Секреты русского языка - О сложном увлекательно и просто - И.Б. Голуб 2010
КЛЮЧИ
К главе ЗАГАДКИ ФОНЕТИКИ
К главе ТАЙНЫ ОРФОЭПИИ
К главе ТАЙНЫ ОРФОГРАФИИ
Задание 16
Посветить (свет) фонарём — посвятить (свят) стихотворение; запевать (залезть) в окно — зализать (лижет) рану [о собаке); разредить (редкий) грядку со свёклой — разрядить (заряд) ружьё; Мать свела (вёл) ребёнка по лестнице за руку. — Ласточка свила (вить) гнездо; умалять (мал) значение факта — умолять (молит) о помощи; Ветер обвевал (веять) лицо. — Плющ обвивал (обвить) дерево; примерять (примерка) платье — примирять (мир) поссорившихся; раскалить (накал) железо — расколоть (колет) полено; скрепить (крепкий) разрозненные листы — скрипеть (скрип) дверью; запевать (петь) песню — запивать (пить) лекарство водой; обежать (бегать) всю территорию — не обижать (обида) малышей.
Задание 17
Радость, честь, счастье, зависть, здравие, турист, трость.
Слово праздновать в современном русском языке проверочных слов не имеет, его надо запомнить.
Задание 18
Искусен, сущий, шедший, упорство, древнее слово яппи означает есть.
Задание 20
Слова имеют общие исторические корни: снегирь — снег, пескарь — песок (предположительно), лопата и лопух — лопасть, окно — око, коричневый и корица — кора, голубой — голубь, околесица — около, коло (круг, родственное существительному с уменьшительным суффиксом — кольцо).
Задание 21
Слова восходят к корням: 1) коло (т. е. круг, окружность); 2) жи- (ср.: жив — жир).
Задание 22
I. Морфологическому принципу подчиняется правописание слов: говорливый — го́вор, подводный — во́ды, изморозь — моро́зить, изморось — мороси́ть, вперемешку — меша́ть, вперемежку — межа́, жёлудь — желуде́й, чёрный — чернь, жёрнов — жернова́, холодный — хо́лод, голодный — го́лод, рассчитывать, бессчётный.
II. Традиционному (историческому) принципу подчиняется правописание заимствованных слов: абонент, абонемент, авангард, акварель, аккомпанемент, аккредитив, аккуратный, аннотация, апелляция, аттестат, бакалея, бассейн, баррикада, жокей, жонглёр, шоколад, карикатура, касса, коллектив, гуманизм, дерматин, диверсант, бетон, дивиденд, диссертация, расчёт.
III. Фонетический принцип определяет написания: безыскусный, безыскусственный, безысходный, безытоговый.
Задание 25
1. Наташа Ростова с волнением готовилась на свой первый бал. — Сколько баллов на вступительных экзаменах в институт нужно получить, чтобы пройти по конкурсу? 2. Плач ребёнка огорчал всех. — Не плачь! 3. Раненый получил ожоги. — Я ожёг нечаянно руку. Л. Нужно сильно преумножить наши природные богатства, чтобы добиться процветания. — Ты хоть чуть-чуть приумножь свои усилия, и успех будет достигнут.
К главе В ГОСТЯХ У ЛЕКСИКИ
Задание 32
Лень — лепиться, ленивый, лентяй; олень — олений, оленина. Пятка — пята, пяточный; пятак — пять, пятёрка, пятеро; опять — пятиться; пятно — пятнистый, запятнать, пятнышко, пятнашки (игра).
Задание 33
Имена прилагательные: большой, новый, хороший, лёгкий. Общее грамматическое значение — указывают на признак предмета. Морфологические признаки — относятся к разряду качественных, имеют степени сравнения, стоят в полной форме, но имеют и краткую; в речи получают форму рода, числа и падежа. Согласуются с существительными, к которым они относятся.
