Культура речи и стилистика - Б.Г. Бобылев 2003
Введение
Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты — важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение курса «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих специалистов. Особенностью данной дисциплины по сравнению с другими гуманитарными курсами является то, что она обеспечивает развитие изначальных человеческих способностей говорения и понимания, выступающих предпосылками любой интеллектуальной и речевой деятельности. Совершенствование речевых и мыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В силу этого, сфера применения знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе изучения курса «Культура речи и стилистика», носит универсальный характер.
Целью данного учебного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, развитие коммуникативных навыков студентов в разных сферах употребления русского языка, письменной и устной его разновидностях. При этом следует учитывать многоаспектность понятия культуры речи, представляющей собой такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся способствует углублению понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширению общегуманитарного кругозора и развитию личности.
Задачи курса, обеспечивающие достижение его целей, состоят в следующем:
— качественное повышение уровня речевой культуры;
— формирование коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами, соответствующими ситуациям общения;
— совершенствование навыков грамотного письма и говорения;
— развитие умения быстро и точно воспринимать и понимать речь во всех её разновидностях, стилях, жанрах;
— создание связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
— участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
— расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
— формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Культура речи и стилистика» для факультета дистанционного обучения ОрелГТУ, а также в соответствии с заданиями контрольных работ по указанной дисциплине.
Пособие состоит из трех частей и приложения. Первая часть посвящена теоретическим основам курса. Здесь дается характеристика таких понятий, как «литературный язык», «языковая норма», «разновидности речи», приводится описание основных приемов работы над орфограммами и пунктограммами и др. Во второй части пособия рассматриваются акцентологические, морфологические, синтаксические и лексические нормы современного русского литературного языка, дается характеристика речевых ошибок и путей их исправления. В третьей части приводится материал, дающий представление о жанрово-стилевых и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка, а также образцы деловой документации. В приложении приводятся образцы документов.