Стилистика русского языка - Голуб И. Б. 1990
Синтаксическая стилистика
Синтаксические средства экспрессивной речи
Синтаксические средства создания экспрессии разнообразны. К ним относятся уже рассмотренные нами - обращения, вводные и вставные конструкции, прямая, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполные предложения, инверсия как стилистический прием и другие. Следует охарактеризовать и стилистические фигуры, представляющие собой сильное средство эмфатической интонации.
Эмфаза (от греч. эмфазис - указание, выразительность) - это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи. Различные приёмы, создающие эмфатическую интонацию, свойственны преимущественно поэзии и редко встречаются в прозе, причем рассчитаны не на зрительное, а на слуховое восприятие текста, позволяющее оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, то есть все оттенки звучащей фразы. Знаки препинания способны лишь условно передать эти особенности экспрессивного синтаксиса.
Поэтический синтаксис отличают риторические восклицания, которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи. Например, у Н.В. Гоголя: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре). Таким восклицаниям часто сопутствует гиперболизация, как и в приведенном примере. Нередко они сочетаются с риторическими вопросами: Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?.. Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..
Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств; не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака - вопросительный и восклицательный: Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они?! (Бел.); И как же это вы до сих пор еще не понимаете и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как все на свете, должна быть заслуживаема и поддерживаема?! (Добр.)
Риторический вопрос, в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе.
Более строгая, книжная окраска характеризует параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А.С. Пушкин)
Синтаксический параллелизм нередко усиливает риторические вопросы и восклицания, например:
Бедная критика! Она любезности училась в девичьих, а хорошего тона набиралась в прихожих, удивительно ли, что «Граф Нулин» так жестоко оскорбил ее тонкое чувство приличия? (Бел.); Базарову все эти тонкости непонятны. Как это, думает он, подготовлять и настраивать себя к любви? Когда человек действительно любит, разве он может грациозничать и думать о мелочах внешнего изящества? Разве настоящая любовь колеблется? Разве она нуждается в каких-нибудь внешних пособиях места, времени и минутного расположения, вызванного разговором? (Пис.)
Параллельные синтаксические конструкции нередко строятся по принципу анафоры (единоначатия). Так, в последнем из примеров видим анафорическое повторение слова разве, в стихотворном пушкинском тексте единоначатия - в синем небе... в синем море. Классический пример анафоры являют лермонтовские строки: Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы...
Эпифора (концовка) - повторение последних слов предложения - также усиливает эмфатическую интонацию: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу ? (Добр.)
Эпифора придает лиризм тургеневскому стихотворению в прозе «Как хороши, как свежи были розы...»; этот стилистический прием любил С. Есенин, вспомним его эпифоры!
- Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет... Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!; Глупое сердце, не бейся; Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?... Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом . Как видно из последнего примера, автор может отчасти обновлять лексику эпифоры, варьировать ее содержание, сохраняя при этом внешнее подобие высказывания.
В числе ярких примеров экспрессивного синтаксиса следует назвать различные способы нарушения замкнутости предложения. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них ? (П.) Возможна также незавершенность фразы, на что указывает авторская пунктуация: как правило, это многоточие - Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал (П.).
Пунктуация позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего. Вспомним слова Анны Снегиной в поэме С.Есенина!
- Смотрите... Уже светает. Заря как пожар на снегу... Мне что-то напоминает... Но что?.. Я понять не могу... Ах!... Да... Это было в детстве... Другой... Не осенний рассвет... Мы с вами сидели вместе... Нам по шестнадцать лет...
Эмоциональную напряженность речи передают и присоединительные конструкции, есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения. Разнообразные приемы присоединения предоставляет современная поэзия, публицистика, художественная проза: Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р.); Цитата на 1-ю полосу. О личном.
- Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более президент России (высказывание В. Черномырдина // Известия.
- 1997.
- 29 янв.); Вот я и в Быковке. Один. На дворе осень. Поздняя (Аст.). О таких присоединительных конструкциях профессор Н.С. Валгина замечает: «Синтаксически несамостоятельные отрезки текста, но предельно самостоятельные интонационно, оторванные от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими».
