Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Приставки-труженицы
Нарушители главного правила (приставки второй группы)

Все наоборот

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы “живут” как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти “подлаживаются” к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них “оглушительно”.

без-(бес-)      низ-(нис-)

вз-(вс-)      раз-(рас-)

воз-(вос-)      роз-(роо)

  из-(ис-)      ч(е)рез-(черес-)

Вопреки главному правилу приставки второй группы (на з, с) в слабой позиции пишутся так, как слышатся.

Совсем не трудное правило. Запомнить его вам поможет песенка из передачи “Радионяня”.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

  Теперь, чтобы раскрыть секреты правописания приставок, рассуждаем так.

А теперь потренируемся. (Проверьте себя по словарю 3. А. Потихи.)

  I. Выпишите из данных слов только те, в которых есть приставки второй группы.

1) Вспахать, 2) спихивать, 3) здоровье, 4) спешить, 5) разведка, 6) сведения, 7) здоровенный, 8) преследовать, 9) рассматривать, 10) издавать, 11) искра, 12) чрезмерный, 13) чередование, 14) бессмертник, 15) здешний.

  Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

  II. Найдите в предложениях и выпишите только слова с приставками второй группы.

1) Заяц разглядывал Бемби, ставя торчком то одно ухо, то другое, порой вскидывая их одновременно, порой бессильно роняя. 2) Заяц все рассматривал Бемби большими круглыми глазами. При этом его нос и рот с великолепными усами беспрестанно двигались, будто он превозмогал желание чихнуть. Бемби рассмеялся. 3) Восхищенный и растроганный Бемби двинулся за ней на почтительном расстоянии. (Ф. Залтен.)

  III. Из следующих предложений выпишите сначала слова с приставками первой группы, затем - слова с приставками второй группы.

1) Вызванный волшебством Гингемы ураган донесся до Канзаса и с каждой минутой приближался к домику Джона. Вдали, у горизонта, сгущались тучи, поблескивали молнии. 2) Тотошка, перепуганный ревом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать. (А. Волков.)

  Подберите к каждому “отрезку” слова подходящую для него приставку второй группы. Запишите полученные слова.

..цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..лететь, ..ложение, ..править, ..порядок, ..пытывать, ..кипеть, ..петь, ..бираться, ..трепенуться, ..пахать, ..ве- стия, ..шумный, ..жигать.

  Запишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Бесцельный, бесцветный, исчезнуть, вскарабкаться, вздумать, да здравствует, восстать, здоровый, вздыбиться, расценка, расчертить, бесконечный, расколоть, разжалобить, взвиться, вскипеть.

Возникали у вас ошибки? Если нет, то читайте текст под заголовком “Опять малышка путает”.

А если ошибки были, придется еще потренироваться.

Игры и упражнения с приставками

Игра первая: приставка или нет?

  I. Выделите приставки второй группы в словах.

1) Разбитый, разваленный, разный; 2) расписание, растение, расколоть; 3) роскошь, росчерк; 4) воспринимающий, восковой; 5) исследовать, история.

Игра вторая: прятки с приставками.

  II. Выделите приставки первой и второй групп в словах.

1) Водоразборная колонка, 2) перераспределение, 3) нераспустившийся, 4) невосполнимый, 5) неиспользованный, 6) заблагорассудится, 7) происшествие, 8) безрассудство.

А теперь выполните два упражнения.

  I. В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками второй группы. Запишите полученные слова. Вот так: чайник закипел - вскипел.

1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4) Соль просыпалась. 5) Идет непрерывный дождь. 6) Мы потратили деньги.

7) Мебель поставили. 8) Неспокойный человек.

  II. Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками второй группы. Вот так: совестливый - бессовестный.

Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

Опять малышка путает

Глядя на приставки второй группы, малышка с- чувствует себя их родственницей и изо всех сил хочет писаться так же, как они. Давайте еще раз напомним ей ее обязанность - никогда не изменяться.

  Старайтесь никогда не путать приставку с- с приставками на з и с!

  От каждого из “отрезков’* слов образуйте по два слова: одно с приставкой с-, другое — с приставкой раз-.

..жечь, ..бегаться, ..двоенный, ..борный, ..говорчивый, ..гибаться, ..двинуть, ..бавить.

Не “съешьте” второе с!

Когда вы встречаетесь с приставками, заканчивающимися на з и с, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы з и с. А вот вторая. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одно с, а два. Что это за слова, сейчас мы с вами вместе выясним.

I. Найдите приставки и корни в следующих словах.

Раскат, рассказ, рассвет, расцвет, бессмертник, бесконечный, исследование, воспоминание, восстание.

II. С какой буквы начинаются корни в тех словах, в которых пишутся два с?

Откуда же берутся два с в словах с приставками второй группы? Вам уже все понятно: первое с от приставки, а второе - от корня.

Некоторые школьники при записи таких слов “теряют” одно с, “съедают” его. Поэтому мы просим вас: будьте внимательны!

  Не “съешьте” второе с!

  I. К данным “отрезкам” слов прибавьте приставки второй группы. Запишите полученные слова.

„совестный, „свет, „сыпаться, „сказывать, „станавливать, „суждать, „ставлять, „сердечный, „следование.

  II. Запишите ответы на вопросы.

1) Как называли Кощея в русских сказках? 2) Как звали в стихотворении С. Маршака человека, который жил на улице Бассейной?

Придумайте сами как можно больше слов, в которых при встрече приставки и корня пишутся два с.

  Запишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, бессмертник, беспорядок, раскол, безрассудный, расшуметься, разжигать, врассыпную, врасплох.

  Вставьте на месте пропущенных букв одно или два с. При затруднении смотрите в орфографический словарь.

1) Злая волшебница Гингема погрозила в пространство и„охшим кулаком. 2) Элли подбежала к двери, ра..пахнула ее и вскрикнула от удивления. Вокруг ра..тилалась зеленая лужайка. 3) Когда мрак ра..еялся, Виллины уже не было: волшебница исчезла. 4) Друзья устремились к месту прои..шествия. 5) Элли спросила мигунов, нет ли среди них искусных кузнецов. Оказалось, что страна и..тари славилась замечательными часовыми мастерами, ювелирами, механиками. Узнав, что дело идет о во..тановлении железного человека, товарища Элли, мигуны уверили ее, что каждый из них готов ..делать все. (А. Волков.)

Все трудности вместе

Теперь мы собрали вместе все трудности приставок второй группы.

  Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: з или с? с или сс? При затруднении смотрите в орфографический словарь.

1) Тропинок было не ..честь, и они во всех направлениях и..чертили лес. 2) Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, сверкнула молния и грохнул ра..кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот-вот расколется на куски. 3) Бемби бежал позади матери. Каждый удар грома словно ..дувал его с дороги в кусты, каждый высверк молнии возвращал назад. Каждая в..пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес воспламенился! 4) Однажды мать и вовсе исчезла. Его охватило беспокойство, быстро перешедшее в страх, а затем лишь глубокая, бе..надежная тоска. 5) Олененок совсем обе..илел от голода, холода и лишений. Он бе..прерывно дрожал и стал ко всему бе..участен. (Ф. Залтен.)

Может быть, вам захотелось нарисовать маленького испуганного олененка? Попробуйте! Второй урок Л. Н. Толстого

Я был в это время в Ясной Поляне. Стоял чудесный весенний день... Я неожиданно увидел среди озаренных солнцем больших лип стол, за которым сидел Лев Николаевич и писал (в это время он уже был очень стар)... Я подошел к нему и поздоровался.

“Вот что, Сережа, - сказал он мне, ласково ответив на мое приветствие, - пойди к Илье Васильевичу и скажи, чтобы он принес мне другое перо, это плохо пишет”.

Илья Васильевич Сидоров был слугой в яснополянском доме, но Лев Николаевич называл его своим “помощником”...

Илья Васильевич сделал, что было нужно: принес другое перо и ушел.

А Лев Николаевич, оставшись со мной наедине, сказал мне: “Вот видишь, Сережа, я кругом виноват, что мне другие люди служат, смотри, когда ты вырастешь большой, чтобы у тебя никогда не было слуги”...

До самых последних лет своей жизни Лев Николаевич стремился все делать сам: ...сам носил воду, выносил ведра, прибирал у себя в комнате. Правда, как старый и слабый, в самые последние годы он пользовался услугами своего “помощника”, Ильи Васильевича, но все время старался, чтобы этого было поменьше...

  Какой урок для меня и современных ребят!

  Как вы думаете, какой?

  Ответы:

1.1), 5), 9), 10), 12), 14).

II. 1) Разглядывал, вскидывая, бессильно. 2) Рассматривал, беспрестанно, рассмеялся. 3) Растроганный, расстоянии.

III. 1) Вызванный, донесся, едали, сгущались, поблескивали. 2) Перепуганный, убежал, спрятался; беспрестанными, раскатами.

Расцветающий, измерить, бездельник, разведчик, взлететь, изложение, исправить, беспорядок, испытывать, вскипеть, испечь, разбираться, встрепенуться, вспахать, известия, бесшумный, разжигать.

  Игры: I. 1) Разбитый, разваленный; 2) расписание, расколоть; 3) росчерк; 4) воспринимающий; 5) исследовать.

II. 1) Водоразборная, 2) пере-pac-пре- деленне, 3) не-рас-пустившийся, 4) не-вос- полнимый, 5) ке-ис-пользованный, 6) заблагорассудится, 7) про-ис-шествие, 8) безрассудство.

  Упр.: I.1) Раскрылись, 2) расцвели, 3) растворились, 4) рассыпалась, 5) беспрерывный, 6) растратили, 7) расставили, 8) беспокойный.

II. Беспорядок, безразличный, бездарный, бескорыстный, безжалостный, бесчестный.

I. Рас-кат, рас-сказ, рас-свет, расцвет, бес-смерт-ник, бес-конеч-ный, нс- след-ование, вос-помин-ание, вос-ста-ние.

II. С с.

I. Бессовестный, рассвет, рассыпаться, рассказывать, восстанавливать, рассуждать, расставлять, бессердечный, расследование.

II. 1) Кощей Бессмертный. 2) Человек рассеянный.

  1) Иссохшим, 2) распахнула, расстилалась, 3) рассеялся, 4) происшествия, 5) исстари, восстановлении, сделать.

1) Счесть, исчертили, 2) раскат, расколется, 3) сдувал, вспышка, воспламенился, 4) беспокойство, безнадежная, 5) обессилел, беспрерывно, безучастен.

Многие из тех, кто сейчас учится, займут на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте командные должности, и у них будут подчиненные, но всегда, как бы высоко ни поставил тебя советский народ, ты должен помнить о чутком, добром и внимательном отношении к тем, кто от тебя зависит. Это на будущее. А сейчас надо стараться все делать самому, не перекладывая никакой работы ни на маму, ни на сестру, ни на братишку. (С. Толстой.)