К параграфу ПОИСК НУЖНОГО СЛОВА
Задание 34
Вариант отредактированного предложения: Дождевальная установка уже работает, она поливает луг с раннего утра до позднего вечера. Многие слова оказались лишними: дождевальная установка всегда подаёт воду струями, и они взметаются; причём уточнение вверх лишнее (нельзя взметаться вниз или вбок). На лугу растут травы, это известно всякому, значит, и эти слова нужно исключить. Наконец, поливает луг установка, а не струи воды.
Задание 35
Анахронизмы: фамилии, туристы, Сталинград.
Исправленные предложения: 1. На экзамене Вовка перепутал все мифы и имена античных героев и богов. 2. С конца VI века до н. э. множество путешественников устремилось из Греции в Египет. 3. Мой старший брат живёт теперь в Волгограде.
Задание 36
1. Следует устранить алогизм: Юное лесного рябчика не отличается по окраске от клюва рябчика обыкновенного. 2. Ту же ошибку можно устранить гак: Поломку в машине можно сравнить с заболеванием человека, а слесаря — с врачом. 3. Подмена понятия требует такой правки: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. 4. Не оправдано употребление родового наименования вместо видового (поэзия — стихи), текст можно сократить: В поэтических произведениях встречаются забытые теперь слова: ланиты, пламень, глас (слово неизвестные неточно). 5. Нужно устранить подмену понятия (опирается на развитие): Композитор в своём творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки (не оправдано было также расширение понятия — употребление родового наименования искусство вместо видового — музыка).
К параграфу ПРИТЯЖЕНИЕ СЛОВ
Задание 40
1. Положительные плоды (положительные результаты, приносит свои плоды). 2. Внимание оказано (внимание уделено — оказана помощь). 3. Завоевали рекорд (побить рекорд — завоевать первенство). А. Исповедовать мнение (разделять мнение). 5. Повысить эффективность (повысить производительность труда — добиться большей эффективности производства). 6. Голос цифр (язык цифр — голос разума). 1. От всей души отругал (от всей души поздравил — как мог отругал, сильно отругал). 8. Необъезженный самолёт (необъезженный конь — неиспытанный самолёт). 9. В недалёком прошлом (в недалёком будущем — в недавнем прошлом): зажимали языки (зажать рот — прикусить язык). 10. В непролазном долгу (неоплатный долг — непролазная грязь).
Задание 41
1. Ударил мороз или был заморозок: слегка прихватило — сильно пострадала кукуруза. 2. Пара девушек — две девушки. 3. К сегодняшнему часу — к этому часу. А. Первоочередное значение — главное внимание. 5. Подавляющее число — подавляющее большинство. 6. Справились уверенно — справились хорошо. 7. Вручили библиотечку — подарит библиотечку. 8. Состоялись столкновения — произошли столкновения. 9. Ускорить урегулирование кровопролития — прекратить кровопролитие. 10. Рекорды продолжаются — соревнования продолжаются; рекорды ещё ждут победителей.
К параграфу НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЕДИНОЙ
Задание 42
1. Приступ молодости. 2. Посещали сны: выдержанные сны; советские сны. 3. Передовая звезда; звезда сигнализировала. 4. Кислая слава.
5. Бескорыстно любить деньги. 6. Комиссия, увешанная бородами. 7. Большинство мужчин выращивало на лице; выращивало приборы; волосяные приборы; верноподданные приборы. 8. Выращена порода мебели. 9. Безмятежный лоб; вспаханный лоб. 10. Против своей воли погрузился; пучина Уголовного кодекса; мир третьей главы.
Задание 43
1. Обречён на успех. 2. Урожайный счет. 3. Нержавеющая молодость. А. Крыша набекрень; крыша не у всех (семантическая несочетаемость). 5. Повара моды. 6. Молниеносный визит; скоропостижное решение. 1. Экземпляры мужчин. 8. Нанёс поцелуй. 9. Старая муха; муха билась башкой; самоотверженно билась (о мухе — семантическая несочетаемость). 10. Лавры не грозят. 11. Заочные платья. 12. Не трогать ногами.