В отличие от присоединительных конструкций, которые всегда постпозитивны, именительный представления (изолированный номинатив), называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание, как правило, стоит на первом месте: Мой мельник... Ох, этот мельник! С ума меня сводит он. Устроил волынку, бездельник, И бегает, как почтальон (Ес.). Еще пример: Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! (П.) При столь своеобразной эмоциональной подаче мысли она разделяется эмфатической паузой; как заметил А.М. Пешковский, «...сперва выставляется напоказ изолированный предмет, и слушателям известно только, что про этот предмет сейчас будет что-то сказано и что пока этот предмет надо наблюдать; в следующий момент высказывается сама мысль».
Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Жук.). Пропуск сказуемого придает речи особый динамизм и экспрессию. От этого синтаксического приема следует отличать умолчание - оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.). За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая волнение говорящего. Как стилистический прием умолчание часто встречается в разговорной речи: - Ты не представляешь, это такое известие!.. Как мне теперь?.. Я не могу успокоиться.
Для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура - многосоюзие (полисиндетон). Повторяются обычно сочинительные, соединительные союзы и, ни - Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность... (Корол.); Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов (П.). Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием- бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. Все кончилось: патроны, уголь, хлеб. Безумный город превратился в склеп, Где гулко отдавалась канонада (Шенг.). Как заметил Д.Э. Розенталь, «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями». Вспомним пушкинские строки: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах (П.). Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя: Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон (П.).
Нанизывание однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, придаточных предложений) часто создает градацию - то есть такое расположение слов, (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи. Это можно иллюстрировать процитированным выше отрывком из «Евгения Онегина» (Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта...) и множеством других примеров, в том числе и прозаических: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.).
Стилистические фигуры нередко соединяются, дополняют, усиливают одна Другую, сообщая речи волнующие интонации. Вспомним объяснение Онегина с Татьяной!
-
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Анафора и градация соединились в этом высказывании, представляющем собой блестящий пример особого типа сложного предложения - периода.
Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. А.П. Квятковский, называя в качестве примеров периода классические произведения - «Когда порой воспоминанье» Пушкина (в 26 строк), «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи тайной» А. Фета (12 строк) и его же «Когда мечтательно я предан тишине» (20 строк),-утверждает: «Стихотворение, написанное в форме периода, свидетельствует о широте поэтического дыхания автора и о большом зрелом мастерстве», позволяющем «совладать со сложной аппаратурой стиха, включающей в себя несколько строф».
Учение о периоде как о средстве эмфатической интонации разрабатывалось еще в античной риторике. Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию (период - от греч. периодос, букв. обход). Композиционно период распадается на две взаимно уравновешенные части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершенность периода. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая ее с известной полнотой и разносторонностью. Основное положение в периоде передается расчлененно, что позволяет осмыслить его разные стороны, оттенки (вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Это период.). Музыкальность и ритмичность периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создает ритмический рисунок речи.
Чаще всего период строится как сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале. Например:
Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни
(Л.Н. Толстой. Война и мир)
В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа действия, сравнительные и др. Приведем пример периода с уступительными придаточными: Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им (Л. Т.). Реже в композицию периода вовлекаются те или иные распространенные члены предложения, например деепричастные обороты, выполняющие функцию обстоятельств времени: Явившись к полковому командиру; получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствован себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом (Л. Т.). Периодическая речь Л.Н Толстого неизменно привлекает исследователей, потому что изучение ее дает ключ к пониманию особенностей стиля великого писателя. А.П. Чехов восхищался «силой периодов» Льва Толстого.
Стиль каждого писателя сказывается в своеобразии его периодов. Нельзя спутать эти синтаксические построения у Толстого и Пушкина, даже если Пушкин обращался к периоду в прозе:
Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частью устремились на блестящие безделки; когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности; когда поэзия не есть благоговейное служение, но токмо легкомысленое занятие; с чувством глубокого уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига (о переводе «Илиады» Гомера).
Возможность использовать в периоде разнообразные стилистические фигуры всегда привлекала и будет привлекать художников слова.
