Стилистика деловой речи - Л.А. Пекарская 2005

Краткий терминологический словарь

Адресант - отправитель речи, говорящий.

• Адресат - получатель, воспринимающий речь.

Аккредитив - документ, содержащий распоряжение одного кредитного учреждения другому о выплате держателю указанной в нем суммы.

• Акт - документ, составленный комиссией из нескольких лиц и подтверждающий установленные факты или события (прилагается к письму-претензии или к рекламации).

Акцепт - согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложении.

Акцептант - лицо, принявшее на себя обязательство уплатить по представленному счету, векселю.

Анкета - документ, представляющий собой трафаретный текст с пропущенными строками для заполнения (прилагается к письму-заявке, письму-предложению).

• Архивная выписка - справка об имеющихся в документальных материалах архива сведениях, заверенная в установленном порядке.

Бланк - чистый лист с частично напечатанным текстом (реквизитами адресанта), логотипом и пробелами для текста, предназначенный для составления документа.

• Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности и т.д.

Ведомость - перечень каких-либо данных (сведений), расположенных в определенном порядке (платежная, оборотная и т.д.).

Виза - подпись руководителя, должностного лица, означающая согласие с содержанием документ.

Входящий документ - документ, поступивший в учреждение.

Выписка - копия части текстового документа.

Гарантийное письмо - письмо, представляющее собой гарантийное обязательство.

• Гриф - пометка, указывающая на особый характер или особый способ пользования документом ("секретно", "срочно", "не подлежит оглашению", "лично").

Дата - важнейший реквизит письма. Датой письма является дата его подписания. Датой факсового или электронного отправления является дата его пересылки. Само наличие этого реквизита указывает на официальный статус документа. Даты поступления и отправления письма фиксируются в регистрационных журналах. Дата приводится при ссылках на документ.

Дебет - левая сторона счета в бухгалтерской книге, куда вносятся все наличные поступления по данному счету, а также все имеющиеся по этому счету долги и расходы.

Дежурный лист - талон для регистрации деловой корреспонденции.

Дело - единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку.

Деловое письмо - вид корреспонденции, направляемой от имени одной организации, учреждения и т. д. другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному лицу и подписана одним лицом (такое лицо выступает в этом случае как юридическое, а не частное). Такова дипломатическая, служебная и коммерческая корреспонденция.

Делопроизводство - ведение канцелярских дел, совокупность работ но документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.

Депонирование документов - установленный порядок их хранения в справочно-информационном фонде.

Дилер - лицо (фирма), осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Обладает местом на бирже, производит котировку любых бумаг.

Директ мейл - адресная рассылка рекламных материалов потенциальным покупателям, клиентам, заказчикам по почте.

Директивный документ - документ, содержащий обязательные к исполнению указания вышестоящих органов. В деловой речи представлен жанрами приказов, инструкций, распоряжений, постановлений.

Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм - производителей готовой продукции.

Доверенность - документ, дающий его предъявителю полномочия на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.

• Договор - документ, закрепляющий соглашение двух или нескольких сторон.

• Договорное письмо - один из видов сопроводительного письма, указывающего на факт отправки договора.

• Докладная записка - документ, адресованный руководству организации, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.

Документ - информация на материальном носителе, бумага, имеющая юридическую силу.

Документальная (документная) лингвистика - отрасль прикладной лингвистики, изучающая язык и стиль документов.

Документооборот - 1) движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки; 2) количество входящих, внутренних и исходящих документов учреждения за определенный период времени.

Досье - подборка документов, относящихся к какому-либо одному делу.

Дубликат - экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу.

Дубликатный документ - один из экземпляров размноженного документа.

Жаргонные эквиваленты терминов - жаргонизмы, обозначающие экономические понятия и реалии экономических отношений: челнок - физическое лицо - импортер, накрутка - торговая наценка, черный нал - денежная масса, не контролируемая государством.

Заголовок письма - реквизит документа, указывающий на содержание письма, выражается сочетанием в предложном падеже с предлогом "о".

Записка - краткое изложение какого-либо вопроса или пояснение содержания какого-либо документа, факта, события (например, служебная записка, памятная записка, докладная записка, объяснительная записка).

Запрос - коммерческий документ, представляющий собой обращение импортера к экспортеру с просьбой дать подробную информацию о товаре (услугах) или направить предложение на поставку товара.

