Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018
Введение
Текст издавна был объектом стилистики, поскольку стиль - свойство текста.
М. Н. Кожина
Стилистика языка в основном базируется на изучении связного текста.
И. Р. Гальперин
Присутствие дисциплины «Стилистика» и других дисциплин, содержащих в названиях это слово («Стилистика современного русского литературного языка», «Стилистика русского языка и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование» и т. п.), в различных курсах профессионального образования гуманитарного направления не может не радовать. Для этого можно обозначить несколько причин.
В контексте современного существования среднестатистического образованного человека это, пожалуй, единственная дисциплина, которая, с одной стороны, полностью основывается на знаниях, полученных студентами последовательно в течение всего предшествовавшего обучения, и, с другой стороны, предоставляет многообразные варианты дальнейшего профессионального применения полученных знаний и открывает бесконечную перспективу личностного самосовершенствования.
«Стилистика» даёт возможность преподавателю развернуть внимание студентов в сторону текстового восприятия информации в окружающем мире и позволяет погрузить сознание учащихся в безграничный текстовый континуум, помогая формировать у них научную картину мира. Такое понимание места учебной дисциплины в образовательном процессе только на первый взгляд может показаться идеалистичным.
Изучение «Стилистики» имеет вполне практические результаты, которые проявляются не только в сиюминутных учебных и профессиональных задачах, связанных с языком. Есть и такие результаты, которые отложены во времени, очевидны не сразу и дают о себе знать, вызревая постепенно. Сформированные «Стилистикой» представления о языковых резервах и текстовых аспектах отражаются в перспективе профессиональной деятельности и влияют на восприятие речевого и текстового потока, словно дирижёр на музыкантов оркестра.
«Стилистика» - это ещё и такая дисциплина, которая обращает внимание на преемственность в осмыслении языковых явлений разными поколениями филологов (при всех их различиях). Это демонстрирует всем нам связь времён, в прямом смысле слова, которая скрепляется развитием языка человеческого общения во всех его формах. Возможность проследить это развитие и эту преемственность обеспечивается прежде всего огромным количеством текстов, благодаря которым фиксируются знания человечества. Всё, что придумано и достигнуто людьми, записано текстами. Всё, что нам известно об этом, отражено в других текстах. Всё, что мы можем узнать о чём бы то ни было, мы можем прочитать в текстах. Вся наша жизнь окружена текстовым космосом. Всё, что мы потребляем в виде текстов, в том числе и научных, не может пройти бесследно для нашего сознания, а значит и всей нашей жизни. «Стилистика», как и другие науки, влияет не только на тех, кто ею специально занимается, но и на всех, кто хотя бы прикасается к ней как к учебной дисциплине.
В предлагаемом пособии не ставится задача осветить все разделы «Стилистики» и все нюансы литературного редактирования: это просто невозможно было бы сделать, для этого уже существует целый конгломерат достойных научных работ и учебников. С целью привлечь внимание студентов к фундаментальным исследованиям отечественных филологов основные теоретические понятия освещаются пунктирно.
Здесь устанавливается точка зрения на «Стилистику» как на дисциплину, ориентированную прежде всего на тексты, то есть на зафиксированные и соответствующим образом оформленные результаты речевой деятельности человека: «человека пишущего» и «человека читающего» - производных от «человека мыслящего». Однако даже в связи с таким избирательным обращением к «Стилистике», в основном к её текстовой составляющей, здесь будут представлены только некоторые её текстовые аспекты.