Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988


Вот пёс без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу (Сложноподчиненное предложение)

Вы, вероятно, помните, эти шутливые стихи С.Я. Маршака (перевод с английского), которые с умыслом построены в нарушение правила: при последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же союзные слова. Этим недостатком страдают, например, предложения из ученических работ: «Манилов попросил,чтобыЧичиков приехал еще раз,чтобынасладиться его обществом»; «Я вернул книгу,которуювзял в районной библиотеке,котораянаходится недалеко от моего дома».

Вспомним попытки Обломова написать письмо управляющему домом: «Квартира, которую я занимаю во втором этаже, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известись через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…» Автор письма сам признал его «нескладным», так как «тут два раза срядучто, а там два разакоторый», но переделывать его не стал из-за лености мысли. Получился небольшой, но убедительный штришок к портрету героя романа И.А. Гончарова.

Подобным приемом речевой характеристики персонажей своих произведений пользовались и другие писатели; например:Собакевич так сказал утвердительно,чтоу него[Чичикова]есть деньги,чтоон вынул еще бумажку…(Н.В. Гоголь).

Л.Н. Толстой вводил такие конструкции в авторскую речь, чтобы придать повествованию разговорный характер:Все в батарее считали его капиталистом, потому что он имел рублей двадцать пять,которымиохотно ссужал солдата,которыйдействительно нуждался;Он не знал,чтоЛевин чувствовал,чтоу него выросли крылья.

Однако такие построения ошибочны, если они не связаны со специальным стилистическим замыслом. Приведем пример из ученического сочинения: «Добролюбов говорил,чтомногие молодые люди, вступающие в жизнь, задают себе эти вопросы,чтото,чтоты сейчас делаешь, это не то,чтоестьчто-толучшее,что-тонеобыкновенное, то, к чему ты должен стремиться».

Сложноподчиненные предложения, а также предложения с разными типами связи, с их богатыми возможностями развернутого изложения мыслей, используются во многих стилях — художественном, научном, публицистическом. Приведем пример из знаменитого «Письма к Гоголю» В.Г. Белинского: «Конечно, в вашей книге более ума и таланта (хотя того и другого не очень богато в ней), чем в их сочинениях, но зато они развили общее им с вами учение с большею энергиею и большею последовательностью, смело дошли до его результатов, все отдали своему византийскому богу, ничего не оставили сатане, тогда как вы, желая поставить по свечке тому и другому, впали в противоречие, отстаивали, например, Пушкина, литературу и театры, которые, с вашей точки зрения, если бы вы только имели добросовестность быть последовательным, нисколько не могут служить ко спасению души, но много могут служить к ее погибели…»

Придаточное предложение определительное и причастный оборот во многих случаях заменяют друг друга (см. главу о причастных оборотах), но они не могут выступать в качестве однородных членов. Так, не отвечает литературной норме предложение, встретившееся в ученической работе: «Персонажи пьесы Горького «На дне« — это люди,опустившиесяна дно социальной жизни икоторыепотеряли всякую надежду выбраться оттуда». Можно было использовать или два причастных оборота (опустившиеся… и потерявшие…), или два придаточных предложения (которые опустились… и потеряли…).

«Городничий сказал собравшимся у него чиновникам, что я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие». Недостаток этого предложения, взятого из ученического сочинения, заключается в смешении прямой и косвенной речи: придаточное предложение, выражающее косвенную речь, сохранило глагольные формы и личные местоимения, присущие прямой речи. Такие конструкции встречаются в повседневной бытовой речи, например: «Сережа сказал, что я приду к вам вечером» (придет не третье лицо, то есть я, а сам Сережа).

Нередки и другие ошибки в письменной и устной речи учащихся, связанные с построением сложноподчиненных предложений. Так, в сочинении читаем: «Образ Печоринанастолькоотличается от образа Онегина,каквообще различаются условия и обстоятельства жизни обоих героев» (нет сопоставительного союза «настолько — как», известен только союзнастолько — насколько).

Другой пример: «Последнее,на чемследует остановиться, —это накомпозиции романа «Герой нашего времени«» (вместо:Последнее… — это композиция, т. е. именное сказуемое главного предложения должно стоять в форме именительного падежа).

Неправильно мы строим сложноподчиненные предложения и в устной речи. Например, в ответах учеников иногда приходится слышать такие определения: «Имя существительное —это когдауказываются названия предметов» (вместо:Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет).

Нарушена норма и в предложениях типа: «Я просил товарища,чтобыон пришелбы» (частицубыв придаточных предложениях, которые начинаются союзамичтобы, если бы, повторять не следует).

Используя сложноподчиненные предложения, не забывайте, что «многоярусные» конструкции с большим количеством придаточных частей (в особенности, если они связаны по способу последовательного подчинения) не украшают стиль! Чем больше придаточных частей вы нанижете, усложняя синтаксическую конструкцию, тем труднее будет слушать (или читать) ваше высказывание.