К параграфу МАЛО СЛОВ, А ГОРЯ РЕЧЕНЬКА...
Задание 45
1. Подмена понятия: Сдаётся квартира жильцам с ребёнком. 2. Искажение смысла: В первый месяц жизни ребёнка на прогулке нужно держать только на руках. 3. Недостаточная информативность речи: Студенты, освоившие обработку металла давлением и сварку металла, допускаются к изучению обработки металла резанием. 4. Подмена понятия: Разбирая дело о неуплате алиментов, суд постановил: 25% зарплаты отца перечислять матери ребёнка на его содержание. 5. Недостаточная информативность речи: Ответственность за содержание и сохранность отары ложится на плечи фермера. 6. Подмена понятия: Продажа сока прекращена из-за неисправности лифта: не на чем поднять ящики в торговый зал. 7. Искажение смысла: Улучшению качества продукции посвящены труды учёных.
К параграфу ТЫСЯЧИ ТОНН СЛОВЕСНОЙ РУДЫ
Задание 49
1. Сложилась странная ситуация. 2. Эти меры нисколько не подрывают доверия к государственным учреждениям. 3. Это будет продолжаться недолго. 4. Данное обещание в известной мере определяет нашу политику. 5. Замечено доселе неизвестное явление. 6. Его выступления не ограничиваются политическими интригами. 7. Явка в суд обязательна.
Задание 52
1. Сильнейший ас. 2. Необычный феномен. 3. Изысканные и вкусные деликатесы. 4. Цена не финансируется. 5. Единый монолит. 6. Передовой авангард.
Задание 53
Слова, порождающие плеоназм, заключим в скобки: 1. Толпа (людей). 2. (Более) худшего. 3. (Явка) посещаемости. 4. Планы (на будущее). 5. Дамоклов меч (устрашения). 6. (Сложные условия) безвыходной ситуации. 7. К (гибели) человеческим жертвам. 8. С (расписными) рисунками.
Задание 54
1. Молодёжь настойчиво стремится к цели (устранены тавтология и плеоназм). 2. Ниловна призывает народ бороться за правое дело (устранена тавтология). 3. Лопухов любил Веру Павловну, но она охладела к нему. Кирсанов сумел пробудить в ней новое чувство (заменены повторяющиеся слова). 4. Белинский напутствовал Некрасова (устранён плеоназм). 5. Соня бессильна ответить на эти вопросы (устранены плеоназм и тавтология), 6. У Нагульнова есть недостатки (устранён плеоназм). 7. Когда люди вместе работают, они должны уважать друг друга, быть внимательными и чуткими (устранены плеоназмы). 8. Игорь демобилизовался и пришёл к нам на завод, слесарному делу он учился с азов (устранена явная тавтология и скрытая тавтология). 9. В стужу не прекращается работа аварийной бригады (устранены плеоназмы). 10. В развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов (устранены тавтология и плеоназм).
К параграфу В КРАЙ ИЗОБИЛИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ
Задание 56
Горячий цех — цех с высокой температурой воздуха, горячая любовь — страстная любовь, горячий человек — вспыльчивый человек; молодой человек — юноша, молодые деревья — недавно посаженные деревья: высокий дом — многоэтажный дом, высокий урожай — большой урожай, высокие темпы — быстрые темпы; близкий парк — находящийся на небольшом расстоянии (от чего-то) парк, близкий по содержанию рассказ — сходный по содержанию рассказ, близкие люди — родные люди или люди, связанные тесной дружбой; план дома — чертеж дома, план выступления — краткая программа выступления, выполнить план — выполнить заранее намеченную работу; родной отец — родной папа, отец русской авиации — родоначальник русской авиации Жуковский, святой отец — священник; застлать пол ковром — закрыть пол ковром, дым застлал небо — дым закрыл небо, слёзы застилают глаза — слёзы показались на глазах; отказать в просьбе — не ответить на просьбу, отказать в работе — уволить с работы, мотор отказал — мотор перестал работать.
