Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфемика. Словообразование. Орфография
Состав слова. Употребление однокоренных слов
По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:
В основе отражено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).
Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.
Родственные слова и их состав
Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а основу слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова —
Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разорительство (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболепски служил барину (надо раболепно).
При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестьян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно, например, заменить слово — обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова правдивые уместно было бы употребить, например, слово убедительные (или реалистические).
Следует заметить, однако, что повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребительные фразеологические обороты: сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и т. п. Такие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.); 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.)
Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда повторение однокоренных слов является единственным способом передачи нужного значения: петь песни, письма писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п.
Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например: 1) У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. (Бел.);
2)
Сила силе доказала:
Сила силе — не ровня.
Есть металл прочней металла.
Есть огонь страшней огня! (Твард.)
115. Прочитайте. Найдите однокоренные слова и определите различия в их значении. Чем определяются эти различия?
Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
Всё, о чём здесь идёт речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нём живёт не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем... (А. Толстой)
116. Продолжите следующие предложения. Запишите их.
1) К служебным морфемам относятся ...
2) Приставка — это ...
3) Суффиксом называется ...
4) Под окончанием понимается ...
5) Морфемика — это раздел языкознания ...
117. Объедините слова в группы с одним корнем.
1. Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горевать, горняк, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар.
2. Частичный, участок, счастье, частица, несчастливый, участковый, отчасти, посчастливилось, частности.
118. Выпишите слова, в которых нет окончания.
Поле, пюре, искренне (рад), кашне, вчерне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро.
119. Прочитайте. Определите тип речи. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Мотивируйте свой выбор.
В лесу уже стемнело, холодный туман и ранние сумерки быстро поглощали мокрый сосняк, почти голый, с остатками жухлой листвы подлесок, а на полевом пространстве... было ещё светло; в лица всадников ударил влажный порывистый ветер, и они остановились. Буров привычно огляделся, прикидывая, куда их занесло. Но он уже увидел за полем раскидистые кроны старых пристанционных деревьев, ближе, на склоне пригорка, темнело несколько хат... (В. Быков)
120. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания.
Прочитав; несмелый; невесело; ненавидеть.
121. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
Услышав; услышанный; умноженный; недалеко; расслышать.
122. Запишите слова, состав которых соответствует следующим схемам.
123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте? Разберите по составу выделенные слова.
1) Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с открытым лицом и друж..ским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош... Микстурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.) 3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попадается. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик ог..лённый мелькает. (Солж.) 4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, — ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособле..ой от всего дома жизнью, — (н..)слышной, (не)заметной, одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гости..ой, рисует на грифельной доске домики или потом читает... всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при покойной маме... Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром... (Бун.)
124. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Цветаевой. Почему в ряде слов текста выделена приставка? Какую роль она играет в стихотворении? В каком слове она уже не выделяется в современном языке?
Рас-стояние: вёрсты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: вёрсты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассо́рили — рассори́ли,
Расслоили...
Стена да ров.
125. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные слова. Объясните, почему такое употребление вполне возможно. Спишите 7-е и 8-е предложения, оформив их как цитаты.
1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Арс.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Посл.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым треском трещит затопл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.)
8)
Повесть пам..тной годины.
Эту книгу про бойца
Я и начал с сер..дины,
И закончил без конца.
С мыслью, может, д..рзновенной
Посв..тить любимый труд
Павшим, пам..ти св..щенной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд. (Твард.)