Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Графика и орфография
Словообразование
Морфологическое чередование звуков

При словообразовании и словоизменении в корнях слов может происходить чередование звуков.

Чередование гласных:

е — о: несу — носить, везу — возить

е — о — нуль звука — и: наберу — набор — набрать — набирать

е — а: лезть — лазить

е — нуль звука: день — дня, нужен — нужна

е — и: повесить — виснуть

о — а: приготовить — приготавливать

о — нуль звука: сон — сна, ложь — лжи

о — нуль звука — ы: посол — послать — посылать

а (я) — м — им: жать — жму — пожимать, взять — возьму — взимать

а (я) — н — ин: жать — жну — пожинать, примять — примну — приминать

у — ов: кую — ковать

ю — ев: клюю — клевать

у — о — ы: сухой — сохнуть — засыхать

и — й — ей — ой: бить — бой, пить — пью — пей — пойло

е — ой: петь — пой

ы — ой — ов: рыть — рой — ров.

Чередование согласных:

г — ж — з: друг — дружный — друзья

к — ц — ч: лик — лицо — личный

д — ж — жд: ходить — хожу — хождение

д, т — ст: веду — вести, плету — плести

т — ч — щ: свет — свеча — освещение

к, г — ч: привлеку — привлечь, помогу — помочь

ск — ст — щ: пускать — пустить — пущу

х — ш: слух — слушать

з — ж: возить — вожу

зг — зж: брызгать — брызжу

зд — зж: езда — езжу

с — ш: носить — ношу

б — бл: любить — люблю

п — пл: купить — куплю

в — вл: ловить — ловлю

ф — фл: графить — графлю

м — мл: кормить — кормлю

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы способы словообразования в русском языке?

2. Что представляет собой морфологический способ словообразования?

3. Чем отличается лексико-семантический способ словообразования от лексико-синтаксического?

4. Что такое аббревиация?

5. Что такое основа слова?

6. Что называется корнем слова?

7. Что такое аффиксы?

8. Что такое аффиксоиды?

9. Какие изменения могут произойти в морфологическом составе слова?

10. В чем сущность морфемного и словообразовательного анализа слова?

11. Какие морфологические чередования гласных и согласных звуков могут происходить в корнях слов при словообразовании и словоизменении?

Упражнения.

69. Укажите, каким способом (префиксальным, суффиксальным, префиксально-суффиксальным, безаффиксным, сложением с соединительной гласной или без нее, с добавлением суффикса) образованы следующие слова.

Антиобщественный, беззвучный, верность, влить, водокачка, воссоединить, высь, глинистый, деревянный, допушкинский, дочитывать, ежемесячный, желтизна, заводской, закричать, заокеанский, земледельческий, зимний, изгнать, изложение, начистить, небольшой, низводить, общественный, передать, писатель, подарить, подземный, подосиновик, подстаканник, полуботинки, посвистывать, премудрый, пригорок, придавать, придорожный, путешественник, разделить, революционный, рубка, рыбак, сверхштатный, сжигать, списать, старик, стрелок, темь, трехсложный.

70. Выпишите столбиками родственные слова.

Бороться, светило, дворняга, мириться, горняк, борьба, придворный, свет, предгорье, побороть, мирный, горный, светляк, борец, гора, надворный, светить, примирить, подгорный, светлый, дворовый, светильник, двор.

71. Выпишите родственные слова с учетом того, что разные по значению корни могут одинаково звучать.

1. Безводный, водитель, водянистый, уводить, наводнение, паводок, переводчик, водник. 2. Раненый, ранний, ранить, рано, спозаранок, рана. 3. Годичный, годовой, непригодный, годиться, годовалый, пригодность. 4. Запах, пахать, пахнет, пахарь, пахота, пахучий. 5. Заморыш, морской, уморить, моряк, выморочный, приморский. 6. Носилки, носатый, приносить, переносица, носик, заносчивый.

72. Подберите к приводимым словам родственные.

Белый, черный, дом, красный, новый, кость, море, чистый, читать, писать, шить, возить, смотреть, старый, темный, даль, лед, стекло, ходить.

73. Укажите слово, основа которого является производящей для каждого из следующих слов.

Образец: Белизна → бел-ый. Белильщик → бел-ить.

Бедность, бегун, ветреность, забастовочный, болельщик, разносчик, маслянистый, утренник, скупиться, горошинка, серебристый, адресат, окоченелый, мучительный, копчение, учительский, документальный, певуче, вызывающе, столичный, тепличный, соперничать, сотрудничать, важничать, заочник.

74. Впишите слова в таблицу (отдельно каждую группу) в зависимости от способа морфологического словообразования.

1) Подберезовик, кладовка, законодатель, предгорье, бумажник, пылесос, вузовец, глубь, силач, саратовец, малышка, самокритика, бодрость, ультразвук, заболеваемость, укол, достижение, маслобойка, неприятель, профбилет, прицеп, северо-восток, антициклон;

2) Завистливый, неграмотный, негромкий, традиционный, безрезультатный, межконтинентальный, камышовый, небезуспешный, антигуманный, студенческий, внеплановый, шипучий, дырявый, сверхкомплектный, январский, доисторический, подводный, предвечерний, предобрый, паровозный;

3) Прибежать, охать, похаживать, обрадоваться, властвовать, коллективизировать, стареть, слепнуть, закатиться, пошатываться, оглохнуть, распылиться, попридержать, перебросить, наговорить, трудоустроить.

75. Определите последовательность (ступенчатость) словообразования следующих слов.

Образец: Учительница ← учитель ← учить. Изменчивость ← изменчивый ← изменить.

Вход, находчивость, товарищеский, разбросанность, пренеприятный, подписаться, поставка, отговорить, посоветовать, ослабление, задание, привоз, предзакатный, переписчик.

76. Впишите слова в таблицу в зависимости от способа словообразования.

Раненый, легкораненый, честолюбие, столовая, край (крайний) — край (краевой), недомерить, мостовая, пирожное, умалишенный, тотчас, коса (косить) — коса (косичка), многоуважаемый, обескровить, младенец, разукрасить, мороженое, нижеподписавшийся, отцовский, благодаря (за помощь) — благодаря (помощи), малограмотность, неизвестный, скороход, завод (заводной) — завод (заводской), труднопроходимый, соломинка, подосиновик.

77. Разберите слова по составу.

Образец: использование, предполагаемый, непринужденно, перевоплощать, пешеходный.

Вооруженный, второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, последовательность, предназначение, приблизительный, разносторонний, рассказывают.

78. Выделите корень в словах.

Водонепроницаемый, напоминание, непостижимый, несущественный, олицетворение, опустошительный, производство, соприкосновение, увлечение.

79. Выпишите в два столбца: 1) родственные слова и 2) формы одного и того же слова.

1. Красный, краснеть, красные, краснота, красноватый, красная. 2. Земля, земной, землистый, землею, землями, земельный. 3. Кровь, кровью, кровавый, бескровный, крови, кровянистый. 4. Вкус, вкусить, вкусы, безвкусный, вкусовой, вкуса. 5. Полный, дополнить, полная, полнота, полные, переполненный.

80. Выделите слова с формообразовательными суффиксами.

1. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.). 2. Рука бойцов колоть устала (Л.). 3. Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет). 4. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (Фад.). 5. С предельной краткостью в бумаге предписывалось свернуть ряд работ и отнести их во вторую очередь (Леон.). 6. Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже и родней, чем час назад (Тв.).