Использование стилистических фигур, разнообразных синтаксических средств создания эмфатической интонации у больших поэтов обычно сочетается с употреблением тропов, оценочной лексики, ярких приёмов усиления эмоциональности, образности речи. Завершим наши наблюдения классическим пушкинским примером, напомним лишь начало и конец стихотворения:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды-
И чей-нибудь уж близок час.
..................................................
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Список условных сокращений
А. Б.
- А. Белый
Абр.
- Ф.А. Абрамов
«АиФ» - «Аргументы и факты»
Айт.
- Ч. Айтматов
Акс.
- С.Т. Аксаков
А. К.
- А.Ю. Кривицкий
А. К. Т.
- А.К. Толстой
Ал.
- М.Н. Алексеев
Ан.
- А.А. Ананьев
Андр.
- Л.Н. Андреев
Ант.
- П.Г. Антокольский
А. Пол.
- А.И. Полежаев
Арс.
- В.К. Арсеньев
Аст.
- В.П. Астафьев
А. Т.
- А.Н. Толстой
Ахм.
- А.А. Ахматова
Баб.
- И.А. Бабель
Багр.
- Э.Г. Багрицкий
Баж.
- П.П. Бажов
Бальм.
- К.Д. Бальмонт
Бар.
- Е.А. Баратынский
Барто - А.Л. Барто
Бат.
- К.Н. Батюшков
Бел.
- В.Г. Белинский
Белк.
- М. Белкина
Бер.
- Г.С. Березко
Берг.
- О.Ф. Берггольц
Бл.
- А.А. Блок
Богом.
- В. Богомолов
Бонд.
- Ю.В. Бондарев
Брод.
- И. Бродский
Брюс.
- В.Я. Брюсов
Буб.
- М.С. Бубеннов
Булг.
- М.А. Булгаков
Бун.
- И.А. Бунин
Вас.
- Б.Л. Васильев
В. Б.
- В.В. Быков
В. Бел.
- В.И. Белов
Вер.
- В.В. Вересаев
Вик.
- С.В. Викулов
Вишн.
- Вс.В. Вишневский
В. К.
- В. Козько
Возн.
- А.А. Вознесенский
Вс. Ив.
- Вс. Иванов
Выс.
- В.С. Высоцкий
Вяз.
- П.А. Вяземский
Г.
- Н.В. Гоголь
Гайд.
- А.П. Гайдар
Галл.
- М.Л. Галлай
Гарш.
- В.М. Гаршин
Герм.
- Ю.П. Герман
Герц.
- А.И. Герцен
Г. Ник.
- Г.Е. Николаева
Гонч.
- А.И. Гончаров
Гр.
- А.С. Грибоедов
Гран.
- Д.А. Гранин
Грин.
- А.С. Грин
Гум.
- Н.С. Гумилев
Дв.
- И. Дворецкий
Держ.
- Г.Р. Державин
Добр.
- Н.А. Добролюбов
Дост.
- Ф.М. Достоевский
Е. В.
- Е. Винокур
Евт.
- Е.А. Евтушенко
Е. Н.
- Е. Носов
Ес.
- С.А. Есенин
Жук.
- В.А. Жуковский
З.
- Н.А. Заболоцкий
Зал.
- С.П. Залыгин
из газ.
- из газет
из журн.
- из журналов
И. и П.
- И.А. Ильф и Е.П. Петров
Инб.
- В.М. Инбер
Кав.
- В.А. Каверин
Каз.
- Э.Г. Казакевич
Кар.
- А.А. Караваева
Карамз.
- Н.М. Карамзин
Кат.
- В.П. Катаев
Кетл.
- В.К. Кетлинская
Кож.
- А.Б. Кожевников
Кольц.
- А.В. Кольцов
Комр.
- Г. Комраков
Корол.
- В.Г. Короленко
К. П.
- Козьма Прутков
Кр.
- А.И. Крылов
«Кр.» - «Крокодил»
Крив.
- Ф.Д. Кривин
Купр.
- А.И. Куприн
Л.
- М.Ю. Лермонтов
Лавр.
- Б.А. Лавренев
Лап.