Задание 57
Перенос значения на основе сходства: по форме — слёзы росы, кольца кудрей, глазное яблоко; но цвету — серебряные виски, золотая осень; по назначению — дворник па лобовом стекле автомобиля, крыло самолета; по расположению в пространстве — ножка гриба, голова поезда; по производимому впечатлению — серые будни, чёрная полоса в жизни, белое движение.
Задание 59
Метонимический перенос названий основан на следующих типах смежности: 1) материал — изделие из него, место производства продукции — сама продукция; 2) название помещения — группа людей; 3) название посуды — ее содержимое; 4) название действия — его результат; 5) и 6) имя автора — его произведения; 7) название предмета — его обладатель.
Задание 60
Примеры 1, 2, 3, 4 — метафорический перенос названия; примеры 5, 8, 9, 10 — метонимический перенос названия; примеры 6, 7 — синекдоха.
Задание 62
1. Рука в правительстве — синекдоха общеязыковая. 2. Комната со столом — метонимия общеязыковая. 3. (благи в значении «государства» — синекдоха А. С. Пушкина. А. Как шёлковый — метафора общеязыковая. 5. В стихотворении Ф. Тютчева бодрый серп гулял — метафора, падал колос — синекдоха (единственное число вместо множественного), волос паутины — метафора. 6 и 7. Пушкинские строки, в которых использованы языковые метафоры ветер гуляет, кораблик подгоняет, он бежит, туча идёт. 8. Сыплет черёмуха снегом — мегафора С. Есенина.
Задание 66
1. Двусмысленность возникла из-за употребления многозначного слова замахнуться. 2. Следует заменить многозначное слово добрый. 3. Следует уточнить многозначное слово развитие (шахматный термин: развитие фигур). 4. Двусмысленность возникла из-за употребления многозначного слова оставить. 5. Следует заменить слово прослушал. 6. Вместо многозначного слова голова следует написать телёнок или корова. 7. Многозначное слово перекликаются порождает двусмысленность, слово покойники употреблено неточно (в археологии: останки и предметы захоронения). 8. Многозначное слово письмо вносит неясность, следует уточнить: письмо или письменность. 9. Двузначно слово хромает. 10. Следует заменить многозначное слово рост. 11. Двусмысленность возникла из-за употребления слова теряются. 12. Неудачно использовано многозначное слово вечер.
К параграфу ВСТРЕЧИ СО СЛОВАМИ-ТЁЗКАМИ
Задание 67
1. Воздушный бой, бои (ми. ч.) — бой часов (мн. ч. нет), неполная омонимия. 2. Политический блок — дом из блоков. блоки для строительства, полная омонимия. 3. Губа — губы (тонкие, румяные, пухлые) — Онежская губа (залив в северных морях), полная омонимия. 4. Завозить на склад книги — завозить в грязи одежду, полная омонимия. 5. Ласка матери дороже всего. - Ласка — зверёк-хищник; ловкая, как ласка, полная омонимия. 6. Поливать из лейки цветы. — Лейка — род фотоаппарата, полная омонимия. 7. Лисичка — вкусный гриб. — Хитрый, как лисичка (зверёк), полная омонимия. 8. Тут темно. — Тут — шёлковое дерево, неполная омонимия. 9. Штат сотрудников — штат Калифорния (административная единица), полная омонимия. 10. Язык прикусил — иностранный язык, полная омонимия.
К корневым омонимам относятся 1, 2, 3, 8, 9, 10. Остальные производные.
