Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010
Графика и орфография
Орфография
Основной принцип русской орфографии
Орфография (гр. orthos — прямой, правильный + grapho — пишу) — система правил: 1) о написании слов и их значимых частей (морфем); 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую.
§ 84. Основной принцип русской орфографии.
Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.
Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней (ср.: ход, ходок, ходовой — [хот], [хʌд]ок, [хъд]овой); суффиксов (ср.: дубовый, липовый — дуб[óв]ый, лип[ъв]ый); приставок (ср.: подписать, подпись — [път]писать, [пóт]пись) и окончаний (ср.: на реке, на речке — на рек’[э́], на речк’[ъ]).
Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:
1) написания имен существительных женского рода с конечным шипящим: рожь, ночь, мышь, вещь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения (ср.: новь, метель, тень, кровать, тетрадь и т. д.);
2) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (ср.: брать, верить, писать и т. д.);
3) написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: создается единообразное внешнее оформление императива (ср.: исправь, откинь, отбрось, отмерь и т. д.).
Помимо морфологического принципа, который является основным в русской орфографии, применяются также фонетические написания, т. е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-, (через-). Конечный звук [з] в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме; ср.: бездушный — бестолковый, возглавить — воскликнуть, издать — истолковать, низвергать — ниспослать, разбить — расформировать, чрезмерный — чересседельник. К фонетическим написаниям относится написание приставок роз- (рос-) под ударением и раз- (рас-) без ударения; ср.: рóспись — распи́ска. Также написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.
К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов: поджог (имя существительное) — поджёг (глагол), бал — балл, кампания — компания, туш — тушь, Орел (город) — орел (птица).
Наконец, существуют еще традиционные, или исторические, написания. Примером может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и после ц: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.
Слитные, полуслитные и раздельные написания связаны со сложными словами разных частей речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями), с повторением слов, с написанием иноязычных приставок и т. д.