционные изменения выделенных гласных и согласных звуков.
1) Дал — даль, сад — садик, дом — домик, ком — комья, крутой — крутить, крупа — крупинка; лава — лавина — ляпис, молва — молить — (о) мёде, нудный — нудить — нюня; иволга — именно, икры — иней, этот — эти, экая — экий; вид — видеть, битва — бить, белка — беличий, гиблый — гибель;
2) Безземельный, безликий, безлюдье, вздернуть, вздеть, здесь, излить, измять, беспечный, бессильный, иссечь, истец, вакансия, вентилятор; движок, двинуть, двигать, твердый, звякнуть, сбить, сбежать, испечь, исписать, избить, развезти; бадья, дядья.
60. Разделите слова на слоги.
Дорога, пальто, отбежать, лестница, оговориться, меткий, лавка, конфликт, интуиция, подъезд, затишье, держаться, деревня, брусчатка, артиллерия, авангард, корреспондент, пластилин, талисман.
61. Определите смыслоразличительную функцию фонем в словах.
1) Там — тем — том, бал — бел — был, сыр — сор, бук — бык — бурка — бурки, бак — бок, баба — бабка;
2) Балл — бал, бурав — бурак — буран, мочь — мог, везти — вести, мех — смех, бежать — сбежать — вбежать, писать — списать — вписать, нигде — негде, никто — нечто, некого — нечего.