Задание 69
1. Ста расти и старости — омофоны. 2. Состояние и в состоянии — омоформы (могут совпасть, если существительное состояние употребить в форме предложного падежа ед. ч.). 3. Есть (я ем, ты ешь) и есть в значении «имеется» — совпали в одной форме, значит, омоформы. 4. Посол (огурцов) и посол (в посольстве) — омоформы, при склонении не совпадут. 5. Переносить в значении «выдерживать» и в значении «передвигать» — полные производные омонимы. 6. Трусил и трусил — омографы. 7. Правая (нога) и правая в значении «справедливая» (правое дело) — полные омонимы. 8. Были в значении «невыдуманные истории» и были от глагола быть — омоформы; небыли в значении «фантазии» и сочетание глагола с частицей: не были — омофоны. 9. Гол — краткая форма прилагательного — гол — существительное, омоформы. 10. Муки — муки — омографы.
К параграфу ВИЗИТ К ПАРОНИМАМ
Задание 70
Из паронимов, приведённых в скобках, следовало выбрать такие: 1) предоставить; 2) вошёл: 3) главное; 4) надевается; 5) непригоден; 6) слева; 7) строительство; 8) водяные; 9) закрыл; 10) демонстративно; 11) эффективное; 12) являл.
Задание 71
В следующих примерах смешение паронимов, надо было написать: 1) подстерегает; 2) особого; 3) аппарат; 5) невинный: 6) ни в чём неповинных людей; 7) вдоха; 9) согреет; 10) козьего; 11) павшей: 13) осудила; 14) гордость.
А в этих примерах парономазия, следовало написать: 4) митрополитом; 8) калорийная: 12) контузию.
Задание 72
В следующих примерах источником каламбуров является паронимия: 3) обвенчался — увенчался; 8) представляемый — преставился. В остальных случаях игра слов связана с парономазией: 1) тошно — тоже: 2) собрание — собрание: 4) доброжелательный — доброжевательный; 5) сладки — гладки: 6) дров — даров: 7) молчание — мычание; 9) первопечатник — первоопечатник; 10) тона — стона.
К параграфу ВСТРЕЧА С СИНОНИМАМИ
Задание 74
Слова копь и кобыла не синонимы, так как второе имеет важное смысловое отличие: указывает на самку. языковой системе это слово соотнесено со словом жеребец; иные семантические связи объединяют его с названием детёныша: кобыла — жеребёнок (сравните: овца — ягнёнок и т. п.).
Задание 78
1. Бой — сражение, брань, поединок, дуэль, сеча, баталия. Дубровский употребил самое нейтральное слово — бой, что вполне оправдано в описываемой ситуации. 2. Речь комендантши стилизована, так как в «Капитанской дочке» изображены события, отдалённые во времени от пушкинской эпохи, поэтому в устах жены коменданта оправдано и старинное слово баталья; а слово неприятель звучит не столь угрожающе, как враг (ведь в Белогорской крепости в началене предполагали, чем обернётся для её обитателей Пугачёвский бунт).
Задание 79
Синонимы рать, сеча, брань отличаются от слов бой, сражение стилистической окраской как слова торжественные, риторические; обращение поэта к ним объясняется стремлением придать речи возвышенный оттенок. В отрывках, где употреблены эти синонимы, другие слова относятся к тому же стилистическому слою поэтической лексики, проникнутой высоким пафосом. В третьем примере использованы нейтральные слова сраженье, бой, они соответствуют повествовательному тону всего описания.
Задание 80
1. Удивила, поразила, потрясла. 2. Очень красивый, восхитительный, чарующий. 3. Недобрым, злым, жестоким. 4. Шёл быстро, стремительно, летел стрелой. 5. Она радовалась, ликовала, торжествовала. 6. Плакала, рыдала, обливалась слезами.