Заявка на участие в каком-либо мероприятии, на приобретение каких-либо товаров - разновидность запроса, коммерческий документ.

Извещение - документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании, конференции) и предлагающий принять в нем участие.

• Инвентаризационная опись (ведомость) - перечень имущества учреждения, предприятия, организации или лица с указанием выявленного количества, состояния предметов, их стоимости

Индексация - присвоение индекса документам.

Индексы - условные обозначения, присваиваемые документам в процессе учета (регистрации) и исполнения.

Инициативные письма - деловые письма, требующие ответа.

Инициативный документ - документ, послуживший началом рассмотрения определенного вопроса.

Исходящий документ - документ, отправленный из учреждения.

Классификационный индекс - условное обозначение (цифровое, буквенное, смешанное), присваиваемое классификационным делениям схемы классификации документов и проставляемое на карточках систематического и других каталогов. Он может проставляться и на документах, и на делах.

• Клишированные выражения - стандартные, часто воспроизводимые в текстах деловых писем фразы и выражения, закрепленные за определенным жанром и композиционным фрагментом текста и являющиеся знаком стандартной ситуации.

Ключевая фраза - стандартное выражение, включающее речевое действие и представляющее собой важнейший информационный сегмент текста документа.

Ключевые слова - слова, каждое из которых необходимо, а всех вместе достаточно для отражения содержания документа.

Коммерческое письмо - название делового документа, принятого в коммерческой практике и подготавливающего или оформляющего сделку.

• Коммуникативная цель - цель, побуждающая адресанта вступить в речевой контакт. В деловом общении различаются срочные и перспективные цели. Срочные, или оперативные, цели могут быть достигнуты в данном коммуникативном акте. Перспективные цели (установление и закрепление деловых отношений, участие в долгосрочных проектах и Т.п.) достигаются в процессе устного и письменного диалога.

Консервация документа - предохранение документа от разрушающего действия внешней среды.

Контрагенты - лица, вступающие в договорные отношения и сотрудничающие в процессе выполнения договора: продавец - покупатель, кредитор - заемщик, комиссионер - комитент, арендатор - арендодатель и т.п.

Контракт - договор об установлении, изменении или прекращении правовых отношений, то же, что "договор".

• Контрольный лист - талон для индивидуальной регистрации документов, включающий резолюцию и тему письма.

Корреспондент - учреждение или отдельное лицо, с которым ведется переписка.

• Кредит - включенная в смету сумма, в пределах которой разрешен расход на определенную потребность; ссуда, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности.

Лимит - документ, определяющий предельный размер ассигнований денежных средств, отпуска материалов из государственных фондов.

Лицевой счет - бухгалтерский документ, отражающий передачу какого-либо конкретного вида средств (материалов, инструментов, продукции, зданий и т. д.) определенной организации или лицу.

Личное дело - дело, включающее документы о каком-либо лице (о биографии, образовании, трудовой или общественной деятельности).

Маркировка - индексация технических документов или товаров.

Машиночитаемый текст - документ, использование которого требует применения специально предназначенных технических средств.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий предприятия, член руководящего состава компании, банка, финансового учреждения, их структурных подразделений; специалист в области управления.

Мотивация - определение целей деятельности фирмы, предприятия.

• Накладная - документ, которым оформляются прием и отправка груза, перемещение или отпуск материальных ценностей.

Наряд - документ, содержащий сведения о распределении работ между рабочими-сдельщиками, об учете выработки и о расчете причитающейся им зарплаты.

Номенклатура - перечень наименований.

Номенклатура дел - систематизированный перечень, список наименований дел, заводимых в делопроизводстве учреждения.

• Номер входящего письма - регистрационный номер документа, проставляемый секретарем организации-адресата.

Номер исходящего письма - регистрационный номер документа, проставляемый отправителем.

• Нормативные документы - документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы.

Нормативы - документы, содержащие показатели затрат времени, материальных или денежных ресурсов, выпускаемой продукции, приходящиеся на какую-либо единицу (изделие, операцию).

Объяснительная записка - 1) документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа; 2) сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.

Опись - юридически оформленный перечень документов.

• Оригинал документа - 1) первоначальный экземпляр документа; 2) экземпляр документа, являющийся исходным материалом для копирования.

Особые отметки - это отметки, указывающие на особенности работы с документом: степень секретности, срочность исполнения документов и т.д. •Оферент - физическое или юридическое лицо, выступающее с офертой.

