Книга о хорошей речи - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1997

Правильность речи
Зачем нужны обособленные обороты

Сопоставляя сочетания книга, которая лежит на столе и книга, лежащая на столе, мы отмечаем нейтральный характер конструкции с придаточным предложением (употребляется в разных речевых стилях) и книжный характер конструкции с причастным оборотом. Точно такое же различие находим между сочетаниями когда читаю книгу, делаю выписки и читая книгу, делаю выписки.

При пользовании причастными оборотами следует учитывать присущие им грамматические особенности, чтобы предупредить возможные нарушения литературной нормы. Часто встречаются следующие ошибки:

1) причастие неправильно согласуется в падеже с определяемым существительным, например: Базарову и вообще людям этого типа, прошедшего тяжелую школу жизни, присущи указанные выше черты (вместо: прошедшим),

2) смешивается временное значение причастий, например: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы (вместо: выступивший),

3) неудачно используются возвратные формы (на — ся), которые могут иметь различные значения (страдательное, возвратное и др.), например: коровы, отправляющиеся на убой (вместо: отправляемые);

4) ошибочны формы причастий на — щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: Люди, попытающиеся это сделать (вместо:… которые попытаются это сделать);

5) неправильны причастные формы от глаголов в сослагательном наклонении (с частицей бы), например:

Слово получит каждый, пожелавший бы выступить (вместо:… кто пожелает выступить);

6) нарушается порядок слов в предложении с причастным оборотом: весь оборот должен стоять или после определяемого слова (лекция, прочитанная для студентов), или перед ним (прочитанная для студентов лекция), но не должен включать в себя определяемое существительное (прочитанная лекция для студентов),

7) употребляется причастие без зависимых от него слов, нужных для полноты высказывания, например: Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются с обстановкой на местах (направляемые кем? направляемые куда? направляемые зачем?), в этих случаях следует добавлять зависимые от причастия слова; направляемые министерством… направляемые для работы на периферию… направляемые в распоряжение… и т. д.

Деепричастие, как правило, указывает на действие подлежащего, поэтому не должно употребляться в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам, например: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (вместо: Когда я возвращался домой…),

2) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), например: Подходя к лесу, мне стало холодно (вместо: Когда я подходил к лесу…);

3) если предложение выражено страдательной конструкцией, например: Получив тяжелую контузию, летчик был спасен партизанами (разные субъекты двух действий: действия, выраженного сказуемым, — партизаны, и действия, выраженного деепричастием, — летчик).