Задание 81
1. Не похудел, отощал! 2. Не смеялись, а безудержно хохотали (покатывались от смеха). 3. Подурнела, стала некрасивой. 4. Много работаешь, трудишься день и ночь. 5. Задание сделано хорошо, просто великолепно. 6. Я скоро вернусь, одна нога там, другая — тут (буду здесь в мгновение ока).
Задание 82
1. Сила, мощь (функция усиления). 2. Отчётливей, ясней (функция усиления с оттенком уточнения). 3. Уста, губы (функция сопоставления). 4. От восторга, от восхищенья (функция усиления). 5. Не жил, а существовал (функция противопоставления). 6. Товарищ, друг первой молодости, приятель (функция уточнения). 7. Противное, отталкивающее (функция усиления). 8. Гигантского, необъятного, поражающего (градация). 9. Не глаза, а очи (функция противопоставления). 10. Лицо, лик (функция противопоставления). Контекстуальные синонимы — отцарствуют, отплачут, отгорят — создают градацию.
Задание 83
1. ...Петров работал обувщиком. Синоним трудился неуместен, так как речь идёт о выполнении определённой работы, её оценка отсутствует.
2. В предложениях 2, 3, 4 синонимическая замена не нужна, хотя в последнем возможно и употребление слова трудиться.
3. В предложении 5 глагол трудиться относится к неодушевлённому предмету (скреперы трудятся), что нежелательно, однако такое словоупотребление возможно в речи образной (возникает олицетворение).
Задание 84
1. ...в гражданской одежде. 2. ...испытывают затруднения в работе... 3. ...диктанты чередуются... А. разгневанный (рассвирепевший, разъярённый, озверевший) хан... 5. ...значительное место для рекламы, это мне не нравится. 6. ...увезли их. 7. ...вступают в жизнь, освоив профессии... 8. Из двух синонимов (мучит и тиранит) следует выбрать один, устраняя плеоназм (Кабаниха тиранит). 9. При создании градации каждый следующий синоним должен усиливать значение предыдущего, однако в предложении этого нет, поэтому следует изменить порядок слов: зрелище волнующее, неземное, фантастическое. 10. ...построили новую школу.
К параграфу ЗНАКОМСТВО С АНТОНИМАМИ
Задание 85
Антонимы, характеризующие: 1) качества: грубый — нежный, грубый — вежливый, грубый — ласковый (разные антонимы к многозначному слову грубый); 2) пространственные понятия: высоко — низко, далеко — близко, внутри — снаружи, вдоль — поперёк, везде — нигде; 3) временные понятия: утро — вечер, рано — поздно; А) действия: чистить — пачкать, гордиться — стыдиться, возвышать — унижать; 5) состояния: живой — мёртвый, лёжа — стоя.
Задание 86
1. Мы разбили клумбы и посадили розы. — Я нечаянно разбила чашку. 2. Мы обошли весь микрорайон, пока нашли ваш дом. — Счастье не обошло меня, и мой билетик оказался выигрышным. 3. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли (А. Грибоедов); Трясясь по бездорожью на телеге, мы даже не объезжали лужи.
Задание 87
В двустишии противопоставлены слова: золото — свинец (причём они выступают в переносном значении: «деньги» — «пули, выстрелы»), подлость — мужество.
Эти слова нельзя назвать антонимами, хотя их противопоставление в антитезе вполне оправдано.
Задание 88
1. Антонимы: 1) говорить — молчать, радость — горе; 2) помнят — забыли; 4) мертвы — живые: 7) выход — вход; 8) издали — вблизи; 9) похоронная (свеча) — заздравная; 10) белый — чёрный, взлетел — спустился.
2. Не принадлежат к антонимам противопоставленные в текстах слова: 1) молчать — петь; 2) камни — цветы; 3) любимо — возлюбленно; 4) поминать (устраивать поминки) — забывать; 5) горе — лад, счастье — разлад; 6) колыбель — погост, майский день — февральские метели; 8) прелестны, поэтичны, милы — скучны, неинтересны, меркантильны, пошлы; Чёрная речка (место дуэли Пушкина) — светлая.