Оферта - см. Предложение.

Официальные документы - документы, составленные учреждением или должностным лицом и оформленные в установленном порядке.

Письмо - обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями и между учреждениями и частными лицами.

• Письмо информационное - письмо, информирующее другое предприятие или заинтересованное лицо о свершившемся факте или о планируемом мероприятии.

Письмо-извещение - письмо, в котором что-либо сообщается или утверждается.

Письмо-напоминание - письмо, повторно сообщающее о каком-либо факте. Такое письмо по лаконизму приближается к телеграмме.

Письмо-подтверждение - письмо, подтверждающее факт отправки документов, участия в каком-либо мероприятии, и т.п.

• Письмо-приглашение - такие письма адресуются конкретному лицу или нескольким лицам и служат основанием для их участия в планируемом мероприятии.

Письмо-просьба - письмо, выражающее просьбу о выполнении какого-либо действия, принятии какого-либо решения, получении документации или материальных ценностей.

• Повестка - официальное сообщение частному лицу или представителю организации о необходимости посетить государственную организацию.

• Подлинник документа - 1) документ официального происхождения в окончательной редакции, удостоверенный соответствующим образом; 2) рукопись.

• Подпись на документе - подпись должностного лица или автора документа, удостоверяющая подлинность или заверяющая копию документа.

Поисковые данные документа - сведения о месте хранения документа, включающие архивный шифр и ссылку на номер листа (страницы) документа.

• Полный пакет предложения - текст предложения (оферты), каталог или образцы материалов, текст контракта (договора), возможно вложение дополнительных документов - паспортов качества и т. п.

Положение - 1) правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности государственных органов, структурных подразделений, а также нижестоящих учреждений, организаций или предприятий; 2) свод правил, регулирующих определенную отрасль государственного управления.

Прайс-лист - перечень видов товаров, услуг с указанием их цены или расценок на них.

Предложение - письменное заявление от имени одной организации другой организации о готовности заключить договор на определенных условиях.

Предметный каталог - каталог документов, содержащий сведения о предметах (фактах, событиях, географических наименованиях) и лицах, которые упоминаются в документах.

• Предметный указатель - указатель основных предметных (тематических) обозначений, расположенных в алфавитном порядке.

Представление - документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

Презентация - 1) представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж; 2) общественное представление чего-либо нового с целью ознакомления или рекламы, жанр рекламного текста (письмо-презентация).

• Претензия - письмо, отправляемое виновной стороне в случае невыполнения ею заключенных ранее договоров разного рода обязательств.

Программа - документ, излагающий основные направления работы учреждения или предприятия на определенный период.

Проект документа - предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения.

Производственный график - календарный план выпуска продукции.

Протокол - документ, содержащий последовательную, адекватную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Распорядительные документы - документы, в которых фиксируется решение в учреждении административных и организационных вопросов.

Распоряжение - 1) правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации в целях разрешения оперативных вопросов; 2) приказание.

Регистрационная карточка - карточка, предназначенная для регистрации документов в делопроизводстве.

Регистрационный штамп - штамп, содержащий следующую информацию: название учреждения, дату регистрации, регистрационный индекс, номер дела, в которое будет помещен документ.

Регистрация документов - запись в учетных формах (журналах, карточках) кратких сведений о документе и проставление на документе индекса и даты регистрации.

Регламент - правила, регулирующие порядок деятельности государственных органов, учреждений, порядок и время проведения мероприятий и действий (например, регламент проведения собраний, совещаний).

Реестр - перечень (список) чего-либо, применяемый в бухгалтерском учете и делопроизводстве (реестр описей).

Резолюция на документе - письменное указание руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения документа.

Резюме - 1) краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог речи, доклада и т.п.; 2) жанр самопредставления, включающий анкетные данные.

Реквизиты - обязательные содержательные элементы служебного документа.

Рекламационное письмо - заявление об обнаружении недостачи, дефектов в полученной продукции или выполненной работе, то же, что и претензия.

Речевое действие - содержание ключевого глагола, с помощью которого реализуется основная коммуникативная цель адресанта (просьба, требование, извещение, приглашение и т. п.).

• Решение - 1) правовой акт, принимаемый коллегиальным органом или руководящей инстанцией государственного органа; 2) документ, содержащий заключение суда или арбитража по результатам разбора гражданского дела или спорного вопроса; 3) резолюция собрания, совещания.

