Функциональная стилистика - А. А. Евтюгина 2018


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональная стилистика является одним из аспектов преподавания языка в курсе «Русский язык и культура речи».

Изучение русского языка студентами-нефилологами предполагает максимальное приближение изучаемого на занятиях материала к интересам студентов, оптимизацию учебного процесса в целом и связанную с этим разработку активных методов и приемов обучения. Необходимо научить студентов соотносить свои высказывания с речевой ситуацией, помочь им овладеть языком как средством общения. В данном пособии предлагается работа в разных направлениях: знакомство с признаками научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей языка, формирование представлений о стилистической дифференциации собственной речи, коммуникативной целесообразности речи, выразительных средствах языка и речи, изучение стилистики художественной речи. Преподаватель русского языка должен научить студентов видеть специфику каждого стиля, их существенные приметы, типические черты в области лексики и грамматики, т. е. сформировать у них лингвистическую грамотность к восприятию любой информации, навыки адекватного изложения сведений в разных стилях.

Каждый функциональный стиль речи как объект изучения обладает яркими лингвистическими характеристиками, затрагивающими уровни лексики, морфологии и синтаксиса, поэтому обучение необходимо осуществлять на основе норм и правил общелитературного языка, его подвидов и функционально-стилевых разновидностей, включая особенности как письменной, так и устной речи. Это дает возможность формирования у студентов представлений о коммуникативной целесообразности речи и стилистических средствах языка. Стилистически адекватная речь студента становится содержанием учебного процесса и конечной целью образования педагога любой квалификации.

Педагогическая задача заключается в том, чтобы представить функциональные стили так, как они функционируют в реальной действительности, и в то же время упростить, методически организовать языковые единицы таким образом, чтобы их можно было использовать с целью коммуникации.

В учебном пособии мы рассматриваем следующие вопросы: общие сведения о функциональной стилистике языка и речи; лексико-грамматический и морфолого-синтаксический состав текстов разных стилей; употребительность языковых единиц в речи; структура научного, официально-делового и публицистического текстов, их типология и стилистический анализ.

В профессионально-педагогическом вузе курс «Русский язык и культура речи» является для педагога обязательной, но не ведущей дисциплиной. Задача преподавателя - подготовить квалифицированного педагога, обладающего высокой коммуникативной компетенцией в профессионально значимых ситуациях.