Задание 90
1. Антонимы: 1) успел — опоздал; 2) здоровое — гнилое; 3) умный — глупый; 4) поменьше — побольше; 5) наживёшь — выживешь, скоро — нескоро (ослабленная антонимия); 7) горькое — сладкое; 8) сильнее — слабей, меньше — больше, богаче — бедней; 9) зло — добро; 11) свет — тьма.
2. Конверсией: 3) потерять — найти; 4) говорить — услышать; 6) брать — давать; 10) разбрасывать — собирать.
Задание 92
1) лёгкая — тяжёлая (ноша), лёгкое — трудное (задание), лёгкий — сильный (мороз); 2) холодный — горячий (чай), холодный — радушный (приём), холодная — тёплая (встреча); горячий — бесчувственный (человек); 3) высокий — низкий (юноша), высокий — низкий (голос), высокая — низкая (оценка), высокое — низкое (качество), высокий — низкий (уровень), высокие — низкие (цены), высокое — низкое (положение).
Задание 93
Лексические единства с антонимами: ни взад ни вперёд, ни много ни мало, ни дать ни взять (антонимы-конверсивы), и там и тут, и хорошо и плохо.
Задание 94
1. Антонимия отражает противоречивую сущность понятий в следующих примерах: 1, 3, 6 (во второй его части: ...горем оборачивалось многое, то, что сначала радостью казалось).
2. Совмещение противоположностей выражено антонимами в следующих примерах: 2, 6 (встречал беду и радость... смеялся, плакал я...) и в 8.
3. «Всеохватность» отражена в примерах: 2, 5, 7, 9.
4. Последовательность, чередование явлений показано в примерах: 4 и 10.
Задание 95
Сложные антитезы: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Каламбуры в примерах в и 7. Большинство противопоставленных слов — антонимы, к ним не относятся лишь такие (так называемые контекстуальные антонимы): прозаик — поэт; сила подлости и злобы — дух добра; война — любовь; золотой — полушка медная; живой — остолбенелая; учитель — ученик, взрослый — ребёнок.
Задание 96
Антонимы: непростые — простые, неофициальное — официальное, начало — конец, сильный — слабый, далёкий — близкий; слова, которые нельзя отнести к антонимам, так как они принадлежат к разным частям речи: кипучий — лентяй, маловысокохудожественная — проза, взрослое — детство.
В примере 4 противопоставлены слова разгар и застой, они контрастны, но к языковым антонимам их отнести нельзя, назовем их контекстуальными антонимами.
К параграфу СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ
Задание 111
Перевод иностранных слов, данных в эпиграфе: клипмейкер — режиссёр, создающий видеоклипы; промоутер — лицо или организация, профессионально занимающиеся продвижением товаров на рынке услуг, а также популяризацией актёров, певцов; провайдер — поставщик услуг Интернета, подключающий пользователей к сети через свои компьютеры; кастинг — отбор актеров или моделей для участия в чём- либо; киллер — наёмник, совершающий заказное убийство.
Задание 112
Дилер — посредник в торговых сделках, спикер — председатель (в Думе, мэрии); инаугурация — торжественное вступление в должность президента; импичмент — лишение полномочий президента; электорат — избиратели; консенсус — согласие; Интернет — всемирная информационная компьютерная сеть; аудитор — ревизор, проверяющий финансовую деятельность предприятия: бартер — прямой обмен товарами или услугами между предприятиями; бизнесмен — предприниматель; инвестиция — долгосрочное вложение капитала в развитие экономики, строительства и т. д.; конверсия — перевод предприятий оборонной промышленности на производство товаров народного потребления; спонсор — лицо, организация, финансирующие какое-либо мероприятие; бестселлер — книга повышенного спроса; триллер — фильм ужасов (ужастик); хит — наиболее популярная эстрадная песня; шоумен — организатор шоу, ведущий: фейс — лицо, шузы — обувь; баксы — доллары; тин — подросток.