- М.А. Лаптев
«ЛГ» - «Литературная газета»
Леон.
- Л.М. Леонов
Леск.
- Н.С. Лесков
Лид.
- В. Лидин
Лип.
- В.В. Липатов
Лихон.
- В.И. Лихоносов
Л.
- К.
- В. Лебедев - Кумач
Лом.
- М.В. Ломоносов
Лонд.
- Л. Лондон
Л. Т.
- Л.Н. Толстой
Луг.
- В.А. Луговской
Ляш.
- Н.Н. Ляшко
Майк.
- А.Н. Майков
Мак.
- А.С. Макаренко
Марк.
- А.Я. Марков
Март.
- Л.Н. Мартынов
Марш.
- С.Я. Маршак
Матв.
- Н.Н. Матвеева
Маяк.
- В.В. Маяковский
М. Г.
- А.М. Горький
Мих.
- С.В. Михалков
«МК» - «Московский комсомолец»
М. Мар.
- Мария Марич
М.
- П.
- П.И. Мельников - Печорский
М.
- С.
- Д.Н. Мамин - Сибиряк
Мст.
- С. Мстиславский
М. Шаг.
- М. Шагинян
Н.
- Н.А. Некрасов
Наг.
- Ю.М. Нагибин
Н.Г.
- Н.М. Грибачев
Н. Д.
- Н. Дубов
Н. О.
- Н.А. Островский
Н. Ч.
- Н.К. Черкасов
Ог.
- Н.П. Огарев
Ок.
- Б.Ш. Окуджава
Остр.
- А.Н. Островский
П.
- А.С. Пушкин
Пан.
- П.Ф. Панова
Паст.
- Б.Л. Пастернак
Пауст.
- К.Г. Паустовский
Песк.
- В.М. Песков
Пис.
- А.Ф. Писемский
погов.
- поговорка
Пол.
- Я.П. Полонский
посл.
- пословица
Пришв.
- М.М. Пришвин
Р.
- Р.И. Рождественский
Расп.
- В.Г. Распутин
Рек.
- А.Е. Рекемчук
Роз.
- В. Розов
Рыл.
- Н. Рыленков
Св.
- М.А. Светлов
Сев.
- И. Северянин
Сейф.
- Л.Н. Сейфуллина
Сем.
- В. Семин
Сераф.
- А.С. Серафимович
Сим.
- К.М. Симонов
С.
- К.
- Н.И. Сухово - Кобылин
Сл.
- Б.А. Слуцкий
Снег - С. Снегов
Сол.
- В.А. Солоухин
Стан.
- К.С. Станиславский
Сур.
- И.З. Суриков
Сурк.
- А.Н. Сурков
С.
- Ц.
- С.Н. Сергеев - Ценский
С.
- Щ.
- М.Е. Салтыков - Щедрин
Т.
- И.С. Тургенев
Твард.
- А.Т. Твардовский
Тендер.
- В.Ф. Тендряков
Тим.
- К.А. Тимирязев
Тих.
- Н.С. Тихонов
Тр.
- В.К. Тредиаковский
Триф.
- Ю. Трифонов
Троеп.
- Г.Н. Троепольский
Тютч.
- Ф.И. Тютчев
Усп.
- Г.И. Успенский
Фад.
- А.А. Фадеев
Фед.
- К.А Федин
Ферсм.
- А.Е. Ферсман
Фет - А.А. Фет
Ф. К.
- Ф. Кнорре
Фом.
- В. Фоменко
Фонв.
- Д.И. Фонвизин
Фурм.
- Д.А. Фурманов
Хл.
- В. Хлебников
Цв.
- М.И. Цветаева
Ч.
- А.П. Чехов
Чак.
- А. Чаковский
Черн.
- Н.Г. Чернышевский
Чук.
- К.И. Чуковский
Шат.
- И.М. Шатуновский
Шенг.
- Г. Шенгели
Шефн.
- В.С. Шефнер
Шол.
- М.А. Шолохов
Э. Кр.
- Эмиль Кроткий
Эрен.
- И.Г. Эренбург
Эрт.
- А. Эртель
Я. Остр.
- Я. Островский