Свободное предложение - предложение без обязательств. Если заказчик примет условие такого предложения, сделка считается заключенной.

Сертификат - письменное свидетельство; документ, удостоверяющий какой-либо факт (сертификат качества).

Система документирования - принятый в учреждении порядок создания, оформления и исполнения документов.

Сопроводительное письмо - письмо, указывающее на факт отправки приложенных к письму документов и других материальных ценностей.

Состав удостоверения - подпись и печать.

Составные наименования - наименования, представляющие собой словосочетание (чаще всего существительного с прилагательным), имеющее одно лексическое значение: юридическое лицо, твердая валюта, товарный знак, свободная экономическая зона и т. п.

Социальные роли - коммуникативные роли, обусловленные социальным статусом и целями говорящих: партнер - партнер, поставщик — потребитель, руководитель - подчиненный.

Спецификация - документ, содержащий подробную опись отправляемых деталей какого-либо изделия, конструкции и т. п.

Справка - документ, содержащий запрашиваемую информацию или подтверждение тех или иных фактов и событий.

Справочно-информационный фонд - совокупность систематизированных произведений печати и неопубликованной научной и технической документации.

• Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам.

• Счет - документ, в котором указана причитающаяся к выдаче за что-либо денежная сумма.

Табель - перечень каких-либо показателей, составленный в определенном порядке (например, табель отчетности).

Таблица - форма документа, в котором текстовые или цифровые сведения размещены по графам.

Талон обратной связи - документ, уведомляющий о получении чего-либо (информации, материальных ценностей, документов).

Твердое предложение - предложение, оформляемое лишь для одного возможного заказчика (покупателя) с указанием срока, в течение которого поставщик связан этим предложением.

Тезаурус - полный лексикон, свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-либо специальной сферы.

Телеграмма (служебная) - вид документа, переданного по телеграфу.

Телекс - телеграмма, посланная по телетайпу (телепринту).

Техническая документация - обобщающее название документов, отражающих результат проектирования, конструирования, инженерных изысканий и прочих работ по строительству зданий и сооружений, а также изготовлению изделий промышленного производства.

Технологическая документация - обобщающее название документов (чертежей, спецификаций и пр.), предназначенных для описания и оформления технологических процессов.

Типовые документы - тексты-аналоги, отражающие наиболее типичные социально-правовые отношения и воспроизводимые по одинаковым образцам.

Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке название фирмы, товара. Товарный знак является важнейшим инструментом маркетинга и рекламы организации, предприятия.

Трансферт - 1) перенос сделки с одного счета на другой; 2) перевод денег из одного финансового учреждения в другое; 3) перевод именных бумаг с одного владельца на другого.

Трафаретный документ - документ, имеющий заранее отпечатанный стандартный текст (часть текста) и дополняющее его конкретное содержание.

Факс (телефакс) - телефонная факсимильная связь для передачи печатной информации, аппарат для приема факсимильной связи.

Факсимиле - 1) воспроизведение техническими средствами точного изображения подписи (текста), сделанного от руки; 2) клише, печатка, позволяющая многократно воспроизводить подпись на документах.

Факторинг - 1) разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; 2) продажа права на взыскание долгов.

Физическое лицо - гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности.

• Формулировка - языковая формула, точно выражающая мысль или ее фрагмент и использующаяся в качестве эталона в деловых текстах, при ссылках.

Формуляр документа - совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа (автор, адрес, дата, заголовок и т.п.)

Циркулярное письмо - письмо, направленное из одного источника в несколько адресов.

Чартер - договор на аренду судна (самолета) в рамках конкретного срока.

Электронная почта - система пересылки сообщений между пользователями вычислительных машин, в которой компьютер, подключенный к общественной (или специальной) телефонной системе с помощью модема, берет на себя функции по хранению и пересылке сообщений. По каналам электронной почты передаются биржевые сводки, платежные документы и коммерческая документация.

Юридическое лицо - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающая в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав, юридический адрес, а также печать и расчетный счет в банке.

Языковая формула (документа) - слово, словосочетание, предложение или сверхфразовое единство, организующее основной текст (документа) и закрепленное за конкретным видом документа. Так, языковой формулой гарантийного письма служит конструкция: "Оплата гарантируется. Наш расчетный счет № ... в ... отделении .... банка".