К главе В МИРЕ КРЫЛАТЫХ СЛОВ
Задание 118
1) два сапога пара; 2) отбросить копыта; 3) благим матом; 4) убить бобра: 5) подливать масла в огонь; 6) ни за какие деньги (коврижки); 7) откуда ни возьмись; 8) в самом соку; 9) сумасшедший дом; 10); связывать по рукам и ногам.
К главе ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ
Задание 134
Среди всех эпитетов эпитеты постоянные отмечены звёздочкой: красное*, синие, златой*, грозный*, сладкое*, заморское*, золочёный, удалой, буйный, золотой, тёмные, широка*, крепкая*, чёрные*, зоркие*, младой, сизокрылый*, молодой, дубовый, железным, грозное, добрый*.
Задание 135
При авторедактировании поэты отдали предпочтение изобразительным эпитетам в следующих примерах: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11. 12, 13, 14. В остальных случаях использованы эмоциональные эпитеты.
Задание 138
Метафоры: 1. Горит (сходство в цвете). 2. Нижет (сходство в характере действия). 3. Металась, распахивалась, сжималась (сходство в характере действия). 4. Седые ресницы сосулек, слёзы из глаз, из опущенных глаз водосточных труб (сходство в форме и цвете). 5. Роняет (сходство в характере действия), багряный убор (сходство в расположении предметов в пространстве), 6. День гаснул, луна играла радужным огнём, превозмочь дремоты (сходство в характере действия). 7. Нагулялося (сходство во временной последовательности явлений), кудрявый лес (сходство в форме предметов), лес под шапкой тёмною, в золотом огне (сходство в расположении и цвете), купается (сходство в характере действия). Трава спит (сходство в характере действия), обрызгана искрами (сходство в характере действия, в цвете, форме), пылью розовой осыпана, каменьями унизана (то же). 8. Бегут, будят (сходство в характере действия), блещут (сходство в цвете), гласят (сходство в характере действия).
Задание 140
Метонимия: 1. Пробуждён барабаном (ассоциация: предмет и производимое им действие). 2. Любила Ричардсона (имя автора — его сочинения). 3. Б Наполеоны — аптономасия. 4. Читал Апулея, Цицерона не читал — аптономасия. 5. Селы обрёк мечам и пожарам (название предмета — мечи — ассоциируется с производимым им действием). 6. Склонил колени (глагол рисует состояние человека через внешнее его проявление) пред музами, Феб (бог покровитель искусств; он же Аполлон в греческой мифологии) — аптономасия. 7. Бичи, железы (предметы ассоциируются с их действием). 8. Не пошла Москва (название места в значении жителей города). 9. Перо любовью дышит, (орудие труда — перо — в значении процесса, поэтического творчества). 10. Все возрасты — «люди любого возраста» (отвлечённое заменяет конкретное).
Задание 145
1. Метафора пролетели в контексте утрачивает образное значение (реализация метафоры). 2. Синекдоха всеобщая солдатская шинель неудачна (затемняет смысл), метафора вселился танкист абсурдна, эпитет рассвет чересчур росист неуместен. 3.1 ley дачное сравнение как памятник. 4. Метафоры испепелил, застыл не сочетаются (нарушение образного единства). 5. Неоправданное использование перифразы. 6. Невольное олицетворение: овцы сняли... 7. Нарушение образного единства — самолёт перенёс на спине... 8 и 9. Неудачная метафоризация. 10. 11еудачное сравнение (вошёл вихрем). 11. Синекдоха не оправдана (лук получал распространение, рос...). 12 и 13. Неоправданное использование перифразы. 14. Синекдоха крепкие руки в контексте порождает двусмысленность (шагать по этому пути на руках?). Здесь сочетание тропов создает невольный каламбур.